Контрольная работа по "Конституционное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

I. Дать определения представленным ниже понятиям, терминам и категориям науки и отрасли Конституционного права России:

Работа содержит 1 файл

КР Конституционное право _2docx.docx

— 77.33 Кб (Скачать)

I. Дать определения представленным ниже понятиям, терминам и категориям науки и отрасли Конституционного права России:

1. Конституционализм

- 1) форма правления, политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления;

- 2) политико-правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя; учение о конституции как основном инструменте политической власти

2. Конститу́ция (от лат. constitutio — «устройство») в формальном смысле — основной закон страны, нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

Конституция в  материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.

3. Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

Основной нормой права, в которой закреплен Конституционный строй государства, является Конституция.

Конституционный строй не следует отождествлять  с государственным строем. В отличие от последнего он всегда предполагает наличие в государстве конституции.

Решение споров, связанных с конституционным  строем государства относятся к  исключительной компетенции Конституционного Суда.

Исключительные  признаки конституционного строя

Необходимыми  признаками конституционного строя  являются:

  • народный суверенитет — исключительное право народа как основного носителя власти;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную;
  • нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека — права и свободы человека есть основной предмет обеспечения и защиты конституционного строя.

4. Конституционно-правовые отношения— разновидность правовых отношений между гражданином и государством, между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, другими субъектами, связанные с удовлетворением их интересов конституционно-правовыми средствами. Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др.), особенным составом субъектов этих отношений. Являясь разновидностью публично-правовых отношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическим потенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений, и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом. Конституционные правоотношения многообразны. В зависимости от временного фактора они могут носить длящийся, устойчивый характер (отношения, вытекающие из гражданства, нахождения выборного должностного лица на государственной службе, принадлежности территории к Российской Федерации и др.) и временные отношения, которые возникают, к примеру, между участниками избирательного спора и судом, между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным Судом, между избирательными объединениями по поводу их вхождения в избирательный блок на период проведения избирательной кампании и др. Конституционные правоотношения отличаются своим содержанием (избирательные, федеративные, муниципальные и т.д.), субъектным составом, основаниями возникновения.

В зависимости  от характера регулирующих конституционные  отношения норм конституционные  правоотношения могут иметь конкретный регулирующий характер: а) стороны такого отношения персонифицированы: кандидат на выборную должность, избирательная  комиссия; субъект права законодательной  инициативы, Государственная Дума; б) субъекты правоотношения наделены конкретными  правами и обязанностями; в) их поведение  имеет конкретные юридические последствия  и др. и имеет общий или общерегулярный характер, что специфично для конституционного права. Именно в форме общих правоотношений выступает значительная часть конституционно-правовых отношений и в том, что значительная их часть выступает в форме  общих правоотношений. Такие отношения  в отличие от конкретных правоотношений (складывающихся в сфере действия иных отраслей права): носят статутный  характер; выражают общее правовое состояние субъектов, их взаимоотношения, ответственность друг перед другом и государством; они характеризуют  наиболее важные, существенные, стабильные отношения, образующие устои общества, — отношения собственности, власти, государственного устройства, организации  власти, статус личности и др.; возникают  непосредственно на основе конституции; действуют в течение длительного  времени и др.

slovari.yandex.ru

5. Федерализм (франц. federalisme, от лат. feodus – договор, союз) –

1) форма государственного  устройства, существующая обычно  в многонациональных государствах (см. Федерация).

2) одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер

3) в ряде стран политическое движение за федеративное устройство. 

Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio - объединение, союз) - форма государственного устройства.  Представляет сложное (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию государственные образования (штаты, земли, провинции) являются ее субъектами и имеют свое собственное административно-территориальное деление.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/19104 

6. Субъект Российской Федерации - правовое образование, составляющее Российскую Федерацию. В конституционно-правовом значении субъект Российской Федерации является национально-государственным или территориально-административным образованием, которые входят в единое федеративное государство. В состав Российской Федерации входят республики, края, области, города федерального значения, автономные округа, автономная область.  
Правовой статус каждого из субъектов определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов федерации. Республика, согласно Конституции Российской Федерации, является государством. Края, области, федеральные города являются не государствами, а государственными образованиями, созданными по территориальному принципу. В основе формирования автономной области и автономных округов лежит национально-территориальный принцип, они являются национально-территориальными государственными образованиями. Система органов государственной власти субъектами Российской Федерации устанавливается самостоятельно. Субъекты Российской Федерации не обладают верховенством на своей территории. Действие федерального права распространяется на всю Российскую Федерацию и ни один из субъектов Российской Федерации не вправе препятствовать его законному применению на своей территории. Все субъекты Российской Федерации равноправны в отношениях с федеральными органами власти.
 

Энциклопедический словарь. 2009.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/89380/%D0%A1%D0%A3%D0%91%D0%AA%D0%95%D0%9A%D0%A2 

7. Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина.

http://ru.wikipedia.org/wiki 

8. Согласно ст.5 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 19 апреля 2002 г (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 01.10.2008 N 163-ФЗ, от 30.12.2008 N 301-ФЗ, от 28.06.2009 N 127-ФЗ) гражданами Российской Федерации являются:

   а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

   б) лица, которые приобрели гражданство  Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая политическая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.  

http://www.consultant.ru/popular/civic/34_1.html#p62 

9. Правовое государство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» (англ. rule of law) в западной юриспруденции. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства[8].

Идея правового  государства прежде всего противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:

  • Ограничение и направление процесса осуществления власти[1][6]. Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства[4].
  • Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права[11][12].
  • Охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям[2][13]. Некоторые правоведы[прим. 1] полагают, что указанная функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей[8][14].

Правовое государство  требует наличия следующих институтов:

  • Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам[15][16].
  • Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения[2][6].
  • Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов[3][17].

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"