Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:00, курсовая работа
Целью исследования является изучение исполнительно-распорядительного органа (местной администрации) муниципального образования как юридического лица.
Г) Задачи исследования
Изучение понятия, признаков, особенностей деятельности юридического лица.
Изучение правового положения исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, где также данный вопрос будет разделен на 3 части:
а) изучить порядок регистрации органов местного самоуправления, устав и правоспособность местной администрации;
б) рассмотреть принципы местного самоуправления;
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
§ 2.1. Порядок регистрации органов местного самоуправления, устав и правоспособность местной администрации……….………………………...24
§ 2.2. Принципы местного самоуправления…………………………………...29
§ 2.3. Исполнительные органы местного самоуправления………………...…33
Заключение……..……………………………………………………………….37
Список использованных источников………………………………………..40
С таким выводом несогласны ряд ученых – О.Н. Садиков, В.А. Рахминович. Они утверждают, что, не смотря на то, что в ст. 48 ГК РФ в качестве единственно возможных форм обособления имущества юридического лица названы вещные права, «имущество юридического лица, в особенности коммерческой организации, далеко не исчерпывается вещными объектами, принадлежащими ему на одном из перечисленных вещных прав... Вещные права не должны рассматриваться как, безусловно, необходимые и исключительные юридические формы имущественного обособления юридического лица. Это обособление может быть обеспечено посредством других правовых форм (институтов). Поэтому отсутствие у организации имущества на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления не может, вопреки буквальному толкованию п.1 ст. 48 ГК РФ служить основанием для отказа в признании организации юридическим лицом».10
Такая позиция представляется мне спорной. К вышеуказанному аргументу o ликвидности обязательственных прав, которые должны по идее гарантировать удовлетворение имущественных требований кредиторов, можно добавить следующее. Принадлежность лицу имущества на обязательственном праве должна быть оформлена соответствующим договором. Следовательно, типичной в таком случае будет ситуация, когда кредитор, сталкиваясь с контрагентом, чтобы определить его возможности, его полномочия в отношении собственного имущества, должен знакомиться со специальным договором, которым оформляется принадлежность имущества данному юридическому лицу - контрагенту. На мой взгляд, прав В.В. Витрянский, пояснивший в своей лекции, прочитанной в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации в декабре 1994 года по случаю опубликования первой части гражданского кодекса, что разработчики кодекса исходили из того, что субъект имущественного оборота должен обладать статусом, известным всем кредиторам. А такой статус может быть определен только законом.
Свое конкретное выражение имущественная обособленность находит в том, что юридическое лицо в зависимости от его вида должно иметь либо самостоятельный баланс (коммерческая организация) либо смету (некоммерческая организация).
3. Принцип самостоятельной
гражданско-правовой
Участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам.
Необходимой предпосылкой такой ответственности является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов.
4. Выступление в гражданском
обороте от собственного имени.
Это означает возможность от своего имени:
а) приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности;
б) выступать истцом и ответчиком в суде.
Это итоговый признак юридического лица и одновременно та цель, ради которой оно и создается.
Использование юридическим лицом собственного наименования позволяет отличить его от всех иных организаций и поэтому является необходимой предпосылкой гражданской правосубъектности юридического лица.
Индивидуализация юридического лица осуществляется путем определения его местонахождения (места его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное) и присвоения ему наименования. Последнее обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации (например, унитарные предприятия, инвестиционные и чековые инвестиционные фонды) должны включать в свое название указание на характер деятельности.
Фирменное наименование (или фирма) – название коммерческой организации – требует специальной регистрации, однако процедура такой регистрации пока еще не разработана и на практике регистрация юридического лица означает одновременно и регистрацию его фирмы. Право на фирменное наименование охраняется во всех, государствах – участниках Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г11.
В гражданском праве необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию (товары, работы, услуги) для этого используют:
а) производственные марки (словесное описание товара, обязательно помещается на товаре или упаковке);
б) товарный знак (регистрируется в патентном ведомстве за одним юридическим лицом, является исключительным, может передаваться другой организации по лицензионному договору);
в) наименование места происхождения товара (например, игрушка, литье; может быть зарегистрировано).
Таким образом, в российском гражданском праве:
1. юридическое лицо – это признанная государством в качестве субъекта права организация;
2. которому присущи следующие признаки:
а) организационное единство;
б) обладает обособленным имуществом;
в) самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам;
г) выступает в гражданском обороте от своего имени.
Правосубъектность юридического лица
Под правосубъектностью юридического лица — наличие у него качеств субъекта права, т.е. правоспособности и дееспособности.
В гражданском праве различается общая и специальная правоспособность.
Общая правоспособность согласно – это возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Такой правоспособностью обладают физические лица и частные коммерческие организации.
Специальная правоспособность согласно допускает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в его учредительных документах. При этом следует разграничить предмет их уставной деятельности и конкретные полномочия по осуществлению такой деятельности, которые в сфере гражданского оборота могут быть шире ее предмета, зафиксированного в уставе. Так, закон разрешает некоммерческим организациям осуществлять коммерческую деятельность для достижения своих уставных целей и соответствующую этим целям.
Дееспособность юридического лица — его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, возлагать на себя и исполнять гражданские обязанности, т.е. осуществлять уставную деятельность.
Деятельность юридического лица согласно может осуществляться только людьми, являющимися органами юридического лица. Одни осуществляют взаимодействие с другими субъектами гражданского права, другие осуществляют его уставные функции.
К первым относятся представители организации — лица, представляющие интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права.
Органы управления организацией — лица, представляющие юридическое лицо на основании полномочий, установленных для них законом и учредительными документами без доверенности. Органы управления могут быть как коллегиальными, такими как общее собрание участников, наблюдательный совет, так и единоличными – директор, президент;
Иные лица, представляющие юридическое лицо на основании переданных им органом управления организацией полномочий по доверенности.
Ко вторым относятся работники организации, осуществляющие деятельность в интересах юридического лица на основании трудового договора без выполнения функций представительства.
Действия как первой категории лиц в рамках предоставленных им полномочий, так и второй категории в рамках их служебных обязанностей рассматриваются правом как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность.
Возникновение, прекращение деятельности юридических лиц.
В зависимости от характера
участия государственных
1. Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации не требуется, Это явление можно объяснить тем, что главная роль государства – обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица. В странах с рыночной экономикой такой порядок заменяет явочный порядок образования юридических лиц. Для этого способа образования юридических лиц также характерно отсутствие специальной государственной регистрации последних. Предприятия (организации) создаются в силу самого факта желания учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. Так, некоторое время в России в явочном порядке создавались профессиональные союзы, их объединения и отделения.13 За рубежом явочный порядок применяется, например, при создании ассоциаций во Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии.14 Однако в настоящее время в статье 51 Гражданского Кодекса не предусматривается исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно предположить, что этот способ образования юридических лиц, сегодня в России не применяется.
2. Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.
Для данного способа характерны:
а) инициативный акт учредителей;
б) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица, давшего разрешение на создание данного юридического лица;
в) организационная работа. В разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств.
3. Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный государственный орган лишь проверяет соблюдение установленного порядка образования и соответствие характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме.
Для данного способа характерны:
1) инициативный акт учредителей;
2) организационная работа;
3) контрольная работа компетентного органа.
Этот порядок наиболее распространен – как во всем мире, так и у нас в стране.
4. Договорно-правовой порядок предоставляет возможность образования юридических лиц путем заключения учредителями специального (учредительного) договора гражданско-правового характера.
Таким образом, можно сказать, что юридические лица создаются:
1) по воле собственника
или уполномоченного им органа
(например, государственные или
2) по воле их будущих членов (например, хозяйственные общества и товарищества);
3) по воле учредителей, создающих имущественную базу юридического лица, но не являющихся его участниками (например, фонды).
Действующий порядок
регистрации юридических лиц определен в ГК РФ, Федеральном
законе от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ
Согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Порядок государственной регистрации юридических лиц определён Федеральным законом от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"15.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (с изменениями от 16 сентября 2002 г.), таким регистрирующим органом является Министерство РФ по налогам и сборам16.
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Для регистрации обычно представляются:
а) заявление учредителей о регистрации;
б) устав организации;
в) учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица или протокол собрания;
г) документ об уплате регистрационной пошлины;
Информация о работе Местная администрация как юридическое лицо