Механизм реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данного исследования заключается в разработке основных направлений механизма реализации и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи.
Изучить теоретические основы исторических этапов развития Конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина вывести их определение.
Дать оценку состоянию вопроса реализации прав, свобод и обязанностей в Российской Федерации, выявить основные причины их нарушения и способы их устранения. Определить способ правовой защиты, указать средства обеспечивающие реализацию основных прав, свобод и обязанностей. В конечном итоге определить процессуальные стадии их реализации.

Содержание

Введение
1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1.1 Поколения прав человека
1.2 Права и свободы человека и гражданина
1.3 Конституционные обязанности
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Понятие и условия реализации основных прав, свобод и обязанностей
2.2 Субъекты реализации основных прав, свобод и обязанностей
2.3 Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей
2.4 Причины нарушения реализации прав и свобод
3. ЗАЩИТА, СПОСОБЫ, СРЕДСТВА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ
3.1 Правовая защита основных прав, свобод и обязанностей
3.2 Способы активной реализации основных прав, свобод и обязанностей
3.3 Средства, обеспечивающие реализацию основных прав, свобод и обязанностей
3.4 Процессуальные стадии реализации основных прав, свобод и обязанностей
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Работа содержит 1 файл

Механизм реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.docx

— 69.57 Кб (Скачать)

3.         правовой статус данного лица, которым он обладает в государстве происхождения, то есть в материнском государстве;

4.         права, вытекающие из договоров РФ с государством, гражданином которого является данное лицо.

Четвертый правовой модус - "лицо без гражданства". Это  такое правовое состояние, которое  включает 3 элемента:

1.         правовой статус человека;

2.         правовой статус гражданина РФ, за исключением прав, в которых по закону ограничены лица без гражданства;

3.         права и обязанности, установленные международной Конвенцией 1954 г. о статусе апатридов, то есть лиц без гражданства.

Пятый правовой модус - "лицо с двойным гражданством". Правовое положение этих лиц определяется в таких правовых актах, как ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ, абзац третий ст. 3 и ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" и международные договоры Российской Федерации. Эти лица обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством обоих государств, гражданами которых они являются.

Шестой правовой модус - "лицо с правовым статусом "гражданин  двух государств". Эти лица, имея документальное подтверждение наличия  гражданства двух государств, в ситуации, когда между этими государствами  нет договора о признании двойного гражданства, могут рассчитывать лишь на признание тех своих прав, которые  предоставляются гражданам того государства, на территории которого они  находятся в данное время.

Самостоятельную группу субъектов-участников реализации конституционных прав и  свобод составляют органы государства, которые в силу своего социального  назначения призваны создавать условия  для надлежащей реализации Конституции  РФ, принимать меры для удовлетворения потребностей населения. Эти их обязанности  прямо закрепляются в действующем  законодательстве. Например, Правительство  Российской Федерации в соответствии с пунктом "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ "осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью". Ведущее положение в этой группе органов государства занимают такие органы государственной власти, как Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, другие федеральные и региональные органы государственной власти.

Прямое действие конституционных  норм относительно прав и свобод человека и гражданина защищают Конституционный  Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. В Постановлении  от 16 июня 1998 г. Конституционный Суд  РФ подчеркнул, что требование о  непосредственном применении Конституции  РФ обращено ко всем судам, которые  независимо осуществляют судебную власть в пределах своей компетенции  и в установленных формах судопроизводства. На данную обязанность судов общей юрисдикции ориентирует и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, связанных с обжалованием решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающих на права и свободы человека и гражданина. Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов – судов 1.

В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, как общественное отношение  и государственную функцию 1. Иногда судебная защита отождествляется с  правосудием или рассматривается  как гарантия доступа к нему. В  уголовно-процессуальной науке под  судебной защитой понимается «совокупность  организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для  защиты своих прав и законных интересов» 2.

Значительный объем работы по юридической защите конституционных  прав и свобод выполняют общественные объединения, такие, как профессиональные союзы, политические партии, адвокатские  образования и другие институты  гражданского общества. В их уставах  и положениях содержатся четкие указания на необходимость выполнения этой обязанности.

2.3 Гарантии реализации  основных прав, свобод и обязанностей

Гарантом Конституции  Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 80 Основного Закона, является Президент  России. Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина он вправе отменить противоречащие федеральному законодательству постановления Правительства  Российской Федерации, а также приостановить  действие незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации впредь до решения вопроса соответствующим судом (ст. 85 и 115 Конституции России).

Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей исследованы  в научной литературе наиболее полно. Обычно в числе таких гарантий выделяют социально-экономические, политические, духовно-психологические (нравственные) и организационно-технические 1. При  этом, как правило, под гарантиями понимаются "материальные, организационные, духовные и правовые условия и  предпосылки, делающие реальностью  осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и  гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств" 2.

Однако в последнее  время в понимании правовой природы  гарантии обозначился новый подход, который был воспринят в законодательной  практике. Суть его в том, что под  гарантиями в широком смысле содержания этого юридического феномена понимаются не только условия и средства реализации прав и свобод, но и отдельные субъективные права участников правовой жизни. Именно так поступает, например, законодатель, когда объединяет юридические возможности участников таких основных институтов прямой демократии, как выборы и референдумы, и в одном тематическом Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с помощью двухслойного правового регулирования решает суперсложную задачу формирования современной правовой базы и выборов, и референдумов. Думается, что для этого есть определенные основания, ведь в действительности многие из гарантий по своей юридической сущности представляют собой меру возможного поведения, как, например, право избирателя на поддержку выдвинутого кандидата. Но в то же время, на наш взгляд, было бы неверно, если бы мы поставили знак равенства между всеми субъективными правами, с одной стороны, и гарантиями, с другой стороны. Хотя права и гарантии находятся в тесной взаимосвязи между собой, они существенно отличаются друг от друга. Субъективные права представляют собой меру возможного поведения, которая имеет целью установить новые правила поведения, принципы или стандарты деятельности, в то время как гарантии не создают новой материальной формы жизнедеятельности, а представляют собой правовую форму, которая обеспечивает реализацию требований и предписаний, содержащихся в нормах, которые устанавливают субъективные права участников правоотношения. Обеспечительный характер гарантий как раз и отличает прежде всего юридическую конструкцию гарантий от субъективных прав. Не случайно само французское слово "garantie" означает "обеспечение, осуществление чего-либо", "ручательство, порука в чем-либо" 1. Соответственно это находит свое отражение и в различии видов правовых норм, в которых закрепляются субъективные права и гарантии. Если субъективные права закрепляются в нормах материального права, то гарантии, как правило, представлены в процессуальных правовых нормах.

2.4 Причины нарушения  реализации прав и свобод

Принимая во внимание обширность и комплексность системы конституционных  гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, казалось бы, нарушения названных  прав и свобод должны быть уже устранены  или сведены к минимуму. Однако четырнадцать лет, минувших с момента  принятия Конституции Российской Федерации, свидетельствуют, что, несмотря на принимаемые  меры по их соблюдению и защите, нарушения  личных и социально-экономических  прав граждан в нашей стране еще  распространены. О недостаточной  эффективности принимаемых мер  по защите конституционных прав и  свобод граждан свидетельствует  и тот факт, что в последние  годы увеличилось число поданных жалоб граждан России в Европейский  суд по правам человека. В настоящее  время их там до 20% от общего числа  жалоб, поступивших от жителей всех стран, входящих в Совет Европы.

Нарушение законов, принципов  и норм Конституции Российской Федерации, регулирующих права человека, пренебрежение  интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое  и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к  государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию.

Каковы причины этих негативных явлений? Безусловно, их много. Назовем  только некоторые из них.

Первая - Конституция Российской Федерации, как и любая конституция, не может быть свободной от декларации: права и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления ни в самой  Конституции, ни в принятых на ее основе других законодательных актах существенным образом не определен.

Вторая - принцип всеобщности  соблюдения Конституции Российской Федерации и законов в Основном Законе провозглашен, однако принцип  ответственности за их неисполнение не только не закреплен, но и не назван. И не случайно большинство чиновников не несут ответственности за нарушение  прав человека, которые в соответствии с Конституцией должны быть главным  ориентиром их деятельности.

Третья - деятельность многих государственных органов, призванных осуществлять меры по обеспечению законности, охране и защите прав и свобод граждан, по-прежнему во многих случаях без  видимых причин остается закрытой и  бесконтрольной. Вместе с тем демократическое  государство невозможно без действенных  гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата, в том числе и без открытого  контроля, не только со стороны самого государства, но и общественности.

Четвертая - низкий уровень  правосознания и правовой культуры граждан России, многие из которых  слабо осведомлены даже о тех  правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Конституцией страны. Как обоснованно отмечается в "Российской газете": "К сожалению, наши граждане не всегда имеют достаточную  информацию о своих правах и нередко  становятся жертвами мошенничества  и произвола чиновников. Повышение  правовой культуры граждан тем более  актуально в нынешней ситуации, когда  государство выделяет огромные средства на повышение качества социальных услуг  населению" 1.

