Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:24, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Одним из условий жизни развитого общества является забота о благе каждого гражданина. Конституция РФ 1993 г. провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и поставила их под защиту государства. Среди них важнейшее место занимают нематериальные блага личности, такие, как жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация. В Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация является правовым государством. Главным признаком правового государства является активная защита прав и охраняемых законом интересов граждан.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Компенсация морального вреда: общие положения
§ 1. Понятие морального вреда……………………………………………….…6
§ 2. Проблемы определения размера компенсации морального вреда……...19
§ 3. Степень вины как критерий оценки размера компенсации морального вреда……………………………………………………………………………....45
Глава 2. Отдельные случаи компенсации морального вреда
§ 1. Компенсация морального вреда, причиненного гражданину в связи с нарушением его жилищных прав……………………………………………….59
§ 2. Компенсация морального вреда, причиненного незаконными увольнениями и другими нарушениями трудовых прав……………………...69
§ 3. Компенсация морального вреда, причиненного деятельностью создающей повышенную опасность для окружающих………………………78
§ 4. Компенсация морального вреда, причиненного жизни или здоровью ребенка……………………………………………………………………………90
§ 5. Компенсация морального вреда, причиненного в случаях ненадлежащей медицинской помощи…………………………………………………………...96
§ 6. Компенсация морального вреда, причиненного жертвам преступлений……………………………..…………………………………….104
§ 7. Компенсация морального вреда, причиненного гражданину незаконным привлечением к уголовной ответственности………………………………....107
§ 8. Компенсация морального вреда, причиненного при нарушении имущественных прав военнослужащих……………………………………....118
Заключение……………………………………………………………………..127
Список литературы………………………………………………….…………130
1. Неточность определения "моральный вред".
При определении морального вреда законодатель делает акцент на слове "страдания", что с необходимостью определяет обязательное отражение действий причинителя морального вреда в сознании потерпевшего и вызов определенной психической реакции. При этом вредоносные изменения в охраняемых благах находят отражение в форме ощущений (физические страдания) и представлений (нравственные страдания). Наиболее близкими к понятию "нравственные страдания" следует считать понятие "переживания".
Согласно разработанному
российскими психологами
Лингвистический анализ понятия "моральный вред" не оставляет сомнений в том, что в его основе лежит вред, причиненный морали, т.е. общепринятым и закрепленным культурной традицией данного общества правилам поведения. Что существенно расходится с тем содержанием, которое вкладывает в это понятие законодатель в ст. 151 ГК РФ и Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абз. 1 п. 2 Постановления от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда": нравственные или физические страдания. Акцент, который ставится законодателем и Верховным Судом на физические страдания, вызван, по всей видимости, теми затруднениями, которые вызываются определением степени и оценкой нравственных страданий.
Замена термина "моральный" на "психический" вред снимет эти затруднения и на базе понятийного аппарата психологии даст возможность объективной оценки не общества в целом, как в понятии "мораль", а конкретной отдельно взятой пострадавшей личности, чьи личные неимущественные права или блага были нарушены.
Также для быстрого и справедливого разрешения судами гражданских дел о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской услуги, необходимо закрепить в ГПК РФ обязательное назначение психологической экспертизы.
2. Порядок взыскания с наследников лица, причинившего моральный вред, по иску родственников погибшего гражданина, смерть которого наступила по вине наследодателя - причинителя вреда.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то в соответствии с п. 1 ст. 151 ГК РФ на причинителя вреда судом может быть возложена обязанность по выплате денежной компенсации указанного вреда. Согласно действующему законодательству в порядке наследования переходят как права, так и обязанности наследодателя. Поэтому если причинитель морального вреда, обязанный компенсировать упомянутый вред в денежной форме, умер, то его обязанность по выплате денежной компенсации за причиненный моральный вред как имущественная обязанность переходит к его наследникам. Наследники должны выплатить данную компенсацию в пределах действительной стоимости перешедшего к ним наследственного имущества (ст. 1175 ГК РФ).
Если же гражданин, предъявивший требование о взыскании компенсации морального вреда, умер до вынесения судом решения, производство по делу подлежит прекращению (ст. 220 ГПК РФ).
Но в том случае, когда истцу присуждена компенсация морального вреда, но он умер, не успев получить ее, взысканная сумма входит в состав наследства.
3. Противоречия в правовом
регулировании вопросов
В соответствии с гражданским законодательством организации, предприятия, учреждения отвечают за вред, причиненный их работниками при исполнении ими трудовых обязанностей (ст. ст. 1064, 1068 ГК РФ). В то же время ст. ст. 66, 68 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусматривается ответственность лиц, непосредственно виновных в причинении вреда здоровью граждан.
4. Определение размера
компенсации "морального вреда"
В ст. 151 ГК РФ законодатель установил ряд критериев, которые должны учитываться при определении размера компенсации морального вреда, одним из которых является степень вины нарушителя.
Достаточно распространенным заблуждением руководителей медицинских организаций является мнение о том, что если уголовное дело против конкретного работника прекращено за недоказанностью его вины, в частности при невозможности установить прямую причинную связь между его действиями и наступившим вредом, то это должно иметь преюдициальное значение для суда, рассматривающего гражданское дело по иску пациента, а следовательно, медицинское учреждение также должно быть освобождено от ответственности за отсутствием его вины. Однако гражданское и уголовное правонарушения нетождественны.
Установление причинной
связи между деятельностью и
вредным результатом при оказан
во-первых, потому, что вредный результат проявляется не сразу;
во-вторых, потому, что он является чаще всего следствием нескольких вредоносных действий, каждое из которых само по себе и в совокупности с другими может привести к вредным последствиям.
В этой связи интересными
представляются данные Ю.Д. Сергеева и
С.В. Ерофеева о внедрении мониторинга
судебно-медицинских экспертиз
При решении споров неблагоприятного исхода оказанной медицинской помощи назначается проведение комиссионной судебно-медицинской экспертизы. Основная задача этой экспертизы заключается в профессиональной оценке осложнений и ущерба для здоровья пациента. Возникает необходимость определить следующее:
- насколько осложнение
находится в причинно-
- развились ли осложнения
объективно независимо от
- вызваны ли осложнения врачебными ошибками;
- находятся ли осложнения,
ущерб здоровью или
Новые особенности оценки качества медицинской помощи, взаимоотношений лечебно-профилактического учреждения и пациента, проблемы ответственности медицинского персонала концентрируются и фиксируются в материалах комиссионных экспертиз "медицинских происшествий".
Создание базы данных о реальных случаях неблагоприятных исходов может быть востребовано для оценки размера морального вреда при ненадлежащем оказании медицинской помощи граждан.
Одним из способов разрешения
проблемы определения размера морального
вреда может служить
Правовой основой предлагаемой теории является положение ст. 11 ГПК РФ, согласно которой предусмотрено право суда при разрешении дел исходить из общих начал и смысла законодательства, если отсутствует материальный закон, регулирующий спорное или сходное с ним правоотношение. При возмещении имущественного вреда гражданское законодательство применяет принцип эквивалентности (равенства) размера возмещения размеру причиненного вреда. Однако в случае компенсации морального вреда принцип эквивалентности неприменим в силу специфики морального вреда. Но из смысла гражданского законодательства следует, что к компенсации морального вреда может и должен применяться принцип более "низкого" уровня - принцип адекватности (соответствия). Действительно, если размер компенсации не может быть равен размеру вреда, то должен хотя бы соответствовать ему.
Моральный вред возникает вследствие противоправного умаления благ и ущемления прав личности, защита которых является обязанностью государства и охраняется различными отраслями права. Наиболее жесткой мерой ответственности, применяемой государством за совершение правонарушения, является уголовное наказание. Поэтому разумно предположить, что соотношение максимальных санкций норм Уголовного кодекса наиболее объективно отражает общественную значимость охраняемых благ, и целесообразно использовать эти соотношения для определения размера возмещения презюмируемого морального вреда. Именно такой подход позволяет учесть те требования разумности и справедливости, о которых говорит ст. 1101 ГК РФ.
Являясь карой за совершенное преступление, в интересующем нас аспекте преступления против личности, наказание за такое преступление отражает значимость прав и свобод личности, общественную опасность их противоправного умаления. Конечно, такое соотношение будет иметь достаточно условный характер, равно как условны соотношения санкций норм Уголовного кодекса для различных видов преступлений. Однако использование именно таких критериев представляется наиболее подходящим для выработки шкалы размеров презюмируемого морального вреда.
Презюмируемый моральный
вред - это страдания, которые должен
испытывать некий "средний" человек,
"нормально" реагирующий на совершаемые
в отношении его неправомерные
§ 6. Компенсация морального вреда, причиненного жертвам преступлений
Комплекс юридических норм о компенсации физических и нравственных страданий существует в российском праве уже почти пятнадцать лет. За это время он прошел апробацию судебной практикой, где были выявлены определенные, иногда существенные, трудности в его применении.
Одна из главных трудностей - интерпретация содержания основных понятий, входящих в правовой институт компенсации морального вреда: "физические страдания", "нравственные страдания" и т.д. Это обстоятельство побудило некоторых правоведов пойти по пути отказа от рассмотрения содержательной стороны физических и нравственных страданий, суммы компенсаций за моральный вред соразмерять с суммами штрафных санкций норм Уголовного кодекса РФ, а не с характером и степенью физических и нравственных страданий.
Однако такой подход имеет существенные изъяны. Во-первых, очевидно, что степень и характер физических и нравственных страданий, причиненных преступлением, не всегда коррелируют с санкциями УК. Также невозможно их соотнести и с размером наказания, определяемым приговором суда, поскольку при определении меры уголовной ответственности учитывается, например, личность обвиняемого. Не стоит доказывать, что мера страданий потерпевшего никак не связана с личностью обвиняемого.
Во-вторых, расчет суммы компенсации за моральный вред с использованием критерия уголовных санкций будет ограничен верхним пределом наказания за такое преступление, а оно, как правило, небольшое.
Теоретический анализ как правовой, так и специальной литературы (психологической, медицинской, биологической, этической) позволяет дать следующие определения:
- нравственные страдания
- синтез эмоциональных
- физические страдания
- негативные физические
- степень страданий
- мера их влияния на физическое
и психическое благополучие
- характер страданий - их качественное своеобразие.
Используя критерии, полученные
в современных психологических
и медико-биологических
Нравственные страдания:
1 степень - легкие страдания,
выражающиеся в обычных
2 степень - страдания
средней тяжести, выражающиеся
в сильных аффективных
3 степень - тяжкие страдания,
имеющие симптоматику
4 степень - особо тяжкие
страдания, приводящие к