Контрольная работа по "Конституционное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

I. Дать определения представленным ниже понятиям, терминам и категориям науки и отрасли Конституционного права России:

Работа содержит 1 файл

КР Конституционное право _2docx.docx

— 77.33 Кб (Скачать)
>    2. В конституции впервые были  введены главы об основных  правах и обязанностях граждан,  включавшие широкий спектр этих  прав и обязанностей. В частности,  впервые было закреплено право  на труд.

    3. О сохранении классовой сущности  всех конституций рассматриваемого  этапа свидетельствует закрепление  руководящей роли коммунистической  партии, тогда именовавшейся ВКП(б). Норма о партии была введена  в конституцию впервые. Эта конституционная норма ярко выразила все укреплявшуюся тенденцию превращения партии, по сути дела, в государственную структуру.

    4. Рассматриваемые конституции впервые  утверждались, в отличие от прежних,  как конституции построенного  социализма.

    5. Конституции этого этапа по  своей юридической форме приобрели  более совершенный вид. В них  четко выделены основные государственно-правовые  институты, на объективных основах  систематизированы конституционные  нормы. Появились главы: "Общественное  устройство", "Государственное  устройство", "Основные права  и обязанности граждан".

    6. В Конституции РСФСР 1937 г. более  развернуто, чем в прежних, закреплены  принципы ее вхождения в Союз  ССР. Включена норма о том,  что вне пределов прав Союза  ССР РСФСР осуществляет государственную  власть самостоятельно, сохраняя  полностью свои суверенные права.

    Впервые в Конституцию была включена норма  о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР.

    Последующее развитие конституционной системы  бывшего СССР осуществлялось в связи  с принятием новой Конституции  СССР в 1977 г.

    На  ее основе в 1978 г. была принята Конституция  РСФСР, как и конституции других союзных республик.

    На  протяжении своего 15-летнего срока  действия Конституция 1978 г. претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР  как союзной республики в составе  СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

    В связи с этим данная Конституция  на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой  нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным образом. Вот  почему ее характеристика имеет различное  содержание применительно к тому или иному периоду ее действия.

    В первые 10 лет (до начала периода, получившего  название "перестройка") вся новая  конституционная система СССР, в  том числе Конституция РСФСР 1978 г., характеризовалась следующими чертами.

    1. Принятие всех конституций этого  периода должно было отразить  новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество - этап "развитого социализма", означавшего  превращение советского государства  из государства диктатуры пролетариата  в общенародное государство, что  прямо закреплялось в первых  статьях всех конституций. В  связи с этим в конституциях  как СССР, так и республик было  впервые введено понятие "народ"; именно он был объявлен субъектом,  которому принадлежит вся власть.

    Несмотря  на утверждение об общенародном характере  государства, конституции не утрачивали классового характера. Такая трактовка  сущности конституции была общепринятой в политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры  пролетариата была преобразована в  идею о ведущей роли рабочего класса. Это подтвердилось и тем, что, например, в преамбуле Конституции  РСФСР 1978 г. прямо говорилось о сохранении в ней преемственности идей и  принципов Конституции РСФСР 1918 г., Конституции РСФСР 1925 г., Конституции  РСФСР 1937 г.

    2. Классовый характер конституций  подчеркивался и тем, что они  еще более откровенно и прямо  отражали роль коммунистической  партии, которая является "руководящей  и направляющей силой советского  общества, ядром его политической  системы, государственных и общественных  организаций", как записано в  ст. 6 Конституции СССР 1977 г. и в  ст. 6 Конституции РСФСР 1978 г.

    Знаменательно, что это была самостоятельная  статья о партии, причем включенная в гл. 1 Конституции СССР (в прежней  статья о партии включалась в гл. X, и положение о ней составляло часть ст. 126).

    Это означало дальнейшее конституционное  утверждение роли партии как основы всей государственной структуры.

    3. В конституциях сохранялась и  классовая ориентированность демократии, которая именовалась "социалистической  демократией". Однако рамки ее  были значительно расширены. Утверждался,  в частности, принцип равенства  граждан перед законом независимо  от происхождения, социального  и имущественного положения, образования,  языка, отношения к религии,  рода и характера занятий, места  жительства, чего не было в  прежних конституциях.

    Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые  права, как право на жилище, право  на охрану здоровья и др.

    Впервые закреплялось положение о том, что  наиболее важные вопросы государственной  жизни выносятся на всенародное  обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

    Конституция РСФСР 1978 г. впервые утверждала в  преамбуле, что ее принимает и  провозглашает народ Российской Федерации.

    4. Конституция РСФСР вслед за  Конституцией СССР весьма значительно  изменилась структурно. В отличие  от Конституции 1937 г. в ней  имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала значительно  более объемной и углубила  систематизацию конституционных  норм по предметному признаку. Так, в разд. I "Основы общественного  строя и политики" были выделены  главы: "Политическая система", "Экономическая система", "Социальное  развитие и культура", "Внешнеполитическая  деятельность и защита социалистического  Отечества".

    Все это свидетельствовало о значительном расширении предмета конституционной  регламентации, более совершенном  уровне формирования государственно-правовых институтов.

    5. Применительно к положениям Конституции  РСФСР о ее федеративном устройстве  можно отметить следующие новые  моменты. В Конституции не было  предусмотрено утверждение органами  РСФСР конституций АССР; национальные  округа были преобразованы в автономные и впервые перечислены; повысился уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (указано, что их статус определяется законом РСФСР, а ранее предусматривалось Положение о них).

    6. Конституция 1978 г. впервые в  прямой форме установила, что  РСФСР является суверенным государством.

    Такова  основная, но далеко не полная характеристика Конституции РСФСР 1978 г. на первом этапе  ее действия.

    Реформирование  Конституции, начавшееся в 1989 г., шло  по линии постепенного изменения  прежде всего ее сущностных черт.

    Начавшийся  процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества в правовой форме был ознаменован Законами РСФСР "Об изменениях и дополнениях  Конституции (Основного Закона) РСФСР" и "О выборах народных депутатов  РСФСР", принятыми в 1989 г.

    Этими законами существенно менялись система  органов РСФСР и порядок выборов  народных депутатов. В качестве высшего  органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который  избирал тайным голосованием Верховный  Совет - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный  орган РСФСР. Причем впервые за всю  историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.

    В новом избирательном законе, хотя и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов (т.е. наличие  в бюллетене не менее двух кандидатов), но открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах.

    Дальнейшее  реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.

    В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные  изменения сущности Конституции; признание  ее общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа. Отметим  нововведения Конституции, которые  проводились поэтапно:

    а) отказ от характеристики государства  как социалистического и советского, определение его как суверенного, федеративного; отказ и от таких  определений, как "социалистическая собственность", "социалистическая демократия", "социалистическая законность" и т.п.; исключение положений о  строительстве коммунизма как цели общества;

    б) устранение из Конституции положений  о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение  содержания ст. 6, означающее конституционное  признание многопартийности;

    в) признание приоритета прав человека и гражданина;

    г) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими  формами собственности; отказ от признания государственной собственности  в качестве основной; допущение свободы  экономической деятельности;

    д) постепенное видоизменение структуры  советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую  систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

    Все названные и другие изменения  Конституции свидетельствовали  о качественном преобразовании ее сущности.

    С распадом Союза ССР Конституция  РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция  субъекта Федерации, а Конституция  независимого, самостоятельного государства.

    В этих условиях принятие новой Конституции  должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

    Проектов  новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ. Проект Конституционного Совещания  вобрал в себя многие положения проекта  Конституционной комиссии и был  принят за основу при окончательной  доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих  групп. Именно этот проект Конституции  и был вынесен Президентом  на всенародное голосование. Оно  проводилось на основе Положения  о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась  одобренной, если за ее принятие проголосовало  большинство избирателей, принявших  участие в голосовании, при том  условии, что участие в голосовании  приняло более половины числа  зарегистрированных избирателей.

    Новая Конституция была принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

    Структуры и основные характеристики Конституции 1993 г. См. в п. 4 данной контрольной  работы 

      7. Опираясь на текст Конституции  РФ (глава 1), перечислить основные  конституционные институты в  Российской Федерации.

Для конституционного института характерны два признака:

- наличие  в нём обособленной, устойчивой  группы конституционных норм;

- внутренняя  взаимосвязанность норм единством  предмета регулирования.

В конституционном  праве выделяются три разновидности  конституционных институтов: головные, сложные и одноэлементные(простые).

- Головные конституционные институты.

Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве  своём широким охватом норм. К  ним можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной  системы и др.Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксироваться как в содержании самой Конституции, так и в других источниках конституционного права(федеральных конституционных законах, федеральных законах и т.д.).Например, не все институты и нормы, объединённые головным институтом гражданства выражены в Конституции РФ. Значительная часть их закреплена в самостоятельно действующем законе о гражданстве.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"