Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:00, реферат

Описание работы

«Конституционное право» — термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью права обычно называют совокупность правовых норм (подотраслей, институтов), регулирующих определенный круг общественных отношений, подпадающих под предмет данной отрасли. Отрасль науки есть совокупность знаний (учений, теорий, взглядов, гипотез и пр.) о соответствующей отрасли права, истории, закономерностях и перспективах развития правоотношений в данной отрасли, совершенствования законодательства и других источников правового регулирования и т. д.

Работа содержит 1 файл

кпрф тема 1.docx

— 54.63 Кб (Скачать)

В 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР  было принято решение о разработке новой Конституции, создана Конституционная  комиссия для подготовки проекта  Основного Закона. В это время  разрабатывалась масса альтернативных проектов, для обобщения всех предложений  создано Конституционное совещание.

На 12 декабря 1993 г. были назначены референдум по проекту новой Конституции РФ и выборы депутатов Государственной  Думы и Совета Федерации (правовой основой  проведения указанных референдума  и выборов явились соответствующие  положения, утвержденные указами Президента РФ, так как в тот период в  стране не функционировал парламент  и вся полнота политической власти была временно сконцентрирована в руках  главы государства. В соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» было приостановлено действие ряда статей Конституции 1978 г., прекращена деятельность Съезда народных депутатов, Верховного Совета РФ и нижестоящих советов  народных депутатов).

12 декабря  1993 г. впервые в истории России  всенародным голосованием принимается  новая Конституция (в конституционном  референдуме приняло участие  более 54 % граждан России, имеющих  право на участие в референдуме,  из них более 58 % проголосовали  за принятие вынесенного на  голосование проекта). Важно отметить, что на голосование был вынесен  согласованный проект Основного  Закона — Конституционное совещание  рассмотрело и обобщило тысячи  предложений от различных органов  государственной власти, политических  сил, регионов, граждан, ученых, отечественных  и зарубежных экспертов. Текст  действующей Конституции РФ является  одним из лучших в мире.

Именно  с принятия новой Конституции  РФ начался новый этап в постсоветском  развитии российского конституционализма, на основе Конституции 1993 г. формируются  новые правовая система и конституционная  модель государства. Этап этот будет  весьма продолжительным, многие качественные нормы Конституции РФ пока не соблюдаются, требуется значительный период, чтобы  общество научилось жить по Конституции.

Конституция

Ядром конституционного права является конституция —  правовой акт или совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической  силой и регулирующая основы организации  государства и взаимоотношение государства и гражданина.

Конституция является основным законом государства, обладает наивысшей юридической  силой, является как политической, так  и идеологической доктриной:

Как политический документ, конституция отражает определённое соотношение политической силы в  обществе на момент её разработки и  принятия.

Как идеологический документ, конституция выражает определённое мировоззрение, декларирует важнейшие  ценности.

Регулируемые  общественные отношения

Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между его сторонами  в основном в результате наступления  юридических фактов)

Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя и судоустройства, избирательной  системы), закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также  определяет основные права и обязанности  государства и гражданина, которые  конкретизируются в законах и  иных правовых актах, относящихся к  иным отраслям права.

Методы  регулирования

В Конституционном  праве доминирует императивный метод  регулирования общественных отношений  и большинство норм, связанных  с властными отношениями, имеют  обязывающий или запрещающий  характер. А также в конституционной  отрасли права существуют нормы  дозволяющие, являющиеся нормами-основами.

Они представляют собой нормы-правила, непосредственно  порождающие правоотношения при  наступлении соответствующих юридических  фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые  отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).

Нормы-дозволения также применяются, в основном при  регулировании правового статуса  личности.

В отличие  от других отраслей права в конституционном  праве много норм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно  применяемых норм лишь в трудовом праве).

Можно также  выделить отдельные методы науки  Конституционного права:

  1. формально-юридического анализа
  2. сравнительно-правовой
  3. системный
  4. правового моделирования
  5. статистический
  6. конкретно-социологический
  7. диалектический

Субъекты  регулируемых отношений

К числу субъектов  конституционного права относятся:

  1. физические лица (прежде всего граждане, но также иностранцы, лица с двойным гражданством и лица без гражданства);
  2. государство (посредством государственных органов);
  3. субъекты федерации (в федеративном государстве) и административно-территориальные образования;
  4. социальные и этнические общности (народ, нации и другие этнические группы, классы — в социалистических государствах и др.);
  5. общественные объединения граждан (партии, общественные организации и пр., например, в процессе избирательной компании).

Структура

Конституционное право в обобщённом виде состоит  из следующих институтов:

  1. политическая система, государственный суверенитет и форма правления; права и свободы человека и гражданина, включая институт гражданства;
  2. государственное устройство (в федеративном государстве регламентировано более подробно);
  3. избирательное право и избирательная система;
  4. законодательная власть и статус депутатов;
  5. исполнительная власть, институт главы государства и функции правительства;
  6. судебная власть и статус судей;
  7. конституционный контроль;
  8. местное управление и самоуправление.

