Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:48, контрольная работа
I. Дать определения представленным ниже понятиям, терминам и категориям науки и отрасли Конституционного права России:
I. Дать определения представленным ниже понятиям, терминам и категориям науки и отрасли Конституционного права России:
- 1) форма правления, политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления;
- 2) политико-правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя; учение о конституции как основном инструменте политической власти
2.
Конститу́ция (от лат. constitutio —
«устройство») в формальном смысле — основной
закон страны, нормативно-правовой акт
высшей юридической силы государства или государственно-
Конституция в материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.
3. Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.
Основной нормой права, в которой закреплен Конституционный строй государства, является Конституция.
Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от последнего он всегда предполагает наличие в государстве конституции.
Решение споров, связанных с конституционным строем государства относятся к исключительной компетенции Конституционного Суда.
Необходимыми признаками конституционного строя являются:
4. Конституционно-правовые отношения— разновидность правовых отношений между гражданином и государством, между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, другими субъектами, связанные с удовлетворением их интересов конституционно-правовыми средствами. Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др.), особенным составом субъектов этих отношений. Являясь разновидностью публично-правовых отношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическим потенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений, и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом. Конституционные правоотношения многообразны. В зависимости от временного фактора они могут носить длящийся, устойчивый характер (отношения, вытекающие из гражданства, нахождения выборного должностного лица на государственной службе, принадлежности территории к Российской Федерации и др.) и временные отношения, которые возникают, к примеру, между участниками избирательного спора и судом, между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным Судом, между избирательными объединениями по поводу их вхождения в избирательный блок на период проведения избирательной кампании и др. Конституционные правоотношения отличаются своим содержанием (избирательные, федеративные, муниципальные и т.д.), субъектным составом, основаниями возникновения.
В зависимости
от характера регулирующих конституционные
отношения норм конституционные
правоотношения могут иметь конкретный
регулирующий характер: а) стороны такого
отношения персонифицированы: кандидат
на выборную должность, избирательная
комиссия; субъект права законодательной
инициативы, Государственная Дума;
б) субъекты правоотношения наделены конкретными
правами и обязанностями; в) их поведение
имеет конкретные юридические последствия
и др. и имеет общий или
slovari.yandex.ru
5. Федерализм (франц. federalisme, от лат. feodus – договор, союз) –
1) форма государственного
устройства, существующая обычно
в многонациональных
2) одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер
3) в ряде стран политическое
движение за федеративное устройство.
Федерация
(фр. federation, от позднелат. foederatio - объединение, союз)
- форма
государственного устройства. Представляет сложное
(союзное) государство, состоящее из образований,
обладающих юридически определенной политической
самостоятельностью. Составляющие федерацию
государственные образования (штаты, земли,
провинции) являются ее субъектами и имеют
свое собственное административно-
http://dic.academic.ru/dic.
6.
Субъект Российской
Федерации - правовое образование, составляющее
Российскую Федерацию. В конституционно-правовом
значении субъект Российской Федерации
является национально-государственным
или территориально-
Правовой статус каждого из субъектов
определяется Конституцией Российской
Федерации, конституциями и уставами субъектов
федерации. Республика, согласно Конституции
Российской Федерации, является государством.
Края, области, федеральные города являются
не государствами, а государственными
образованиями, созданными по территориальному
принципу. В основе формирования автономной
области и автономных округов лежит национально-территориальный
принцип, они являются национально-территориальными
государственными образованиями. Система
органов государственной власти субъектами
Российской Федерации устанавливается
самостоятельно. Субъекты Российской
Федерации не обладают верховенством
на своей территории. Действие федерального
права распространяется на всю Российскую
Федерацию и ни один из субъектов Российской
Федерации не вправе препятствовать его
законному применению на своей территории.
Все субъекты Российской Федерации равноправны
в отношениях с федеральными органами
власти.
Энциклопедический словарь. 2009.
http://dic.academic.ru/dic.
7. Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина.
http://ru.wikipedia.org/wiki
8. Согласно ст.5 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 19 апреля 2002 г (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 01.10.2008 N 163-ФЗ, от 30.12.2008 N 301-ФЗ, от 28.06.2009 N 127-ФЗ) гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
б)
лица, которые приобрели гражданство
Российской Федерации в соответствии
с настоящим Федеральным
Гражданство
Российской Федерации — устойчивая
правовая политическая связь лица с Российской
Федерацией, выражающаяся в совокупности
их взаимных прав и обязанностей.
http://www.consultant.ru/
9. Правовое государство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» (англ. rule of law) в западной юриспруденции. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства[8].
Идея правового государства прежде всего противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:
Правовое государство
требует наличия следующих инст
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"