Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы для нас является рассмотрение понятия механизма государства, его признаки организации и деятельности государственного аппарата, раскрыть классификацию государственных органов, образующих механизм современного Российского государства.
Задачами данной работы являются:
1) дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства,

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
I. Понятие аппарата (механизма) государства и его составные части … 5
II. Органы государственной власти и их классификация……………… 8
1. Положение Президента в системе органов государственной власти .. 10
2. Органы представительной (законодательной) власти ……………… 12
3. Органы государственного управления (исполнительной) власти … 14
4. Органы судебной власти ……………………………………….…… 18
5. Прокуратура в механизме государства…………………………….. 21
Заключение ……………………………………

Работа содержит 1 файл

Механизм государства.doc

— 132.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»

 

 

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Дисциплина: «Теория государства и права»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: «Механизм государства»

 

 

                                                                       Выполнил студент

                                                                        группы  ВЮ 1-10

                                                                       Алексеев  Сергей

                                                                       Борисович

 

                                                                       Проверил: ст. пр.

                                    Филиппова О.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары   2011 г

 

Содержание:

 

Введение …………………………………………………………………            3

I. Понятие аппарата (механизма) государства и его составные части …         5

II. Органы государственной власти и их классификация………………        8

   1. Положение Президента в системе органов государственной власти ..     10

   2. Органы представительной (законодательной) власти ………………       12

   3. Органы государственного управления (исполнительной) власти …        14

   4. Органы судебной власти              ……………………………………….……         18

   5. Прокуратура в механизме государства……………………………..         21

Заключение …………………………………………………………….            23

Список использованной литературы ………………………………            25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма (аппарата). Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

Основной целью данной курсовой работы для нас является рассмотрение понятия механизма государства, его признаки организации и деятельности государственного аппарата, раскрыть классификацию государственных органов, образующих механизм современного Российского государства.

     Задачами данной работы являются:

1) дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства,  

    определить его характерные признаки;

2) проанализировать классификацию органов государства;

3) выяснить значение правоохранительных органов в механизме государства.

              Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные методы: диалектический, исторический, анализ, синтез, а так же специальные методы: системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой метод и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретическую основу работы составили труды отечественных ученых-юристов, являющихся выразителями различных взглядов на обозначенную тему. В процессе работы были обобщены и анализированы работы таких авторов, как Баглай М.В., Венгеров А.Б., Комаров С.А. и др.

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Понятие аппарата (механизма) государства

и его составные части

 

Государство – это продукт общественного развития, исторически развивающееся явление. Это организация  политической власти, необходимая для выполнения как классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы общества.

Механизм государства - есть система специальных органов и учреждений, посредством которых реализуется государственное управление обществом и защита его основных интересов.

В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.

Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.п.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества. [10.58]

В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппаратом государства, представляющим собой сложную систему органов, различающихся своим местом в общей структуре аппарата, характером и объемом компетенции, формами и методами деятельности.

В свою очередь, орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и координации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.

Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Ряд авторов (Комаров А.И., Марченко М.Н.) выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства, являются следующие:

- осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;

- обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных учреждений и предприятий;

- имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);

- характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности;

- образуются в порядке, установленном законом.

Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.

Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Органы государственной власти

 

     Орган государства – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и взаимодействующая с другими частями механизма, образующими единое  целое. [12.70]

Органы государственной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков.

1.    Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком.

2.    Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.

3.    Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.

Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями.

Но возможен и орган власти в лице одного человека - Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека.

Органы государственной власти, в зависимости от критерия, могут быть классифицированы на несколько групп.

1.    По уровню деятельности: федеральные органы и органы государственной власти субъектов федерации. Некоторые органы государственной власти субъектов федерации не могут считаться полностью самостоятельными (например, прокуратура), поскольку они строятся на принципе строгой централизации.

2.    На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, исполнительной власти и органы судебной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Положение Президента в системе органов государственной власти

 

        Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - президент. Глава государства обеспечивает конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Он воспринимается как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. При различных формах правления функции главы государства выглядят неодинаково:

в парламентских монархиях (Великобритания, Бельгия, Япония и др.) они номинальны, глава государства "царствует, но не управляет";

в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия и др.) функции главы государства также выражены слабо;

Информация о работе Механизм государства