Местная администрация как юридическое лицо

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение исполнительно-распорядительного органа (местной администрации) муниципального образования как юридического лица.
Г) Задачи исследования
Изучение понятия, признаков, особенностей деятельности юридического лица.
Изучение правового положения исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, где также данный вопрос будет разделен на 3 части:
а) изучить порядок регистрации органов местного самоуправления, устав и правоспособность местной администрации;
б) рассмотреть принципы местного самоуправления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
§ 2.1. Порядок регистрации органов местного самоуправления, устав и правоспособность местной администрации……….………………………...24
§ 2.2. Принципы местного самоуправления…………………………………...29
§ 2.3. Исполнительные органы местного самоуправления………………...…33
Заключение……..……………………………………………………………….37
Список использованных источников………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

Курсовая местная администрация как юридическое лицо.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

ГЛАВА 2.    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

§ 2.1. Порядок регистрации органов местного самоуправления, устав             и правоспособность местной администрации……….………………………...24

§ 2.2. Принципы местного самоуправления…………………………………...29

§ 2.3. Исполнительные органы местного самоуправления………………...…33

Заключение……..……………………………………………………………….37

Список использованных источников………………………………………..40

Приложения……………………………………………………………………..42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

На данном этапе развития российской правовой системы, важное значение получило местное самоуправление, состоящие из своих структурных подразделений и осуществляющих свою деятельность с помощью соответствующих органов. Местное самоуправление является важнейшим институтом демократического государства, и его изучением занимается такая наука и отрасль права как муниципальное право, которое достаточно детально рассматривает органы местного управления, их полномочия и функции. Основные положения о местном самоуправлении закрепляются в Конституции РФ принятой всенародным голосованием        12 декабря 1993 г., «Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования, распоряжения, муниципальной собственностью»1 с помощью органов местного самоуправления. Ст. 1 ФЗ № 131 от 06 октября 2003 г.   «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляет, что «местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и  осуществляется на всей территории Российской Федерации»2. Свою деятельность муниципальное образование осуществляет с помощью специально созданных органов. Выделяются представительные органы местного самоуправления, например такие, как Собрание депутатов, Городская Дума и т.д., и исполнительно-распорядительные органы, в частности Местная администрация, которая и является темой исследования данной работы. Однако необходимо заметить, что исполнительно-распорядительный орган будет рассматриваться не только с точки зрения муниципального права, но и с гражданско-правовой точки зрения, в качестве юридического лица.

Однако прежде чем  перейти к изучению материала, необходимо выявить актуальность данного вопроса, объект и предмет исследования, цель, задачи, методы исследования, его научную  новизну, а также представить мнения ученых по данному вопросу.

А) Актуальность

Актуальность исследования заключается в том, что именно на данном этапе развития нашего государства, важную роль стало играть местное самоуправление, которое осуществляет свою деятельность через соответствующие органы, в том числе и местную администрацию,                но при этом  действующее законодательство четко не установило правового положения местной администрации, то есть с одной стороны она наделяется правами и обязанностями юридического лица, а с другой стороны таковой не является.

Б) Объект и  предмет исследования

Объектом исследования являются гражданско-правовые       отношения в области деятельности местной администрации,                                          предметом же является нормы законодательства, регулирующее положение исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.

В) Цель исследования

Целью исследования является изучение исполнительно-распорядительного  органа (местной администрации) муниципального образования как юридического лица.

Г) Задачи исследования

  1. Изучение понятия, признаков, особенностей деятельности юридического лица.
  2. Изучение правового положения исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, где также данный вопрос будет разделен на 3 части:

а) изучить порядок регистрации органов местного самоуправления, устав и правоспособность местной администрации;

б) рассмотреть принципы местного самоуправления;

в) исследовать исполнительные органы местного самоуправления.

Д) Методы исследования

Автор исследования будет использовать  методы, представленные в теории государства и права. Метод представляет собой способы, приемы, средства изучения3. Исследователь использует следующие методы:

  1. Сравнительный метод – сравнение государственно-правовых институтов4.
  2. Исторический метод – изучение государственно-правовых явлений в их историческом развитии5.
  3. Метод анализа – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь6.
  4. Изучение и анализ научной литературы. Такой как Витрянский В.В. Гражданский кодекс о юридических лицах; Бондарь Н.С. Авсеенко В.И., Бочаров С.Н.  Муниципальное право Российской Федерации.         

Выше перечислены основные методы, которыми автор исследования будет руководствоваться на протяжении всей работы.

Е) Научная  новизна

Местное самоуправление является важнейшим институтом демократического государства, свою деятельность оно  осуществляет через соответствующие  органы, в том числе и местную  администрацию, однако в РФ пока не существует закона, постановления или иного нормативно-правового акта детально рассматривающего правовое положение местной администрации муниципального образования, а представленная работа позволяет полностью рассмотреть данный орган в одном источнике, к тому же  после определения правового статуса местной администрации гражданское законодательство сможет более эффективно регулировать отношения, связанные с данным исполнительно-распорядительным органом. 

Вся работа подразделяется на две главы. Первая именуется как «Понятие, признаки, особенности деятельности юридического лица». Далее автор перейдет к изучению исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в настоящее время, этому и будет посвящена вторая глава, которая называется «Основные признаки деятельности местной администрации», где также выделяются три параграфа. Первый – порядок регистрации органов местного самоуправления, устав и правоспособность местной администрации, второй – принципы местного самоуправления, третий – исполнительные органы местного самоуправления. Изучение данного вопроса, таким способом, исследователь считает наиболее целесообразным, так как исполнительно-распорядительный орган в таком случае будет изучен всесторонне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

 

 

 

Субъектами гражданского права наряду с гражданами являются и юридические лица. Так юридическое лицо – это организация (учреждение, предприятие), которая имеет в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде7.

На определенном этапе  общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частого права оказалось недостаточных для развития экономического оборота. Появление института юридического лица обусловлено усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и как следствие экономического сознания.

Само понятие «юридическое лицо» было неизвестно римским юристам, но идея расширить круг субъектов  частного права за счет особых организаций  уже тогда существовала. В Средние века накапливался опыт регулирования отношений с участием юридических лиц. Бурное развитие экономики середины – конца ХIХ века дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах. В ХХ веке значение института юридического лица еще более возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации предпринимательской деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику, появления новых информационных технологий. Увеличивается объем законодательства о юридических лицах.

Законодательное регулирование статуса юридических лиц служит:

а) оформлению коллективных интересов (упорядочиваются внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю вволю организации в целом, позволяя ей выступать в гражданском обороте от собственного имени);

б) объединению капиталов;

в) ограничению предпринимательского риска (конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск участника суммой вклада в капитал конкретного предприятия);

г) управлению капиталом (отлаженное законодательство о юридических лицах, ценных бумагах и биржах служит одним из средств управления капиталами в масштабах всей страны и поэтому (является мощным фактором саморегулирования, самоорганизации рыночной экономики, способствует интернационализации хозяйственной жизни).

Признаки юридического лица – это такие внутренние присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.

Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, необходимых для признания юридического лица субъектом гражданского права.

1. Организационное единство  юридического лица.

Первым признаком всякой организации как юридического лица является организационное единство. Оно состоит в том, что данная организация, как единое целое, должна отличаться четкой внутренней структурой, иметь органы управления и соответствующие подразделения для выполнения своих функций. Организационное единство юридического лица получает выражение и закрепляется уставом юридического лица или иными учредительными документами.

В Уставе определяются: наименование организации, ее место нахождения, предмет  и цели деятельности, органы управления и контроля, их компетенция, порядок  образования и расходования имущества, условия прекращения деятельности организации, порядок проведения реорганизационных и ликвидационных процедур.

Законом или учредителем  могут быть предусмотрены и иные правила, которые должны содержаться  в уставе конкретной организации                         (организационно-правовой формы). Устав - обязательное условие признания организации юридическим лицом. Вместе с тем, как уже указывалось, в ряде случаев закон предусматривает и другие учредительные документы, которые тоже могут определять характер организации данного юридического лица. Такими документами могут быть учредительный договор или положение о конкретной организации, утвержденное учредителем. Важность учредительных документов состоит в том, что все, кто как-либо участвуют в деятельности организации - руководители, работники, учредители, должны знать, что представляет собой соответствующее образование, чем оно будет заниматься, кто и как им управляет и т.д. Это же важно и для тех, кто вступает или намеревается вступить в правовые отношения с данной организацией.

2. Имущественная обособленность  юридического лица.

Другим важнейшим признаком  юридического лица является наличие у него обособленного имущества. Любая практическая деятельность немыслима без соответствующих инструментов: предметов техники, денежных средств и т.п. Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имущества, принадлежащего другим лицам, в том числе и учредителей, и называется имущественной обособленностью юридического лица.

Степени обособленности имущества у различных видов  юридических лиц могут существенно  различаться. Хозяйственные товарищества и общества, а также производственные кооперативы обладают правом собственности  на принадлежащее им имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия – правом хозяйственного ведения; казенные предприятия и учреждения, финансируемые собственником – на праве оперативного управления. Правом собственности на принадлежащее им имущество обладают также все некоммерческие организации.

Таким образом, имущество  может принадлежать юридическим  лицам либо на праве собственности, либо ином вещном праве, а именно праве  хозяйственного ведения или оперативного управления. По свидетельству заместителя председателя Высшего арбитражного суда РФ кандидата юридических наук В.В. Витрянского такая ситуация исключает возможность существования юридических лиц, обладающих имуществом исключительно на обязательственном праве.8

Такое утверждение нельзя не признать справедливым, ведь смысл уставного капитала хозяйственного общества, являющегося минимальным размером имущества общества, заключается в соответствии с п. 1 ст. 90      ГК РФ9 и п. 1 ст. 99 ГК РФ, в том, что он гарантирует интересы кредиторов такого общества. Имущество, принадлежащее должнику на обязательственном праве вряд ли может служить такой гарантией, т.к. его ликвидность весьма невелика.

Информация о работе Местная администрация как юридическое лицо