Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:48, контрольная работа
I. Дать определения представленным ниже понятиям, терминам и категориям науки и отрасли Конституционного права России:
5)
закреплены новые начала
6)
отсутствует раздел о
7)
название главы "Права и
свободы человека и гражданина"
показывает самоценность
Раздел второй Конституции "Заключительные и переходные положения" в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран такой раздел - явление нередкое.
В разделе втором Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
Нормы второго раздела определяют основания, на которых осуществляется процесс перехода от прежней конституции к функционированию новой.
Положения второго раздела - действующие нормы. Содержащиеся в них предписания применяются при решении многих правовых ситуаций. Так, в силу действия пункта 5 раздела второго Конституции, предусматривающего, что судьи Конституционного Суда сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны, на судей, назначенных до Конституции 1993 г. (не Советом Федерации) не распространилось изменение Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" о снятии нормы о верхнем возрастном сроке. Ранее они назначались на срок до 65 лет. Один из пунктов Заключительных и переходных положений был предметом толкования Конституционного Суда (п. 3), что лишний раз подчеркивает работающий характер норм этого раздела Конституции.
Можно провести структуризацию прав, декларируемых в Конституции, разделив их на гражданские, политические, экономические, социальные.
Наряду с правами Конституция России содержит и основные обязанности граждан:
5. Назвать базовые
основания (критерии) и признаки,
используемые для
Значительное сходство композиционного состава многих конституций, круга вопросов, ими регулируемых, внешних формальных признаков этих актов дают возможность их классифицировать. В данном случае имеется в виду классификация главным образом юридических конституций, хотя обращение к фактам действительности также должно иметь место (когда, например, идет речь о фактических, фиктивных или нефиктивных конституциях).
Классификация
конституций, их разнесение по различным
классам на основе общих свойств
позволяет ориентироваться в
многообразии конституций, способствует
установлению закономерно существующих
связей между ними, определению места
того или иного акта во всей их совокупности,
помогает лучше их различать, сопоставлять
друг с другом, уяснять особенности
их содержания и структуры. Классификация
облегчает восприятие общей картины
конституционного законодательства в
мире. В то же время классификация
конституций, как и любая классификация
вообще, носит довольно условный характер,
поскольку конституции
С помощью классификации, создания систем представлений с родо-видовым соподчинением выявляются общие, существенные признаки конституций; классификация позволяет точнее определить их природу и особенности, глубже вникнуть в их содержание. Она ведет к четкому оформлению наших знаний о конституции.
Классификацию конституций можно производить по разнообразным параметрам и признакам.
Классификация конституций по юридическим признакам. С точки зрения их структуры - на консолидированные, неконсолидированные и комбинированные. По юридическому содержанию различают инструментальные и социальные конституции. Первые регулируют лишь структуру государства, его органы, порядок осуществления государственной власти, права человека и не содержат или почти не содержат социальных положений. В настоящее время это либо единичные старые конституции, принятые столетия назад, либо конституции в некоторых развивающихся странах. Такой конституцией является и текст конституции Франции 1958 г., но она действует, как отмечалось, вместе с другими конституционными актами социального характера. Современные конституции — конституции социальные.
По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. «Гибкими» называют те из них, которые изменяются в том же порядке, что и другие законы (такова, например, неписаная конституция Великобритании). Для внесения изменений в «жесткие» конституции требуются особые условия, указанные выше ("квалифицированное большинство голосов, двойной вотум, утверждение на референдуме и др.).
В зависимости от формы различаются два вида конституций: писаные и неписаные. Писаная конституция — это особый законодательный акт или несколько нередко разновременных актов (например, в Финляндии, Швеции), которые официально провозглашены основными законами данной страны. Неписаная конституция — это совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев (конвенциональных норм); из-за последних такая конституция и называется неписаной. Эти акты и нормы в своей совокупности закрепляют в какой-то мере основы существующего строя, но формально не провозглашены в качестве основных законов (Великобритания, Новая Зеландия).
По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме.
В зависимости от периода действия, конституции бывают постоянными и временными. Разумеется, отнесение той или иной конституции к первой группе отнюдь не означает ее вечного действия: вечных конституций не было и нет (более двух веков действует Конституция США, более века — Бельгии, Норвегии). Нередки случаи, когда принятые и официально названные постоянными конституции вскоре отменялись и заменялись новыми, более прогрессивными или, напротив, реакционными. Постоянная конституция — это такая, в которой не устанавливается заранее каких-либо хронологических границ ее действия или не предусматривается событий, при которых она должна быть заменена. Временная же конституция ограничивает срок своего действия или устанавливает условия, при наступлений которых она заменяется Постоянной конституцией (например, Конституционная декларация Йеменской Арабской Республики 1974 г., временные конституции ОАЭ 1971 г., Судана 1985 г., Таиланда 1991 г., ЮАР 1994 г. и др.). Временные конституции принимаются без созыва учредительного собрания и на референдум не выносятся.
С точки зрения целеполагания различают конституции программного характера и констатирующие. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма (например, в Китае, как объясняют его руководители, цель строительства социализма, поставленная в конституции, потребует для своего осуществления приблизительно 100 лет). Констатирующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества (например, Конституция США)
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"