Коммерческая концессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы выступает:
определение понятия коммерческой концессии и франчайзинга;
выявление пробелов законодательной базы в этой области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

1 Понятие коммерческой концессии
Понятие коммерческой концессии ...…………………………….6
Понятие договора коммерческой концессии…………………….8

2 Содержание договора коммерческой концессии

2.1 Основные права и обязанности сторон договора коммерческой концессии……………………………………………………………...15

2.2 Коммерческая субконцессия…………………………………….17

2.3 Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии…………………………………………...…………………19

3 Исполнение и прекращение договора коммерческой концессии

3.1 Заключение договора коммерческой концессии……………….22

3.2 Исполнение договора коммерческой концессии……………….24

3.3 Изменение и прекращение договора коммерческой концессии……………………………………………………………...27

Заключение………………………………………………………………31

Список использованных источников и литературы…………………..34

Приложение……………………………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Коммерческая концессия Курсовая.docx

— 71.70 Кб (Скачать)
    • обязанность передать пользователю документацию и иную информацию, необходимую для осуществления предоставленных ему прав;
    • обязанность проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
    • обязанность обеспечить оформление необходимых лицензий (т.е. регистрацию договора в патентном ведомстве) и передачу их пользователю.

     На  правообладателя возлагаются и  другие обязанности, если, однако, иное прямо не предусмотрено соглашением  сторон (п. 2 ст. 1031 ГК РФ). В их число включены:

    • обязанность обеспечить регистрацию договора (в органе, осуществляющем регистрацию юридических лиц);
    • обязанность оказывать постоянное техническое и консультативное содействие пользователю;
    • обязанность контролировать качество товаров и услуг, производимых или оказываемых пользователем на основании договора.

     Перечисленные обязанности сформулированы диспозитивным  правилом закона и не относятся к  числу существенных условий договора. Они, следовательно, могут и отсутствовать  в конкретном договоре, а регистрация  договора (например, с иностранным  правообладателем) может даже стать  обязанностью пользователя.

     Императивно сформулированные законом обязанности  пользователя также являются существенными  условиями концессионного договора. В соответствии со ст. 1032 ГК к ним  относятся:

    • обязанность использования фирменного наименования и коммерческого обозначения правообладателя лишь строго определенным в договоре способом;
    • обязанность неразглашения конфиденциальной коммерческой информации, полученной от правообладателя;
    • обязанность обеспечить соответствие качества производимых товаров или оказываемых услуг качеству аналогичных товаров или услуг, производимых или оказываемых правообладателем;
    • обязанность соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение такого соответствия;
    • обязанность оказания потребителям дополнительных услуг, которые предоставляет своим потребителям правообладатель;
    • обязанность информировать потребителей очевидным для них способом об использовании средств индивидуализации правообладателя в силу концессионного договора.

     Кроме того, пользователь обязан уплачивать правообладателю обусловленное  договором вознаграждение. По соглашению сторон на пользователя могут быть возложены и иные обязанности.

     Концессионный договор может предусматривать  определенный срок использования полученных от правообладателя прав либо заключаться  без указания срока. Следовательно, срок не относится к числу его  существенных условий.

2.2 КОММЕРЧЕСКАЯ СУБКОНЦЕССИЯ

     По  концессионному договору возможно установление обязанности пользователя по предоставлению оговоренному числу других предпринимателей разрешения на использование на определенных условиях полученного от правообладателя  комплекса прав или его определенной части (субконцессия).

     По  условиям конкретного договора предоставление субконцессии может быть как обязанностью пользователя, так и его правом (п. 1 ст. 1029 ГК РФ).

     С помощью субконцессий правообладатель  еще более расширяет свою сферу  влияния на соответствующем рынке, создавая целые сети своих сбытовых или торговых организаций и управляя ими. Поэтому он может быть заинтересован  в выдаче субконцессий. Первичный  же пользователь в этом случае берет  на себя дополнительные организационно-управленческие функции в отношении субконцессионеров  и еще теснее связывается с  первоначальным правообладателем.

     К субконцессионному договору по общему правилу применяются нормы о  договоре коммерческой концессии (п. 5 ст. 1029). Это касается прежде всего содержания (обязательных условий), оформления и регистрации такого договора. Договор субконцессии зависит от основного концессионного договора. Поэтому срок субконцессии не может превышать срока действия основного концессионного договора, а недействительность последнего влечет безусловную недействительность субконцессионного соглашения (абз. 2 п. 1 и 2 ст. 1029 ГК РФ).2

     Вместе  с тем традиционные правила о  заключении субдоговоров в отношениях коммерческой концессии подвергаются некоторым изменениям. Во-первых, в  случае досрочного прекращения концессионного договора (заключенного на срок) либо расторжения  такого договора (заключенного без  указания срока), в заключенном на его основе субконцессионном договоре возможна замена вторичного правообладателя (пользователя по основному концессионному договору) основным правообладателем (п. 3 ст. 1029 ГК РФ). Ведь последний обычно заинтересован в сохранении концессионных  отношений. Иначе говоря, здесь допускается  замена участника (кредитора) по субдоговору  участником (кредитором) по основному  договору. Замена, разумеется, исключается  в случае отказа самого правообладателя  от принятия на себя прав и обязанностей стороны по такому договору либо в  случае запрета такой замены основным концессионным договором.

     Во-вторых, за вред, причиненный правообладателю  действиями вторичных пользователей (по субконцессионным договорам), его  контрагент-пользователь (по основному  концессионному договору) по общему правилу  отвечает субсидиарно с субконцессионерами (п. 4 ст. 1029 ГК РФ), если только иное прямо  не предусмотрено концессионным  договором. В обычных субдоговорах (субаренды, субподряда и т.п.) первоначальный должник остается полностью ответственным  перед кредитором за действия "субдолжников" - третьих лиц.

     Это объясняется тем, что предметом  концессионных договоров являются исключительные права, содержащие в  себе как имущественные, так и  неимущественные правомочия. Их ненадлежащее осуществление во многих случаях  причиняет вред непосредственно  первоначальному правообладателю, остающемуся неизменным субъектом  этих прав. Речь, в частности, идет о  ситуациях, когда в результате деятельности указанных пользователей причиняется  вред деловой репутации правообладателя, сокращается спрос на его товары или услуги и т.п. Поэтому и  пользователь, переуступивший право  на использование исключительных прав, не исключается вовсе из общей  цепочки правоотношений, о чем  свидетельствует субсидиарный характер его ответственности.

2.3  ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ  СТОРОН ПО ДОГОВОРУ  КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

     Концессионный договор может предусматривать  конкретный объем использования  полученных пользователем от правообладателя  исключительных прав и коммерческой информации (например, по стоимости  или количеству произведенных товаров  или оказанных услуг, использованию  их на одном предприятии или на определенном их количестве и т.п.), причем с указанием или без  указания территории использования (например, торговля определенным видом товаров  или оказание соответствующих услуг  только в данном регионе). Такого рода ограничения предпринимательской  деятельности, вытекающие из договорных условий, будучи по сути ограничениями  конкуренции на соответствующем  рынке, не могут нарушать запреты  антимонопольного законодательства и  должны исключать цели монополизации  определенного рынка или ограничения  доступа определенных потребителей к товарам и услугам.3

     Вместе  с тем по условиям концессионного договора допускаются известные  ограничения (самоограничения) прав сторон (п. 1 ст. 1033 ГК РФ). Правообладатель может взять на себя обязательство не предоставлять аналогичные комплексы исключительных прав для использования третьим лицам либо также самому воздерживаться от аналогичной деятельности на данной территории. В этом случае пользователь приобретает, по сути, монопольные возможности на соответствующем рынке, поскольку на нем уже не могут выступать с аналогичными товарами или услугами ни другие пользователи, ни даже сам правообладатель.

     Со  своей стороны, пользователь может  принять на себя обязательства об отказе от конкуренции с правообладателем на территории, где действует концессионный  договор, либо об отказе от получения  аналогичных прав у конкурентов  правообладателя (включая, например, отказ  от приобретения значительных долей  участия в их уставном капитале). Это гарантирует правообладателю  возможность самостоятельного выступления  на определенном рынке. К числу возможностей добровольного ограничения прав пользователя закон относит также  его обязательство согласовывать  с правообладателем место расположения и оформление коммерческих помещений, используемых при реализации предоставленных  правообладателем исключительных прав.

     Любые из перечисленных условий также  не должны нарушать установленных законом  антимонопольных запретов (под страхом  признания их недействительными). Более  того, два вида возможных ограничительных  условий договора заранее объявлены  ничтожными (п. 2 ст. 1033 ГК РФ). К ним отнесены условия, по которым либо правообладатель получает право определять цену реализуемых пользователем товаров или услуг (как в виде конкретной цены, так и путем установления ее верхнего или нижнего предела), либо пользователь вправе каким-либо образом ограничивать круг своих потребителей-заказчиков (оказывая услуги лишь определенным их категориям либо лицам, имеющим место нахождения или жительства на данной территории).

     В ином случае речь могла бы идти о  попытке раздела рынка (путем  фактического прикрепления потребителей к строго определенному изготовителю или услугодателю), условия сбыта  на котором, по сути, диктовал бы не участвующий  в нем правообладатель. Исключение территориальных ограничений для  услугополучателей дает возможность  выступать в этом качестве более  широкому кругу потребителей, которым  пользователь по концессионному договору не сможет отказать в предоставлении соответствующих товаров или  услуг.

 

3  ИСПОЛНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ  ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ  КОНЦЕССИИ

3.1  ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА  КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

     Договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы  влечет недействительность Договора (ст.1028 ГК РФ). Договор должен быть заключён путём составления  одного документа, подписанного обеими сторонами. Несоблюдение данных правил влечёт ничтожность Договора. Договор должен быть зарегистрирован  органом, зарегистрировавшим правообладателя. Если правообладатель зарегистрирован  в иностранном государстве, то регистрацию  осуществляет орган, зарегистрировавший пользователя.

     Согласно  п.3 ст. 433, Договор, подлежащий государственной  регистрации, считается заключенным  с момента государственной регистрации. В отношениях с третьими лицами стороны  Договора не вправе ссылаться на него до момента регистрации (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Незарегистрированный Договор, однако, определенным образом связывает  стороны: если сделка, требующая государственной  регистрации, совершена в надлежащей форме (здесь - в письменной), но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны  вынести решение о регистрации  сделки. В этом случае сделка регистрируется по решению суда (п. 3 ст.165 ГК РФ).

     В том случае, когда по Договору передается объект, охраняемый в соответствии с патентным законодательством, Договор подлежит также регистрации  в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков (п. 2 ст.1028 ГК РФ). При несоблюдении этого требования Договор считается  ничтожным. Под объектами, охраняемыми  в соответствии с патентным законодательством, понимаются:

    1. изобретения, полезные модели, промышленные образцы (ст.1 Патентного закона от 23.09.1992 г. № 3517-1);
    2. товарные знаки и знаки обслуживания (обозначения, отличающие товары и услуги одного лица от однородных товаров и услуг другого лица).

     В том случае если Договор предусматривает  передачу прав, требующую регистрации, то правообладатель обязан выдать пользователю предусмотренные Договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном  порядке (п.1 ст.1031 ГК РФ). Иначе говоря, если правообладатель уклоняется от совершения необходимых для регистрации  действий, то пользователь может требовать  исполнения этих действий, а при  отказе правообладателя - взыскать понесенные убытки.

     Стороны могут заключить Договор на определенный срок или без указания срока. Если срок определен, то в течение трех лет пользователь имеет преимущественное право заключить Договор с  правообладателем на условиях не менее  благоприятных, чем условия прекратившегося  Договора (ст.1035 ГК РФ). Правда, если правообладатель  все-таки заключит новый договор  коммерческой концессии с третьим  лицом, то пользователь не сможет оспорить действительность этого договора или  перевести на себя права и обязанности  пользователя по этому договору. Если правообладатель нарушит преимущественное право пользователя, то последний  вправе требовать возмещения убытков.

Информация о работе Коммерческая концессия