Пятая - начавшаяся в 1991 г. судебная реформа, обозначившая начало формирования новой парадигмы государственной  власти в Российской Федерации, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, по различным обстоятельствам до сих пор не завершена. Из всех реформ, проводимых российской властью в последние годы, ход судебной реформы освещается в СМИ менее других. Она стала самой "тихой".

Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что для более успешного  решения задач по охране и защите прав и свобод человека и гражданина необходимы не только соответствующие  меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, совершенствованию  деятельности исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, но и повышения активности самих  граждан по осуществлению конституционного положения о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами (ч. 2 ст. 45 Конституции).

 

3. ЗАЩИТА, СПОСОБЫ,  СРЕДСТВА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СТАДИИ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ  

 

3.1 Правовая защита  основных прав, свобод и обязанностей

Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина - новая реальность современной  России, одна из тех сфер ее государственной  и общественной жизни, которая привлекает и вызывает озабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом.

В юридическом словаре  дается следующее определение названному термину: "Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его  возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах" 1.

В современных условиях основные права человека изложены, как правило, в конституции каждого государства  и в международно-правовых документах по правам человека, в частности  в Международном билле о правах человека, а также Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской  социальной хартии (1961 г.).

Под защитой понимается восстановление положения, существовавшего до нарушения (путем совершения конкретных действий или бездействия) того или иного  права. Государственная защита - это  правовая защита, осуществляемая государством (его органами). Правовая защита - это  усилия государства по обеспечению  с помощью правовых механизмов (средств  и способов) восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также использование самими лицами, права и свободы которых  нарушены, предоставленных им законом  средств и способов восстановления и защиты своих прав и свобод.

Очевидно, что право может  быть реализовано только тогда, когда  ему соответствует обязанность  государства или другого лица (органа) его обеспечить. Гарантия (фр. garantie) - это ручательство, обеспечение, заверение.

Провозглашение гарантируемой  каждому человеку и гражданину государственной  защиты его прав и свобод означает, с одной стороны, признание государством на самом высшем уровне своей обязанности  защищать права и свободы, с другой стороны - наличие корреспондирующего ей права человека и гражданина требовать  от государства (его органов) выполнение взятой на себя обязанности.

В защите прав и свобод человека и гражданина в России участвуют  все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельно и в  пределах очерченной законом компетенции.

Органы представительной (законодательной) власти РФ и ее субъектов  призваны, нормативно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением и защитой прав и свобод российских граждан. На это направлено отраслевое (текущее) законодательство, которое  конкретизирует конституционные (основные) права и свободы граждан, развивает  их, обогащая содержание их правового  статуса, создает юридические механизмы  обеспечения их реального осуществления, восстановления прав и свобод в случаях  их нарушений, устранения препятствий  в их реализации и т.д. На защиту прав и свобод человека и гражданина в  нашей стране направлена деятельность органов исполнительной власти - на уровне Федерации, и ее субъектов, а  также органов местного самоуправления.

Вид правовой защиты - это  обособленная на основе однородных критериев  и отличающаяся собственными признаками система действий субъектов правореализационного процесса, направленная на осуществление прав, свобод и обязанностей.

Индивидуальная правовая самозащита. Право каждого человека на правовую самозащиту установлено  Конституцией РФ в ч. 2 ст. 45, где сказано: "Каждый вправе защищать свои права  и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Этот вид  юридической защиты основных прав и  свобод характеризуется тем, что:

·          во-первых, инициатива по защите прав и свобод, в том числе по восстановлению нарушенных прав и свобод, исходит от самого лица, чьи интересы могут пострадать или уже ущемлены;

·          во-вторых, закон не ограничивает формы, средства и способы индивидуальной правовой защиты, кроме случаев, указанных в Конституции РФ; в-третьих, реализация этого вида правовой защиты основных прав и свобод обеспечивается личным, активным участием гражданина в правозащитных отношениях, что особенно ярко проявляется, например, при проведении митингов, демонстраций, забастовок.

Очевидно, что конституционные  нормы, закрепляющие право каждого  на юридическую самозащиту, составляют надежную нормативную основу охраны жизни, чести и достоинства каждого  человека, и в том числе служат гарантией реализации института  необходимой обороны.

Информация о работе Механизм реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации