Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:00, реферат

Описание работы

«Конституционное право» — термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью права обычно называют совокупность правовых норм (подотраслей, институтов), регулирующих определенный круг общественных отношений, подпадающих под предмет данной отрасли. Отрасль науки есть совокупность знаний (учений, теорий, взглядов, гипотез и пр.) о соответствующей отрасли права, истории, закономерностях и перспективах развития правоотношений в данной отрасли, совершенствования законодательства и других источников правового регулирования и т. д.

Работа содержит 1 файл

кпрф тема 1.docx

— 54.63 Кб (Скачать)

 

Конституционализм — категория всеобъемлющая, однако в ней можно выделять и страноведческие  аспекты, несущие в себе специфику  конституционно-правового развития конкретной страны (группы стран). Именно в этом аспекте можно говорить о российском (французском, немецком, американском и пр.) конституционализме.

 

Конституционализм в России хотя и зародился позднее, чем в других государствах (Россия значительно дольше других стран  оставалась в рамках абсолютно самодержавного режима), прошел достаточно длительный путь развития, характеризующийся противоречивостью, этапами становления, падения, возрождения  основополагающих идей и принципов.

 

Конституционное развитие государства не следует  связывать лишь с принятием и  сменой формальных конституций, необходимо анализировать и учитывать становление (утверждение) конституционных идей и принципов, принятие актов конституционного характера высшими органами государственной  власти и т. п. Исходя из этого, в истории  российского конституционализма можно  выделить три периода: 1) досоветский (до октября 1917 г.); 2) советский (с октября 1917 г. до второй половины 1980-х гг.); 3) постсоветский (современный).

 

Эти периоды, будучи достаточно продолжительными и  неоднородными, делятся соответственно на ряд этапов (схема 2).

 

Идеи конституционализма в России до октября 1917 г.

 

Самодержавие  по своей сути отрицало конституционализм  как связанность государственной  власти правом. Те общественные отношения, которые сегодня называют конституционно-правовыми  — в сфере организации и  функционирования государственной  власти, положения отдельных социальных групп населения, обязанностей подданных  и т. д. — со времен Киевской Руси регулировались грамотами князей, их договорами, постановлениями земских  соборов, императорскими указами и  др.

 

Первые  конституционные идеи в России появились  в XVIII в. Это прежде всего идеи дворянского (феодально-крепостнического) конституционализма: «кондиции» для будущей императрицы  Анны Иоанновны, идеи Н. И. Панина (совместно  с Д. И. Фонвизиным им был даже разработан проект конституции), А. Р. Воронцова  и др. Все проекты, идеи этого периода  не следует расценивать как призыв к установлению в России конституционной  монархии — классовая сущность государства  оставалась феодальной с сохранением  центрального места в политической системе за монархом. Однако отдельные  прогрессивные моменты эти идеи содержали: попытки урегулировать  политические отношения в среде  господствующего класса, институционализации  общественного мнения, повышения  его роли в жизни страны и др.

 

Во второй половине XVIII в. в России возникло новое  течение общественно-политической мысли — просветительство. Его  представители (С. Е. Десницкий, Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев и др.) значительное внимание уделяли вопросам конституционализма. В целом их конституционные идеи и проекты не имели сословно-дворянской окраски, русские просветители выступали  за ограничение власти монарха и  центральное место в механизме  государственной власти отводили народному  представительству.

 

В XIX в. развитие конституционной мысли в России шло по двум направлениям:

 

1) монархическое  (правительственное) — М. М.  Сперанский, Н. Н. Новосельцев,  П. А. Вяземский, П. И. Шувалов,  П. А. Валуев и др.;

2) дворянско-либеральное  и буржуазно-либеральное (этап  революционно-дворянского конституционализма) — А. В. Бердяев, П. В. Долгоруков, П. И. Пестель, Н. М. Муравьев, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н.  Г. Чернышевский и др.

 

Преобладающей на этом этапе была идея конституционной  монархии, однако отдельные представители  либерального направления уже выдвигали  идею республиканского правления (П. И. Пестель в «Русской правде»); в  одном из вариантов конституционного проекта Н. М. Муравьева в качестве формы территориального устройства для России предлагалась федерация.

 

В рассматриваемый  период появились и писаные конституционные  акты, разрабатываемые как для  составных частей Российской империи, так и для других государств: в 1804 г. Александр I одобрил проект Конституции  для Ионических островов, в 1809 г. рядом  императорских манифестов фактически была создана некодифицированная конституция  Финляндии, в 1815 г. Александр I подписал Конституцию Царства Польского (первый действующий конституционный акт  на территории Российской империи), в 1879 г. разработана Тырновская Конституция  Болгарии (действовавшая вплоть до 1947 г.). Верховная власть приходит к  убеждению в необходимости конституционного строя в России. В 1818 г. разрабатывается  первая российская конституция —  «Государственная уставная грамота  Российской империи» («Хартия государственного устройства»). В 1881 г. Россия могла бы получить первую конституцию («лорис-меликовскую»), но убийство Александра II (царя-реформатора, готового даровать конституцию), размах террора, нарастание революционного движения и обстановка ответных репрессий  не позволили этому осуществиться.

 

Таким образом, формирование идей конституционализма в современном понимании в  России началось в первой четверти XIX в., а к началу XX в. в России уже  было достаточно конституционно-реконструктивных замыслов.

 

Отправной точкой практической конституционализации и парламентаризации страны стали  Высочайший Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Свод основных государственных  законов 1906 г. («Учреждение Государственной  думы», «Учреждение Государственного совета», «Правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов  и расходов» и др.). В России впервые провозглашались неотъемлемые гражданские права (неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, союзов и др.), вводились избирательные  права, учреждались и формировались  Государственная дума и Государственный  совет. Подлинным парламентом эти  органы не стали, однако четыре созыва Государственной думы при общем  сроке легислатуры 20 лет — безусловно, значимый этап в становлении российского  парламентаризма. В среде научной  общественности того времени сложилось  мнение, что эти акты установили в России конституционный строй, который значительно ограничивал  основы самодержавия.

 

В феврале 1917 г., после того как Николай II и  его брат Михаил отреклись от престола, монархия в России прекратила существование. Государственная дума сформировала Временное правительство, которое  провозгласило Россию республикой. Дальнейшую судьбу государства должно было определить Учредительное собрание. Это был достаточно представительный, легитимный орган, выборы в него состоялись, оно было созвано и приступило к работе, однако в октябре 1917 г., после того как Учредительное  собрание отказалось одобрить первые декреты советской власти, оно  было распущено большевиками. Краткому этапу российского парламентаризма  был положен конец.

 

Таким образом, говорить о последовательном восприятии Россией в начале XX в. идей и принципов  конституционализма нельзя, однако нельзя не отметить прогрессивных сдвигов  в укладе российской государственности, толчок к становлению начал конституционализма был дан.

 

 Конституционное (государственное)  право России в советский(социалистический) период 

 

Рассматриваемый период отличается тем, что в России появилась конституция в собственном, формально-юридическом смысле слова. Однако в содержательном плане советские  конституции не согласовывались  с общепризнанными постулатами  традиционного («западного») конституционализма (равноправие граждан, народное представительство  и парламентаризм, политический плюрализм  и многопартийность, разделение власти, приоритет прав человека и др.); в  основе советского государственного права  лежали представления о классовых  интересах, подчиненности личных интересов  общественным (государственным), институциональном  единстве государственной власти, идеологическом монизме и господстве одной политической силы и т. п.

 

Начало  формированию тоталитарного государственного права положили первые акты (декреты) первого советского правительства: декреты о власти, об учреждении Совета народных комиссаров, о мире, о земле, о национализации банков, о рабочем контроле на предприятиях, о запрещении контрреволюционных партий, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и др.

 

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов  принял первую Конституцию РСФСР,  провозглашающую Россию республикой  советов рабочих, крестьянских  и солдатских депутатов (в противовес  парламентской республике), закрепляющую  единство законодательной и исполнительно-контрольной  деятельности (вместо разделения  власти), диктатуру пролетариата  и беспощадное подавление эксплуататоров (политические и некоторые социально-экономические  права предоставлялись только  трудящимся), федеративное устройство  государства на основе национально-территориального принципа, введение всеобщей трудовой повинности, провозглашающую в качестве основной цели победу социализма во всех странах.

 

В 1922 г. Россия фактически утратила государственный  суверенитет, став частью Союза Советских  Социалистических Республик (хотя де-юре  у нее сохранялось право выхода из Союза). С этого времени конституционное  развитие России представляло собой  развитие ее как республики в составе  СССР, а все последующие российские конституции были слепком с союзных  конституций. Принятая в 1925 г. вторая Конституция  РСФСР (вслед за Конституцией СССР 1924 г.) юридически закрепила новый статус России. В содержательном плане эта  Конституция мало отличалась от предыдущей, хотя она отразила некоторое смягчение  политической и экономической обстановки после окончания Гражданской  войны.

 

Третья  Конституция РСФСР (принята в 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г.) провозгласила полную победу социализма, впервые юридически (на уровне основного  закона государства) закрепила руководящую  роль коммунистической партии, несколько  смягчила формулировки относительно обеспечения  равноправия граждан.

 

В 1978 г., после принятия Конституции СССР 1977 г., принимается четвертая Конституция  РСФСР (последняя российская Конституция  советского периода). Конституция закрепляет построение в стране развитого социализма, перерастание диктатуры пролетариата в общенародную государственную  власть, расширяет формулировки о  правах и свободах человека и гражданина.

 

Все советские  конституции не соответствовали  традиционному пониманию конституционализма. Кроме того, они в значительной степени были фиктивными: даже привлекательные  конституционные нормы (о личных и политических правах и свободах, народовластии, федерализме и др.) на практике не соблюдались, в стране существовал тоталитарный (позднее  — авторитарный) режим с фактически безраздельным правлением партийно-государственной  номенклатуры. Однако наука конституционного (государственного) права в этот период не находилась в полном застое, что предопределило достаточно быстрый  переход к новой конституционной  модели российской государственности.

 

Становление современного конституционализма в России

Становление подлинного конституционализма в России не следует связывать исключительно  с принятием новой Конституции  в 1993 г., этот процесс начался во второй половине 1980-х гг. — в рамках последней  советской Конституции РСФСР 1978 г.

После 1985 г., когда в СССР началась так называемая «перестройка» всех сфер общественной жизни, Конституция 1978 г. многократно  изменялась, в результате чего приобрела  принципиально иные черты. Многие из тех конституционных положений  оказались воспринятыми действующей  Конституцией РФ. Именно на основе изменившейся Конституции и принятых в ее развитие положений законов начался переход  от авторитарного к демократическому режиму.

Проявлялось это, в частности, в следующем:

• в России на конституционном уровне закреплялись отказ от социалистической модели развития, монополии коммунистической партии, признание политического плюрализма и многопартийности, разделения власти, частной собственности и свободы  предпринимательства;

• произошли  изменения в системе государственной  власти: принципиально изменилась избирательная  система, были учреждены пост Президента РФ, двухуровневый представительный и законодательный орган (Съезд  народных депутатов РФ и постоянно  действующий Верховный Совет  РФ) и Конституционный Суд РФ;

• изменились внутрифедеративные отношения: все  бывшие автономные республики и большинство  автономных областей приобрели статус республик в составе РФ, повысился  статус других субъектов федерации, в 1992 г. был заключен Федеративный договор, ставший составной частью Конституции;

• были значительно расширены права  местного самоуправления;

• 22 ноября 1991 г. принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, инкорпорированная  затем в Конституцию;

• после  прекращения существования СССР в 1991 г. из Конституции РФ исключены  нормы, ограничивающие государственный  суверенитет России, и ее конституционное  развитие с этого времени продолжается как развитие суверенного государства (Декларация о государственном суверенитете была принята Съездом народных депутатов  РСФСР еще 12 июня 1989 г., но в ней  предусматривалось развитие России в составе обновленного СССР);

• изменилась государственная символика.

Поскольку противоречия в Конституции РФ 1978 г., несмотря на внесение в нее многочисленных поправок, сохранялись (прежде всего  в нормах, регламентирующих систему  государственной власти), вплотную встал вопрос о принятии новой  Конституции России.

Информация о работе Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина