Контрольная работа по "Конституционное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

I. Дать определения представленным ниже понятиям, терминам и категориям науки и отрасли Конституционного права России:

Работа содержит 1 файл

КР Конституционное право _2docx.docx

— 77.33 Кб (Скачать)

      . С точки зрения территориальных масштабов действия и форм государственности различают конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации. В редких случаях конституции имеются в автономиях политического характера (например, Автономная Республика Крым на Украине).

     Классификация конституций по социальным признакам. Марксистско-ленинское направление в правоведении обычно различает конституции буржуазного и социалистического типов, а также конституции, переходные к буржуазному типу (в странах капиталистической ориентации) и переходные к социалистическому типу (в революционно-демократических государствах, в том числе в странах социалистической ориентации). В основу такой классификации положены прежде всего социальные признаки: характер закрепляемого основным законом общественного строя и природа политической власти (иногда учитываются и другие моменты, например организация государственной власти на основе принципа полновластия советов в социалистических странах).

    Конституция 1993 года - основной закон, прежде всего государства. Это не означает, однако, что она не выходит за рамки регулирования собственно государственной организации и деятельности. Как и многие другие конституции новейшего времени, российская Конституция касается различных сторон жизни гражданского общества. В ней определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и личности, закрепляется многоукладность экономики страны и содержится положение о том, что Российская Федерация - социальное государство.

    Сфера конституционного регулирования весьма широка. Однако большинство норм Конституции  посвящено государству. Конституция  не только провозглашает исходные положения, как, например, о том, что Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, но и подробно регламентирует систему федеральных государственных органов, отношения между ними, их права и обязанности, формы и методы деятельности.

    Как известно, исходя из порядка принятия конституционных поправок, все конституции в мире делятся на две основные группы. К "мягким" конституциям относятся те, которые изменяются и дополняются быстро и легко. Российская Конституция 1978 года была именно такой Конституцией, поправки к ней вносились сразу же после принятия соответствующего решения квалифицированным большинством на Съезде народных депутатов. Эта обманчивая простота не прибавила авторитета Конституции и стала причиной эйфории всевластия со стороны депутатов. Нынешняя Конституция является "жесткой".

    "Жесткость" Конституции не означает, разумеется, что ее текст останется неизменным. Конституционные поправки - явление, порождаемое самой жизнью, вносящее перемены в государственную организацию и деятельность. Усложненный порядок принятия изменений и дополнений в Конституцию 1993 года отнюдь не исключает их, а лишь предъявляй повышенные требования к их обоснованности. Эти изменения и дополнения должны к тому же опираться на широкую общественную поддержку, согласовываться между основными политическими силами.

    Рассматривая  Конституцию как "закон законов", следует вместе с тем подчеркнуть, что сама она действует прямо, непосредственно. Этот принцип особо выделен в отношении прав и свобод человека и гражданина. Как сказано в стать 18, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной  власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. Непосредственное, прямое действие Конституции - это, несомненно, ее прогрессивная черта. 

    1. Перечислить основные исторические этапы отечественного конституционного развития (Россия, РСФСР, РФ), назвав сущностные особенности  каждой из принятых за этот период Конституций.

    В истории Российской Федерации насчитывается  пять конституций - соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая  Конституция 1993 г.

    Сроки действия прежних конституций РСФСР  составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что говорит, учитывая сложный  исторический путь развития России, в  целом об относительной стабильности конституций.

    Принятие  каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило  итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый  этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций  или углубление и совершенствование  прежних.

    Изучение  порядка разработки и принятия каждой из конституций, общего их содержания относится к предмету науки истории  государства и права России.

    Первые  четыре конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими  конституциями. Несмотря на существенные особенности, свойственные каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности - сохранения социалистических ценностей, утверждения  советской власти, носили классовый  характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем  его руководящей роли.

    Все конституции советского типа были в  значительной мере фиктивны. Они провозглашали  принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким  принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.

    Общие черты всех конституций РСФСР  не исключают существенных особенностей в содержании каждой из них, юридической  специфики закрепленных в них  государственно-правовых институтов.

    Конституция РСФСР 1918 г. - первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, - имела  следующие особенности.

    1. По сравнению со всеми последующими  советскими конституциями, она  как первая Конституция не  опиралась на принцип преемственности  конституционного развития, определяла  основы устройства общества на  конституционном уровне.

    2. Из всех советских конституций  она была в наибольшей степени  идеологизирована, имела открыто  классовый характер. В ней полностью  отрицалась общедемократическая  концепция о народе как носителе  и источнике суверенитета государства. 

    3. Конституция 1918 г. отличалась  от последующих конституций РСФСР  также значительным числом программных  положений, определяя во многих  своих статьях цели, на достижение  которых будет направлена Конституция.  Это относится к положениям  о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом  отсутствии ее субъектов, к  фиксированию некоторых прав  граждан, нацеленных на возможность  их реализации в будущем. В  Конституции - большое число "целевых"  норм.

    4. К специфическим чертам Конституции  1918 г. относится то, что ее нормы  и положения выходят за рамки  внутригосударственного регулирования.  Она включает установления, ориентированные  на все мировое сообщество, причем  установления чисто политического  характера. 

    5. Следует указать и на такую  особенность Конституции 1918 г., как  открытое признание применения  насилия для утверждения принципов  нового, социалистического строя.  Эта черта не характерна для  последующих советских конституций. 

    6. С точки зрения юридической  техники, относящейся к оформлению  государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в  конституциях, Конституция 1918 г.  была в значительной своей  части несовершенной, что объяснялось  и объективными факторами. Отсутствие  субъектов Федерации не позволяло  выделить соответствующий раздел  в Конституции. Не мог быть  в обобщенном виде представлен  и раздел об основах общественного  строя, поскольку последний еще  только закладывался.

    Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию  революционного типа, принимаемую в  результате насильственного изменения  общественного и государственного строя, отвергающую все прежние  правовые установления, существовавшие до переворота или революции.

    Причинами замены Конституции 1918 г. Конституцией РСФСР 1925 г. явились объединение  РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г. Последняя  закрепляла, что "союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции".

    Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст  Конституции 1925 г., он назван "измененным текстом Конституции".

    Преемственность этой Конституцией положений Конституции 1918 г. значительна. В ряде случаев  имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст. 20 было закреплено: "Всероссийский  Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции (Основного  Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом  Советов". При этом соответствующая  норма воспроизводилась. Аналогичная  отсылка к нормам Конституции 1918 г. имеется и в ст. 51 Конституции 1925 г.

    В отличие от Конституции 1918 г. Конституция 1925 г. не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит  из основных ее положений, и воспроизводила многие из них.

    Оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 г. существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении "паразитических" слоев общества, исключила положения о мировой  революции и интересах всего  человечества. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 г.

    То  новое, что характеризует содержание Конституции 1925 г., заключается в  следующем.

    1. В ней отражен факт вхождения  РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано  в ст. 3, где было записано, что  согласно воле народов РСФСР,  принявших решение на X Всероссийском  съезде Советов об образовании  Союза ССР, РСФСР, входя в  состав Союза ССР, передает  Союзу полномочия, отнесенные в  соответствии со ст. 1 Конституции  СССР к ведению органов Союза  ССР.

    2. В связи с появлением субъектов  РСФСР в ее Конституцию были  включены положения, определяющие  их статус и полномочия Федерации  в отношении них.

    Последующее конституционное развитие РСФСР  уже напрямую связывалось с принятием  новых союзных конституций. Причем шел процесс все большего совпадения структуры и содержания конституций  республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных  республик.

    Поэтому основные черты и особенности  последующих конституций РСФСР  являлись полностью производными от соответствующих характеристик  конституций СССР.

    Принятие  Конституции РСФСР 1937 г. было следствием введения в действие Конституции  СССР 1936 г. Обновление всей конституционной  системы Союза объяснялось вступлением  страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному  расширению социалистической демократии.

    Конституции этого этапа и Союза, и РСФСР, а также других союзных республик  отличаются следующими чертами.

    1. Они сохранили, как и прежние,  классовую сущность, воплощали диктатуру  пролетариата, о чем прямо упоминалось,  в частности, в ст. 2 Конституции  РСФСР 1937 г. Однако форма выражения  этой сущности изменилась. В связи  с ликвидацией эксплуататорских  классов было отменено лишение  политических прав граждан по  социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право  при тайном голосовании. Конституция  впервые закрепила принцип равноправия  граждан, однако в весьма усеченном  виде. В ст. 127 Конституции РСФСР  1937 г. предусматривалось равноправие  граждан только "независимо от  их национальности и расы".

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"