Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:56, курсовая работа
Механизм государства в различные периоды существования человеческого общества имел неодинаковую структуру и функции. Данная курсовая работа посвящена исследованию понятия механизма государства, его структуры, принципов его эффективного функционирования. В работе также затронуты вопросы, связанные с местом государственных органов в составе механизма (аппарата) государства, дана их характеристика.
Введение
1 Механизм (аппарат) государства
1.1 Основные понятия
1.2 Структура механизма государства
1.3 Принципы обеспечения эффективного функционирования
механизма государства
2 Государственные органы в механизме государства
2.1 Характеристика государственных органов
2.1.1 Представительные органы государственной власти
2.1.2 Исполнительные органы государственной власти
2.1.3 Судебные (правоохранительные) органы в составе государственного механизма
Заключение
Список используемой литературы
Суд - это орган государства, который в процессуальном порядке осуществляет правосудие по гражданским, административным и уголовным делам. Суд является независимым органом власти, он подчиняется только закону. Все решения суда, вступившые в силу, обязательны для всех субъектов права и подлежат безусловному исполнению.
Судебная власть в системе государственных властей является главным уравновешивающим механизмом, который направляет действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Судебные органы защищают человека от произвола первых двух ветвей власти. Судебные органы придают установленным ими фактам юридическое значение. А после этого следуют процедура защиты законных прав участников правовых отношений, наказание виновных лиц, отмена незаконных решений, восстановление нарушенного права, защита прав потерпевшего и т.д.
В отличие от законодательной власти суд не издает законы, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Суд занимается иной деятельностью. Он рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе. Это могут быть уголовные дела, имущественные и трудовые споры, конфликты в политической сфере, жалобы граждан на действия чиновников и т.д.
Судебная система имеет сложную структуру, она включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды. В зависимости от правовой сферы, на которую распространяются полномочия, различают суды общей, специальной и административной юрисдикции.
Судебная система возглавляется верховными судебными органами, которые во многих государствах выполняют одновременно функции Конституционного суда. Однако в некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда могут быть избраны парламентом, либо назначены президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.
В различных странах судебная система имеет свою собственную структуру. Например в США она включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных (апелляционных) судов и Верховного суда США. Все судьи этой системы назначаются персонально президентом с одобрения Сената. Верховный суд США одновременно исполняет функции конституционного суда, является судом первой инстанции и занимается наиболее важными делами, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов.
В Российской Федерации судебная система состоит из судов высшей инстанции, к которым относятся Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный суды, судов субъектов федерации, городских и районных судов. Все три ветви судов наделены различными полномочиями и решают вопросы, касающиеся иcключительно своей компетенции. Члены Высших судов Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению президента.
В других же странах существуют иные правила формирования судебных органов. Однако формировать судебные органы и наделять их определенными компетенциями нужно так, чтобы суд был огражден от давления (политического или любого другого), которое способно повлиять на принятие судебного решения. Для этого существует ряд привилегий, которыми располагают судьи, например, статус судьи (несменяемость, независимость, подчинение только закону и т.д.).
Судебная власть должна быть независимой и подчиняться только. Ее возможности можно рассматривать двояким образом. С одной стороны, судебная власть обладает достаточной силой, так как только она может осуществлять некоторые меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой же стороны, судебная власть достаточно слаба, потому что она не опирается на прямую поддержку избирателей, как власть законодательная. Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости. Такое отношение к судебной власти со стороны других государственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и существует, прежде всего, в странах с длительными демократическими традициями, там, где укоренился принцип господства права.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы были рассмотрены следующие основные вопросы:
- Исследовано понятие механизма государства и его структура;
- Рассмотрены основные принципы обеспечения эффективного функционирования механизма государства;
- Определено определяющее место государственных органов в составе механизма государства и их определяющая роль, даны их характеристики.
В приложении представлены схемы характеризующие понятие механизма государства, принципы его организации и деятельности, а также схема классификации государственных органов в составе государственно механизма.
В целом необходимо отметить, что органы образующие государственный аппарат важны для управления государством. Несмотря на это необходимо отметить отрицательную сторону разрастания государственного аппарата. Непосредственно государство должно способствовать предотвращению этого явления. Государство должно наделить свои органы конкретными полномочиями, предоставить им не только права, но и обязанности. Необходимо создание четкой соподчиненности и взаимоответственности, что упростит сложный механизм управления государством.
Список используемой литературы
1. Марченко. Теория государства и права. М., 1997.
2. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., Изд-во «Спарк» 2000.
3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права – Курс лекций. М., Изд-во «Юристъ». 2001.
4. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие. М., 2000.
5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Под редакцией Стрекозова В.Г. М., 2000.
6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. Под редакцией Редько Т.Н., М., 1998.
7. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., Изд-во «Юристъ». 1996.
8. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., Изд-во «Юрайт» 2001.
Приложение 1
Приложение 2