История развития

В отличие  от таких традиционных отраслей права, как гражданское или уголовное  право, Конституционное право как  самостоятельная отрасль выделилась сравнительно недавно.

Несмотря  на то, что ещё в Древнем Риме конституциями назывались некоторые  из декретов императоров, в современном  понимании конституциями они  не являлись.

Такое положение, когда не существовало основного  закона, закрепляющего общие правила  государственного устройства и основные права и обязанности государства  и гражданина, сохранялось до принятия первых писанных конституций (США в 1787, Франции и Польши в 1791). Эти  правовые акты явились результатом  развития идей конституционализма, «естественного права», борьбы населения против феодального  права — «права-привилегий», абсолютизма, борьбы за права личности.

В некоторых  странах (например, в Германии) в  качестве синонима Конституционного права  используется термин «государственное право», в основном там, где Конституция (как основный закон) появилась позднее  уже сформировавшейся системы норм права, регламентирующей государственное  устройство.

Кроме того в «государственном праве» акцент в  изучении и регулировании общественных отношений смещается в сторону  государства и его деятельности.

В России до революции 1905 также использовался  термин «государственное право», однако после принятия Манифеста «Об  усовершенствовании государственного порядка» и внесения изменений в  Основные государственные законы Российской империи стал употребляться термин «конституционное право». В советское  время по мотивам исторического  и идеологического характера  применялся термин «государственное право».

Конституционно-правовая ответственность

Конституционно-правовая ответственность как вид юридической  ответственности *  - это применение к лицу (органу, государству), виновному  в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической  нормы и выражающихся в отрицательных  для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. При  изучении вопросов ответственности  затрагиваются вопросы ее оснований, субъектов, мер и порядка привлечения  к ответственности.

Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное  основание  - это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся  набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный  акт- применение к правонарушителю  мер государственного принуждения.

Основанием  конституционно-правовой ответственности  является конституционное  правонарушение  - виновное деяние, противоречащее требованиям  конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность. За нарушение норм конституционного права наступает  не только конституционно-правовая, но и иная - уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных  обязанностей ее несут граждане. Поэтому  конституционно-правовая ответственность  отличается от иных видов ответственности  именно спецификой своих мер (форм).

Конституционное право содержит несколько конкретных определений составов конституционных  правонарушений. Например, приобретение гражданства России на основании  заведомо ложных сведений и фальшивых  документов может повлечь за собой  ответственность в  форме отмены решения о приеме в российское гражданство в отношении лица. Совершение Президентом РФ государственной  измены или иного тяжкого преступления влечет при соблюдении процессуального  порядка отрешение Президента РФ от должности.  Деятельность общественного  объединения в целях, запрещенных  законом, или виновное нарушение  им прав и свобод человека может  повлечь его ликвидацию.

Субъекты  конституционно-правовой ответственности:

1) государство  в целом как субъект, возмещающий  вред, причиненный гражданам незаконными  действиями органов государственной  власти или  их должностных  лиц (ст. 53 Конституции РФ); это  относится также к субъектам  Российской  Федерации;

2) государственные  органы, органы местного самоуправления  и должностные лица, в том числе  выборные (Президент РФ, главы субъектов  Федерации,  депутаты законодательных  органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный  по правам человека и др.);

3) общественные  и религиозные объединения;

4) граждане.

Меры  конституционно-правовой ответственности  различны в зависимости от субъектов  ответственности, но все они вносят определенное изменение в конституционно-правовой статус субъекта ответственности  *:

1) возмещение  вреда, причиненного действиями  органов государственной власти  или их должностных лиц (субъект  этой меры ответственности - государство);

2) отрешение  от должности Президента РФ, досрочное  освобождение от должности Генерального  прокурора Российской Федерации,  Уполномоченного по правам человека  в Российской Федерации, других  высших должностных лиц, отзыв  депутатов представительных органов  субъектов Федерации и органов  местного самоуправления, а также  глав субъектов Федерации и  глав местного самоуправления, принудительное  досрочное расформирование избирательных  комиссий (субъекты - государственные  органы, органы местного самоуправления  и должностные лица);

3) отмена  регистрации кандидатов на выборные  должности в органах государственной  власти и местного самоуправления (субъекты - участники избирательного  процесса);

4) приостановление  и принудительная ликвидация  общественных объединений, ликвидация  и запрет деятельности религиозных  объединений (субъекты - общественные  и религиозные объединения);

5) отмена  решения о приеме в гражданство  Российской Федерации (субъекты - граждане).

Конституционное Право предусматривает несколько  способов привлечения к констуционно - правовой ответственности : как общих  для всех видов ответственности, так и специфических для конституционно-правовой ответственности:

1) судебный  порядок. В этом порядке государством  возмещается вред, причиненный его  органами и должностными лицами, расформировываются избирательные  комиссии, ликвидируются общественные  и религиозные объединения, приостанавливается  их деятельность;

Информация о работе Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина