Механизм реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данного исследования заключается в разработке основных направлений механизма реализации и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи.
Изучить теоретические основы исторических этапов развития Конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина вывести их определение.
Дать оценку состоянию вопроса реализации прав, свобод и обязанностей в Российской Федерации, выявить основные причины их нарушения и способы их устранения. Определить способ правовой защиты, указать средства обеспечивающие реализацию основных прав, свобод и обязанностей. В конечном итоге определить процессуальные стадии их реализации.

Содержание

Введение
1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1.1 Поколения прав человека
1.2 Права и свободы человека и гражданина
1.3 Конституционные обязанности
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Понятие и условия реализации основных прав, свобод и обязанностей
2.2 Субъекты реализации основных прав, свобод и обязанностей
2.3 Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей
2.4 Причины нарушения реализации прав и свобод
3. ЗАЩИТА, СПОСОБЫ, СРЕДСТВА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ
3.1 Правовая защита основных прав, свобод и обязанностей
3.2 Способы активной реализации основных прав, свобод и обязанностей
3.3 Средства, обеспечивающие реализацию основных прав, свобод и обязанностей
3.4 Процессуальные стадии реализации основных прав, свобод и обязанностей
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Работа содержит 1 файл

Механизм реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.docx

— 69.57 Кб (Скачать)

Государственная юридическая  защита прав и свобод человека и  гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. На практике это означает, что все органы Российского государства в соответствии со своей компетенцией обязаны принимать меры по обеспечению соблюдения и осуществления прав и свобод. Однако первое место в системе защиты основных прав и свобод человека и гражданина занимает Президент РФ, который согласно ст. 80 федеральной Конституции является гарантом конституционных прав и свобод. Осуществляемая главой государства деятельность по защите прав и свобод личности по своим масштабам и средствам ее реализации является универсальной и наиболее эффективной в силу того, что при ее проведении используются особо значимые институты и формы.

Важное значение имеет  судебная защита, которая гарантируется  Конституцией каждому (ч. 1 ст. 46). Согласно ч. 2 названной статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Причем обжалованы, могут быть как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) этих органов, организаций, их руководителей. Часть 3 данной статьи Конституции гласит, что каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан" 1.

В Конституции России содержится также важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54), что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

Судебная реализация перечисленных  и других принципов и норм Конституции  по защите прав и свобод граждан  обеспечивается судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями  и Конституционным Судом Российской Федерации, который согласно ч. 4 ст. 125 Конституции по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод граждан  и по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного или подлежащего применению в  конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

В своих решениях Конституционный  Суд РФ неоднократно опирался на норму  ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в качестве дополнительного аргумента в  обоснование установленных им нарушений  прав человека или для защиты таких  прав. Об этом свидетельствуют, в частности, следующие примеры.

В деле о проверке конституционности  отдельных статей Арбитражного процессуального  кодекса Конституционный Суд  РФ констатировал, что в силу ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ право  каждого на судебную защиту должно гарантироваться в соответствии с нормой п. 1 ст. 14 Международного пакта  о гражданских и политических правах 1. В Постановлении от 13 июня 1996 г. по делу о проверке конституционности ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР Конституционный Суд РФ непосредственно признал эту норму УПК РСФСР не соответствующей ч. 1 ст. 17 Конституции РФ 2. Ссылки на нарушения прав, предусмотренных в ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, содержатся и в индивидуальных жалобах граждан и организаций, обращенных к Конституционному Суду РФ 3. Однако ни заявители, ни сам Конституционный Суд, ни разу не высказались в том смысле, что нормам международного права придается особый правовой статус в российской правовой системе.

Широкое признание получила деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ, должность которого установлена в нашей стране впервые  по Конституции 1993 г. О степени его  влияния на правовую жизнь в России говорит статистика. Только в 2006 г. на рассмотрение Уполномоченного по правам человека РФ поступило от населения  по почте 32 477 жалоб, кроме того, в  приемную Аппарата Уполномоченного  обратились более 5 тысяч заявителей. По всем поступившим вопросам и обращениям были приняты меры, даны консультации и разъяснения. Рассматривая принципы и нормы Конституции о защите прав и свобод человека и гражданина, нельзя не сказать и о том, что 

Государственная Дума в соответствии со ст. 103 Конституции назначает на должность и освобождает от должности  Уполномоченного по правам человека, главной целью которого является обеспечение гарантий государственной  защиты прав и свобод граждан, их соблюдение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В обязанности Правительства  Российской Федерации Конституцией вменено осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и  общественного порядка, борьбе с  преступностью. Исполнительная власть в лице Правительства России, федеральных  министерств и ведомств, исполнительно-распорядительных органов субъектов Российской Федерации  непосредственно отвечает за реализацию прав и свобод человека и гражданина, в частности за их организационное  и экономическое обеспечение. Этим же целям служит их нормотворческая  деятельность.

Публично-правовая общественная защита свобод и законных интересов  личности. Публично-правовая общественная защита личности в процессе реализации индивидом основных прав и свобод - это юридическая защита, осуществляемая институтами гражданского общества. В числе субъектов этого вида правовой защиты личности можно выделить профессиональные союзы, политические партии, негосударственные некоммерческие организации адвокатов и так далее. Субъекты публично-правовой общественной защиты выполняют свои обязанности по юридическому обслуживанию запросов и потребностей населения на основе действующего законодательства. Например, ст. 2 ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", определяя цели и задачи этого института гражданского общества, прямо указывает на то, что Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.

Международно-правовая защита интересов личности в процессе реализации прав и свобод. Российская Федерация  является полноправным участником многих межгосударственных и международных  организаций, в которых она официально состоит; более того, согласно действующей  федеральной Конституции в нашей  стране общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью национальной правовой системы. В силу вышесказанного Конституция  РФ признает право каждого на международно-правовую защиту его интересов. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ: "Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Такими органами являются, например, Европейский суд по правам человека или Международный суд ООН.

Согласно ст. 79 Конституции  РФ сама возможность участия или  неучастия Российской Федерации  в межгосударственных объединениях обусловлена необходимостью обеспечения  прав и свобод человека и гражданина, так как Россия может вступать в международные союзы только при условии, что это не влечет за собой ограничение прав и свобод личности и не противоречит основам  конституционного строя Российской Федерации.

Индивидуальная юридическая  защита прав и законных интересов  других лиц. Реально существующая юридическая  практика позволяет говорить о том, что имеет право на признание  институт индивидуальной правовой защиты законных интересов другого лица. Например, правозащитная деятельность общественного защитника в судебном процессе. Или оказание юристом-специалистом в частном порядке возмездной или безвозмездной (в частности, в статусе третейского судьи) юридической помощи другому лицу. Обязательными условиями здесь  должно быть соблюдение таких требований, как наличие у участника правовой жизни, оказывающего помощь, специального юридического образования, а инициатива о совершении юридически значимых действий должна исходить от другого лица.

3.2 Способы активной  реализации основных прав, свобод  и обязанностей

Практика реализации основных прав, свобод и обязанностей знает  немало способов объективирования содержащихся в них потенциальных возможностей. Общее количество таких возможных способов практически не ограничено. Например, удовлетворение духовных запросов индивида происходит в процессе реализации ст. 28 Конституции РФ путем выбора соответствующей мировоззренческой позиции и определения своего отношения к религии на основе свободы совести и свободы вероисповедания, а также на основе использования правового потенциала ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания.

Естественная потребность  каждого человека во власти реализуется  через участие избирателей в  выборах органов государственной  и муниципальной власти, через  активное поведение участников референдума  во время проведения всенародного голосования  по важнейшим вопросам государственной  и общественной жизни; в соучастии  в организации и проведении таких  массовых публичных мероприятий, как  митинги, демонстрации, шествия. Одним  из проявлений непосредственного действия конституционных прав и свобод является уведомительный принцип, согласно которому лицу, реализующему свои права человека и гражданина, достаточно лишь уведомить  компетентные органы власти о своем  намерении. Дополнительного разрешения от них не требуется. Уведомительный принцип действует при реализации права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. Расширение сферы действия уведомительного  принципа рассматривается учеными  в качестве перспективы демократизации и развития свободы.

Широко распространенным способом реализации конституционных  прав и свобод является развитие способностей индивида посредством материализации возможностей, заключенных в нормах, составляющих конституционный статус личности. Данный статус является первичным, исходным, все остальные социальные статусы лишь дополняют его. Конституционный статус личности может быть выражен следующей формулой: конституционные права + конституционные свободы + конституционные обязанности = конституционный статус личности.

Так, реализуя конституционное  право на образование, индивид получает специальные научные знания, приобретает  практические навыки, совершенствует свое профессиональное мастерство.

Исключительно широкое распространение  имеет такой способ практической реализации основных прав, свобод и  обязанностей, как приобретение и  приумножение личностью материальных и духовных благ. Ведь львиную долю всех благ, необходимых для полноценного существования и развития, человек  получает на основе использования тех  возможностей, которые заложены в  базовых нормах Основного Закона, и в частности в ст. 8, 9, 34, 35, 36, 41, 44 и других статьях Конституции  РФ. То есть через реализацию основных прав и свобод, определяющих меру поведения, правила и принципы действия в  сфере отношений собственности, свободного духовного развития и  цивилизованного образа жизни. В  условиях становления и утверждения  в нашей стране правового демократического общества особенно актуален такой способ реализации основных прав и свобод, как овладение демократическими ценностями и их динамичное развитие на основе и с помощью правовых средств. Именно на основе практической реализации конституционных прав идет процесс освоения таких ценностей, как признание человека высшей ценностью, утверждение идеалов добра и справедливости, соблюдение норм закона, осуществление официальной публичной власти посредством свободных демократических выборов.

 

3.3 Средства, обеспечивающие  реализацию основных прав, свобод  и обязанностей

Наиболее эффективными средствами осуществления возможностей конституционного статуса личности являются те из них, которые установлены в нормах действующего законодательства.

Универсальным средством, обеспечивающим реализацию основных прав, свобод и  обязанностей, выступает правоотношение. Содержащиеся в конституционных  правах и свободах внутренние правомочия объективируются в реальной общественно-политической практике и обретают форму материального  мира в конкретном правоотношении. Правореализационная практика в  сфере реализации основных прав и  свобод охватывает самые важные стороны  социальной, экономической, политической и духовной жизни индивида. Особенность  этих правоотношений в том, что они  отличаются персонифицированной определенностью, поскольку одной из сторон здесь  является конкретный субъект - носитель конституционного права или обязанности.

Эффективным средством обеспечения  реализации основных прав и свобод служит подача жалобы на решения и  действия (или бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц  в соответствии со ст. 46 (ч. 2) Конституции  Российской Федерации.

Хорошо известным средством  обеспечения реализации конституционных  прав и свобод служит применение компетентными  органами государственной власти соответствующих  мер юридической ответственности, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина.

Во многом способствует систематическому и полному осуществлению конституционных  прав и свобод постоянная и повседневная деятельность юридических организаций  и учреждений, таких, как адвокатские  образования, юридические отделы и  договорно-правовые управления органов  государства и органов местного самоуправления; юрисконсульты и  юридические службы предприятий  и организаций по оказанию юридической  помощи гражданам и юридическим  лицам. В соответствии со ст. 48 каждому  гарантируется право на получение  квалифицированной юридической  помощи.

Под квалифицированной юридической  помощью подразумевается главным  образом адвокатская юридическая  помощь. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П, "гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии".

Информация о работе Механизм реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации