Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой обусловлена тем, что нормальное функционирование механизма государства - является основополагающим фактором для развития любого государства и общества в целом.. Без знания принципов работы механизма государства, невозможно правильно организовать работу всех его органов и решения поставленных перед ними задач.. Соответственно совершенствование механизма государства и всего государственного аппарата в целом является важнейшим приоритетом при построении любого государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Механизм государства
№1. Понятие механизма государства. Его соотношение с государственным аппаратом
№2 Государственные предприятия
№3 Государственный аппарат
№4. Понятие, виды и особенности государственных органов как основного элемента механизма государства
№5 Законодательные органы государственной власти
№6 Исполнительные органы государственной власти и центральные органы исполнительной власти
№7 Министерства, ведомства, другие центральные учреждения
№8 Местные органы государственной власти и местного самоуправле­ния
№9 Судебные (правоохранительные) органы государственной власти.
№10 Вооруженные силы в механизме государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Механизм государства лучшее.doc

— 170.50 Кб (Скачать)


3

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………С. 3

  Механизм государства

№1.    Понятие механизма государства. Его соотношение с государственным              

     аппаратом…………………………………………………………………….С. 4-6

№2 Государственные предприятия…………………………………………С. 6-8

№3 Государственный аппарат………………………………………………С. 8-10

№4.    Понятие, виды и особенности государственных органов как

     основного элемента механизма государства……………………………С. 10-17

№5 Законодательные органы государственной власти…………………С. 17-20

№6 Исполнительные органы государственной власти и центральные органы исполнительной власти………………………………………………………С.20-22

№7 Министерства, ведомства, другие центральные учреждения……...С.22

№8 Местные органы государственной власти и местного самоуправле­ния………………………………………………………………………………С.22-24

№9 Судебные (правоохранительные) органы государственной власти.С.24-26                 №10 Вооруженные силы в механизме государства………………………С.26-28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….С.28

Список использованной литературы………………………………………С. 29

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  курсовой обусловлена  тем, что нормальное функционирование механизма государства - является основополагающим фактором для развития любого государства и общества в целом.. Без знания принципов работы механизма государства, невозможно правильно организовать работу всех его органов и решения поставленных перед ними задач.. Соответственно совершенствование механизма государства и всего государственного аппарата в целом является важнейшим приоритетом при построении любого государства.

 

Целью курсовой работы является рассмотрение организации и деятельности механизма Российского государства.

 

Задачи:

а) раскрыть и проанализировать понятие механизма государства, его соотношение с государственным аппаратом;

б) рассмотреть понятие государственных органов как основного элемента механизма государства, их  виды  и особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизм государства.

№1. Понятие механизма государства и его соотношение с государственным аппаратом.

Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы.[1]

Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой государство осуществляет власть.. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Можно выделить несколько определений механизма государства, представленных в работах различных авторов.

В.В.Лазарев определяет механизм государства как « совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности».[2]

В.Н.Хропанюк называет механизмом государства систему  специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.[3]

На мой взгляд, наиболее удачным определением механизма государства является определение, данное В.М.Корельским, В.Д.Переваловым, в соответствии с которым:

Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.[4]

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Авторами выделяются следующие характерные признаки механизма государства:

1) Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;

2) Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его конституции;

3) Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, - вооруженные отряды людей, тюрьмы. Без них не может обойтись ни одно государство.

4)  Механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения;

5) При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.[5]

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.

Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части – органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев – элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

.

№2 Государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли.

Составляющей механизма государства являются также государственные служащие (чиновники), специально занимающиеся управлением.

В соответствии с Федеральным законом 2003 года «О системе государственной службы в Российской Федерации»  федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.[6] (ст.10).

     Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

      а) государственная гражданская служба;

      б) военная служба;

      в) правоохранительная служба.

      Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

К механизму государства в качестве необходимых составляющих относятся также организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами) факторы.

Важное значение при формировании механизма демократического правового государства имеет принцип разделения властей.

Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Дж. Локк (1632-1704) и французский просветитель, философ и правовед Ш. Монтескье (1689-1755).

Конституция РФ 1993 года не только декларировала принцип разделения  властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.

Принцип разделения властей, закрепленный в статье 10 Конституции РФ, гласит: «Государственная власть в  Российской Федерации осуществляется  на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».[7]

Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми  друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских прав свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизации власти каким-либо одним институтом государства.

В научной и учебной литературе зачастую решается вопрос о соотношении государственного механизма и государственного аппарата. Государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов.[8]

Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

№3 Государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства.

Аппарат любого государства – это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система. В основе построения и функционирования государственного аппарата лежат объективные и субъективные факторы, предопределяющие наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствующие соединению его различных составных звеньев в единую систему.

Понятие государственного аппарата – весьма емкое и многогранное.

Согласно определению, данному С.А. Комаровым - «государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделённых властными полномочиями для реализации государственной власти».[9]

Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения:

Так, по мнению, высказанному авторами учебника «Теория государства и права»  Н.И.Матузовым и А.В.Малько понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, то есть как адекватное категории механизма государства.[10]

Информация о работе Механизм государства