Контрольная работа по "Конституционное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

I. Дать определения представленным ниже понятиям, терминам и категориям науки и отрасли Конституционного права России:

Работа содержит 1 файл

КР Конституционное право _2docx.docx

— 77.33 Кб (Скачать)

- Сложные конституционные институты.

Сложные конституционные институты могут  входить в состав головных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институтов(простые).К сложным конституционно-правовым институтам относятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.

- Одноэлементные(простые)конституционные институты.

Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, отличаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президента, институт Конституционного Суда и др. Эти правовые институты могут возникать (или наоборот, утрачиваться) в зависимости от социально-экономических и иных изменений в стране, например: институт права частной собственности; институт Уполномоченного по правам человека и др.

     Отдельные конституционно-правовые институты  объединяют в себе правовые нормы, относящиеся  к  другим  отраслям  права. Например,

институт  избирательного права включает в  себя нормы конституционного, административного, уголовного права. Место и роль конституционного института определяются не количеством объединяемых им подразделений и норм, а его значимостью в составе Конституции, характером регулируемых им общественных отношений и его положением среди других институтов.

8. Перечислить основные источники

А) науки Конституционного права России

 
Наука конституционного права - это  система взглядов, принципов, идей, представлений, юридических знаний, выраженных через научные понятия  и категории, о конституционно-правовых нормах и регулируемых ими общественных отношениях, охватывающих основы организации  общества, положения в нем личности, организацию и формы осуществления  государственной власти.

    Источники науки конституционного права. 
1. Нормативные правовые акты.

2. Теоретические  (труды ученых, создавающие необходимые  общие суждения по конституционно-правовым  проблемам.

3. Результаты  социологических исследований и  практики, конституционно-правовой  деятельности (эксперимент, практика  отношений области, автономных  округов).

    Формулируя  теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему  источников, под которыми подразумеваются  факторы, составляющие исходные основы научного познания.

    К таким источникам относятся труды  отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские  суждения о проблемах, значимых для  конституционно-правовой науки. Они  очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного  развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего  мирового опыта развития цивилизации.

    Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты (в  том числе и ранее действовавшие), содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция РФ. Наука  выявляет и теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи. 

Б) отрасли Конституционного (государственного) права России  

    К источникам рассматриваемой отрасли  относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом  РФ, Советом Федерации, Государственной  Думой, Правительством РФ. Это указы  и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат  Федерального Собрания, постановления  Правительства. Например, утвержденное Указами Президента Положение о  государственных наградах Российской Федерации (в редакции от 6 января 1999 г.), Положение о полномочном представителе  Президента Российской Федерации в  федеральном округе (от 13 мая 2000 г.), Постановление Государственной  Думы об амнистии (2000 г.). Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти. Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода Декларации имеют конституционно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере и которым должно быть подчинено соответствующее законодательство.

Характеризуя  виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический  вид, как договоры. Среди этих источников различаются международные договоры Российской Федерации и договоры между органами Российской Федерации  и ее субъектов. 

    1. Охарактеризовать  условия и порядок изменения  Конституции РФ.
 

    В силу самой природы конституции  ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Изменения в  ней тоже должны требовать серьезного обоснования.

    Поэтому в большинстве стран мира действует  усложненный порядок изменения  конституции.

    Советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное  большинство голосов депутатов  высшего представительного органа.

    Только  при изменении и дополнении статей Конституции, касающихся федеративного  устройства, требовалось согласование с субъектами Федерации в лице их Советов народных депутатов. Порядок  принятия новой Конституции не устанавливался, и Конституция ограничивалась нормой о том, что это относится к  исключительной компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации.

    Такой упрощенный порядок изменения в  совокупности с политическими факторами  нарушал стабильность Конституции  и привел к тому, что в прежнюю  Конституцию Российской Федерации  было внесено за короткий период около 350 поправок.

    Учтя  предшествующий отечественный опыт, нормативные установления конституций  зарубежных демократических государств и укрепляя конституционную стабильность, действующая Конституция внесла в рассматриваемый процесс существенные изменения.

    Прежде  всего Конституция 1993 г. применяет  новую терминологию - вводятся понятия "пересмотр" Конституции и "поправки" к ней. Теперь предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Пересмотр означает принятие новой Конституции.  

10. Пользуясь текстом  Конституции РФ (глава 2), перечислите  основные права и свободы, сгруппировав  их по основным видам (привести 5-8 примеров):

А. Личные права и  свободы  - ..................;

Б. Политические права  и свободы  - ..................;

В. Социально- экономические  и культурные права  и свободы  - .................  .

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"