Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:00, реферат

Описание работы

«Конституционное право» — термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью права обычно называют совокупность правовых норм (подотраслей, институтов), регулирующих определенный круг общественных отношений, подпадающих под предмет данной отрасли. Отрасль науки есть совокупность знаний (учений, теорий, взглядов, гипотез и пр.) о соответствующей отрасли права, истории, закономерностях и перспективах развития правоотношений в данной отрасли, совершенствования законодательства и других источников правового регулирования и т. д.

Работа содержит 1 файл

кпрф тема 1.docx

— 54.63 Кб (Скачать)

2) принятие  решения (постановления) компетентным  государственным органом (не судебным). В таком порядке принимается  решение об отмене решения  о принятии в российское гражданство,  освобождаются от должности должностные  лица органов государственной  власти и местного самоуправления. Усложненный порядок предусмотрен  для отрешения от должности  Президента РФ. Решение об этом  принимается Советом Федерации,  но принятию такого решения  должно предшествовать выдвижение  обвинения Государственной Думой,  а также предоставление заключений  Верховным Судом и Конституционным Судом Российской Федерации;

3) привлечение  к ответственности путем использования  форм непосредственной демократии. Отзыв депутата или иного выборного  должностного лица как форма  непосредственной демократии используется  в качестве процессуального порядка  реализации ответственности за  нарушение ими Конституции РФ  и законов, утрату доверия населения.

Конституционно-правовые нормы

 

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и  охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и  обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к  конституционному праву.

К общим  свойствам относится прежде всего  нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения  лиц, выступающий в качестве социального  регулятора общественных отношений  через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что  она рассчитана на неоднократное  применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило  поведения, которому должны следовать  субъекты этих отношений.

Общеобязательность  правовой нормы проявляется в  необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная  определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также  выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую  природу:

1) круг  общественных отношений - предмет  регулирования конституционно-правовых  норм;

2) источники,  в которых содержатся конституционно-правовые  нормы, из которых особо необходимо  выделить Конституцию - основной  закон государства;

3) учредительный  характер предписаний. Это специфический  признак конституционно-правовых  норм, выражающийся в том, что  они закрепляют и оформляют  основные общественно-политические  институты и, прежде всего,  регулируют собственно процесс  создания правовых норм. Этот  признак наиболее характерен  для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие  норм конституционного права.  Конституционно-правовые нормы отличаются  многообразием своих видов, среди  которых большое место занимают  так называемые «специализированные»  нормы - общие, дефинитивные и  декларативные нормы.

Классификация конституционно-правовых норм имеет  значение для выявления специфических  свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности  их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По  содержанию, то есть объекту конституционно-правового  регулирования нормы делятся  в соответствии с выделяемыми  блоками общественных отношений,  составляющих предмет конституционного  права. Выделяются нормы, закрепляющие  основы конституционного строя;  нормы, регулирующие права и  свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное  устройство Российской Федерации;  нормы, определяющие порядок осуществления  форм непосредственного народовластия;  нормы, устанавливающие основы  организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного  самоуправления; нормы, определяющие  статус Конституции.

2. По  функциям, которые выполняют правовые  нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют  правоустановительными, правонаделительными  нормами) конституционно-правовые  нормы непосредственно регулируют  общественные отношения, определяя  права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют  меры юридической ответственности  и меры защиты субъективных  прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение  государством вреда, причиненного  незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти  или их должностных лиц»). К  охранительным нормам относятся  многочисленные нормы, устанавливающие  гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому  гарантируется судебная защита  его прав и свобод»).

Особенность специализированных  норм состоит  в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что  при регулировании общественных отношений они присоединяются к  регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о  нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы  направлены  на  фиксирование в  обобщенном виде определенных элементов  регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула  Закона Российской федерации «О гражданстве  Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы  отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина - обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части  финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных  применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным  законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует  нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По  характеру прав и обязанностей  конституционно-правовые нормы подразделяются  на управомочивающие, обязывающие  и запрещающие. Управомочмающие  нормы устанавливают право субъекта  совершать действия, предусмотренные  нормой. К ним относится большое  количество норм, определяющих права  человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане  Российской Федерации имеют право  участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие   нормы устанавливают  обязанность субъекта совершать  определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан  заботиться о сохранении исторического  и культурного наследия, беречь  памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают  обязанность субъекта воздерживаться  от определенных действий, не  совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции  РФ: «Заочное разбирательство уголовных  дел в судах не допускается,  кроме случаев, предусмотренных  специальным законом»).

4. По  степени определенности предписаний  конституционно-правовые нормы подразделяются  на императивные и диспозитивные.  В императивных нормах содержатся  категорические предписания, которые  не могут быть заменены другими  по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные  законы не могут противоречить  федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют  возможность совершения или несовершения  какого-либо действия, выбора варианта  поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции  РФ определяет: «Республики вправе  устанавливать свои государственные  языки», а это означает, что республики  могут устанавливать свои государственные  языки, но могут и не делать  этого).

5. По  роли в механизме правового  регулирования различают материальные  и процессуальные конституционно-правовые  нормы. Материальные нормы определяют  содержание правового регулирования,  права и обязанности субъектов  права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции  РФ: «Президент Российской Федерации  прекращает исполнение полномочий  досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию  здоровья осуществлять принадлежащие  ему полномочия или отрешения  от должности»). Процессуальные нормы  закрепляют порядок реализации  предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает  порядок отрешения от должности  Президента РФ).

6. По  юридической силе конституционно-правовые  нормы различаются в зависимости  от того, какой акт является  источником нормы, а также от  разграничения предметов ведения  между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой  обладают нормы Конституции РФ  как основного закона государства,  а также нормы, содержащиеся  в международных договорах, санкционированные  государством.

7. По  территории действия конституционно-правовые  нормы подразделяются на нормы,  которые действуют на всей  территории Российской Федерации,  и нормы, которые распространяются  на часть ее территории (субъект  Российской Федерации, муниципальное  образование).

Конституционно-правовые отношения

Конституционно-правовое отношение  -  возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических  прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

 

Особенностями конституционно-правовых отношений  являются:

 

1) специфика  содержания. Конституционно-правовые  отношения возникают в области  общественных отношений, которые  составляют предмет конституционного  права;

2) специфика  субъектного состава. Некоторые  субъекты могут быть участниками  только конституционно-правовых  отношений;

3) специфика  объектов конституционно-правовых  отношений;

4) многообразие  видов конституционно-правовых отношений  и значительный удельный вес  в нем общих (общерегулятивных) отношений.

Элементами, составными частями конституционно-правового  отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты  конституционно-правовых отношений - участники  общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые  по своим особенностям фактически могут  быть носителями юридических прав и  обязанностей и которые приобрели  свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом  конституционно-правовых отношений  называется конституционной правосубъектностью.

Круг  субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ  как исторически сложившаяся  в рамках определенной территории  общность людей, которая является  носителем суверенитета и единственным  источником власти.

2. Государство  и ею территориальные единицы

3. Государственные  органы

4. Органы  местного самоуправления.

5. Общественные  и религиозные объединения - корпоративные  субъекты, представляющие собой  общности граждан, объединившихся  по какому-либо признаку или  для достижения определенных  совместных целей.

6. Физические  лица (индивиды) - граждане Российской  Федерации, иностранные граждане  и лица без гражданства.

7. Члены  коллегиальных государственных  органов и органов местного  самоуправления - депутаты, члены избирательных  комиссий и др.

Содержание  конституционно-правовых отношений  распадается на юридическое и  фактическое (материальное). Юридическое  содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические  права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание - это  фактическое поведение субъектов  конституционно-правового отношения  в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Информация о работе Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина