Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:47, курсовая работа
Целью представленной работы выступает:
определение понятия коммерческой концессии и франчайзинга;
выявление пробелов законодательной базы в этой области.
Введение…………………………………………………………………...3
1 Понятие коммерческой концессии
Понятие коммерческой концессии ...…………………………….6
Понятие договора коммерческой концессии…………………….8
2 Содержание договора коммерческой концессии
2.1 Основные права и обязанности сторон договора коммерческой концессии……………………………………………………………...15
2.2 Коммерческая субконцессия…………………………………….17
2.3 Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии…………………………………………...…………………19
3 Исполнение и прекращение договора коммерческой концессии
3.1 Заключение договора коммерческой концессии……………….22
3.2 Исполнение договора коммерческой концессии……………….24
3.3 Изменение и прекращение договора коммерческой концессии……………………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………31
Список использованных источников и литературы…………………..34
Приложение……………………………………………………………...36
В-третьих,
франчайзинг предполагает постоянное
техническое и консультационное
содействие пользователю со стороны
правообладателя с целью
Таким
образом, в концессионном договоре
можно обнаружить элементы лицензионного
договора (разрешение на использование
объектов исключительных прав), договора
об оказании возмездных услуг (консультативное
и техническое содействие), договора
простого товарищества (сотрудничество
при исполнении договора для достижения
общих предпринимательских
Концессионный договор должен быть заключен в письменной форме под страхом ничтожности (п. 1 ст. 1028 ГК РФ). Кроме того, он подлежит государственной регистрации в органе, осуществившем регистрацию правообладателя (как юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя). Если же правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, то концессионный договор, предполагаемый к исполнению в России, необходимо зарегистрировать в органе, осуществившем регистрацию пользователя (регистрация договора в органе, осуществившем регистрацию правообладателя, в этом случае не требуется). Необходимость такой регистрации вызывается использованием зарегистрированными ранее средствами индивидуализации предпринимателей или производимых ими товаров и услуг, что затрагивает интересы других участников имущественного оборота, прежде всего потребителей.
При отсутствии такой регистрации заключенный в письменной форме концессионный договор не приобретает силы в отношениях с третьими лицами (абз. 3 п. 2 ст. 1028 ГК РФ), но связывает заключивших его участников (ср. п. 3 ст. 433 ГК РФ). С одной стороны, такое положение в интересах потребителей лишает пользователя возможности начать использование предоставленного ему комплекса исключительных прав, а с другой - позволяет участникам еще до регистрации договора начать проведение необходимой подготовительной работы (передачу документации, инструктаж работников и т.д.) уже на основе признанного заключенным договора.
Поскольку
предметом данного договора может
стать разрешение на использование
некоторых объектов исключительных
прав, подлежащих государственной регистрации
(охраняемых патентным законодательством),
т.е., по сути, лицензионные отношения,
становится необходимой также
Существенным
условием договора коммерческой концессии
является вознаграждение (роялти), выплачиваемое
пользователем правообладателю. Формы
вознаграждения могут быть самыми разными
и определяются договором в зависимости
от специфики соответствующей
Договором
коммерческой концессии может быть
предусмотрено право или даже
обязанность пользователя выдать определенное
число субконцессий на соответствующей
территории (ст. 1029). Это весьма важно
для правообладателей с точки
зрения создания сбытовых или торговых
сетей и последующего эффективного
управления ими. При использовании
системы субконцессий первичный
пользователь берет на себя дополнительные
организационные и
Результат,
аналогичный системе
Для договоров коммерческой концессии характерны ограничительные условия, то есть условия, реализация которых может привести к ограничению конкуренции на соответствующем рынке. Чаще всего такие условия связаны с закреплением за пользователем определенной территории, на которой не могут действовать ни другие пользователи, ни сам правообладатель, либо с запретом для пользователя вступать с правообладателем в конкуренцию как самостоятельно, так и путем получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя (причем этот запрет может действовать в течение определенного срока и после прекращения договора).
Большинство ограничительных условий не является неправомерными в своей основе. В каждом конкретном случае они нуждаются в анализе с точки зрения антимонопольного законодательства, требующем изучения как общей ситуации на определенном товарном рынке, так и выяснения того положения, которое занимают на этом рынке стороны договора. Если будет установлено, что условия договора нарушают антимонопольное законодательство, то они могут быть признаны недействительными по иску антимонопольного органа или другого заинтересованного лица. Иными словами, такие условия договора являются оспоримыми1.
Статьей 1033 предусмотрены, однако, два вида ограничительных условий, которые являются ничтожными при любых обстоятельствах. Это условия, предоставляющие:
1)
правообладателю право
2)
пользователю право
Применительно к первому виду ничтожных ограничительных условий следует отметить, что возможность согласования цены между сторонами договора полностью не исключается. Однако если пользователь не последует ценовым рекомендациям правообладателя, тот будет не вправе ссылаться на нарушение пользователем условий договора.
Запрет делить покупателей (заказчиков) на категории связан не только с тем, что в большинстве случаев подобное условие договора будет несовместимо с основами правопорядка, но и с тем, что прикрепление различных категорий покупателей (заказчиков) к определенным пользователям имеет для конкуренции на соответствующем рынке те же последствия, что и жесткий территориальный раздел рынка. С другой стороны, этот запрет не должен применяться, если деятельность самого правообладателя изначально носит специализированный социальный характер (например, магазин, обслуживающий ветеранов войны и труда).
Если для деятельности пользователя договором очерчена определенная территория, за пределы которой он не имеет права выходить, это означает, что пользователь не должен сознательно искать деловых контактов или сбыта продукции вне своей территории. Однако если к нему обратится лицо, проживающее или имеющее место нахождения за пределами его территории, он не вправе отказать такому лицу в заключении договора. Этот достаточно очевидный и общепринятый в антимонопольном законодательстве подход выражен в норме о ничтожности условия о праве пользователя реализовывать товары (работы, услуги) "исключительно" лицам, живущим (имеющим место нахождения) на определенной территории.Всем знакомо выражение «“все можно купить, кроме доброго имени”. Франчайзинг доброе имя купить позволяет». Но продавая свою непорочную репутацию, франшизодатель хочет быть уверен, что ее не запятнают.
Больше всего меня заинтересовало понятие «фирменное наименование» статьи 1027 ГК: «По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) … право использовать в предпринимательской деятельности … фирменное наименование … правообладателя».
В соответствии с тем же ГК РФ (ст. 54) (номер статьи совпал с номером Главы 54) фирменное наименование это наименование компании с указанием формы собственности. Например: Закрытое Акционерное Общество «ЭДЕЛЬВЕЙС». Именно под таким фирменным наименованием зарегистрирована данная компания как юридическое лицо, как налогоплательщик, именно под ним она выступает как сторона договора.
Представим себе такую надпись в Договоре: « … ЗАО «ЭДЕЛЬВЕЙС» в лице … , с одной стороны, передает ООО «ОДУВАНЧИК» в лице … , с другой стороны, право пользования своим фирменным наименованием ЗАО «ЭДЕЛЬВЕЙС».
Появления на российском рынке сотен или тысяч ЗАО «ЭДЕЛЬВЕЙС», которые занимаются одним и тем же видом бизнеса, просто не может быть, ибо этим нарушается вся система учета (регистрации) юридических лиц.
Совсем
другое дело появление множества
магазинов с вывеской «ЭДЕЛЬВЕЙС»,
хозяевами которых могут быть
различные по фирменному наименованию
компании, получившие по договору франчайзинга
право использования этого
Таким образом, проходящая практически через все статьи Главы 54 передача фирменного наименования, это грубая ошибка.
Да,
фирменное наименование, как и
товарные знаки, и знаки обслуживания
тоже является интеллектуальной собственностью
правообладателя. Но передавать его
кому бы то ни было, ни по договору концессии,
ни по договору франчайзинга нельзя. Передача
фирменного наименования относится
совсем к другому правовому полю,
которое мы здесь не рассматриваем.
2 СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
2.1 ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
Концессионный
договор как
Существенными
условиями концессионного договора
являются императивно сформулированные
законом обязанности