Классификация и характеристика отдельных видов стажа, применяемых в праве социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 03:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении и анализе нормативно-правовых актов, специальной литературы, посвященных вопросам правового регулирования отдельных видов стажа, в рамках права социального обеспечения.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
1. Рассмотреть содержание законодательной базы, лежащей в основе регулирования вопросов, связанных с правовым регулированием трудового стажа в системе пенсионного обеспечения;
2. Нужно выяснить тенденции развития в этой сфере, с учетом результатов правоприменительной практики, а в заключение подвести итоги по проделанной работе, выработать пути решения возникших проблем
3. Необходимо изучить понятие трудового стажа, выявив основные отличительные свойства, позволяющие выделить данный вид правового института в в праве социального обеспечения для самостоятельного изучения;
4. Необходимо исследовать отдельные виды стажа, применяемые в праве социального обеспечения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

 

Изучив законодательную  базу, лежащую в основе регулирования вопросов, связанных с правовым регулированием трудового стажа в системе пенсионного обеспечения, мы пришли к следующим выводам.

Так, в ходе проводимой пенсионной реформы в российском законодательстве и правоприменительной практике сформировался единый подход, в соответствии с которым в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании, при условии что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 29 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при применении данного Закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Закона, приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР.

Изучив тенденции  развития в этой сфере, опираясь на позицию Конституционного Суда РФ, можно придти к выводу, что до сих пор остается ряд неразрешенных правовых проблем в сфере регулирования указанных правоотношений. Так, в Постановлении КС России от 10 июля 2007 г. № 9-П п. 1 статьи 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 407:

Во-первых, признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой во взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, они направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств ПФР перед застрахованными лицами;

Во-вторых, признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Исходя из вышеперечисленных позиций Конституционного Суда, опираясь на мнение ведущих ученых юристов считаем что федеральному законодателю в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию необходимо установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.

По нашему мнению, впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования, право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в ПФР должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению ПФР необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Как отмечено в  Определении КС России от 20 ноября 2007 г. № 798-О-О, из содержания Постановления КС России от 10 июля 2007 г. N 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу комментируемого Закона), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 г.), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.

Кроме этого  необходимо отметить, что Трудовой кодекс РФ стал первым федеральным законом, предложившим легальную дефиницию социального партнерства, которое представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в вопросах регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Принципиальным  отличием новых законов является то, что для получения права  на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Таким образом, в ходе проведенного исследования можно  утверждать, что задача по изучению понятия стажа, применяемого в праве социального обеспечения и закрепленного в действующем законодательстве, выявлению основных отличительных свойств, позволяющие выделить данный вид правого института для самостоятельного изучения выполнена полностью.

Кроме этого, в  рамках настоящей курсовой работе было проведено исследование и дана характеристика отдельным видам стажа, применяемых  для пенсионного обеспечения. Исследование показало разобщенность и, в некоторых  случаях, устарелость действующего законодательства. Применения большого количества морально устаревших подзаконных актов, действующих еще во второй половине двадцатого века, наводят на мысль о необходимости проведения комплексной системной работы по систематизации подзаконных нормативно-правовых актов и приведения их в соответствии с существующими реалиями.

В результате решения  научных задач, поставленных в рамках курсового исследования, была достигнута цель курсовой работы – изучение и анализ нормативно-правовых актов, специальной литературы, посвященных вопросам правового регулирования отдельных видов стажа, в рамках права социального обеспечения.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

I. Нормативно-правовые  акты 

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 21.01.2009. – № 7.
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Российская газета, № 137, 28.07.2009.
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета, № 162, 31.07.2004
  4. Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «Об альтернативной гражданской службе» // Российская газета, № 138-139, 30.07.2002.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Российская газета, № 256, 31.12.2001
  6. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета, № 247, 20.12.2001
  7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012) // Российская газета, № 247, 20.12.2001.
  8. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Российская газета, № 68, 10.04.1996.
  9. Федеральный закон от 10.01.1996 № 6-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» // Российская газета, № 10, 18.01.1996.
  10. Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 24.07.2009) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Российская газета, № 73, 16.04.1993.
  11. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 08.11.2011, с изм. от 12.11.2012) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, № 9, ст. 328.
  12. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 30.12.2012) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета, № 84, 06.05.1996.
  13. Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1141 (ред. от 19.05.2011) «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» // Российская газета, № 214, 23.09.2010.
  14. Указ Президента РФ от 05.11.1992 № 1335 (ред. от 05.10.2002) «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций» // Российская газета, N 244, 11.11.1992.
  15. Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 208 «О стоимости страхового года на 2012 год» // Российская газета, № 67, 28.03.2012.
  16. Постановление Правительства РФ от 26.11.2008 № 885 «Об утверждении перечня международных организаций, супругам работников которых при установлении трудовых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета, № 250, 05.12.2008
  17. Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 № 587 (ред. от 08.12.2010) «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии» // Российская газета", № 173, 15.08.2008.
  18. Постановление Правительства РФ от 15.09.2003 № 570 (ред. от 12.10.2010) «О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации» // Российская газета, № 187, 19.09.2003.
  19. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (ред. от 26.05.2009) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета, № 212, 06.11.2002.
  20. Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 (ред. от 20.07.2011) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» // Российская газета, № 140, 31.07.2002.
  21. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (ред. от 26.05.2009) «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета, № 129, 17.07.2002.
  22. Письмо ПФ РФ от 06.10.2010 N АК-30-21/10591 // Нормативные акты для бухгалтера, № 23, 30.11.2010
  23. Закон Амурской области от 10.11.2008 N 121-ОЗ (ред. от 23.11.2012) «О звании «Ветеран труда Амурской области» // Амурская правда, № 208, 11.11.2008.
  24. Закон Амурской области от 09.06.2006 № 192-ОЗ (ред. от 02.12.2011) «О присвоении звания «Ветеран труда» // Амурская правда, № 108, 16.06.2006.
  25. Постановление Губернатора Амурской области от 27.03.2007 № 184 (ред. от 23.04.2010) «Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет гражданским служащим области и лицам, замещавшим государственные должности области»

 

II. Специальная  литература 

  1. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М., 1980. С. 109
  2. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (постатейный). М.: Деловой двор, 2011. 520 с.
  3. Грицюк М. Нет стажа - нет пенсии // Российская газета. 11.04.2012
  4. Губанова Ю. Ученический и льготный стаж // ЭЖ-Юрист. 2012. N 20. Тематическое приложение. С. 3.
  5. Гусов К.Н. Корпоративные соглашения в сфере социально-трудовых отношений. М. 2011
  6. Егоров В.В. Больничные и другие социальные пособия в 2008 году // Экономико-правовой бюллетень. 2008. N 3. 160 с.
  7. Ершов В.А. Трудовые пенсии по старости: Практический справочник. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. 120 с.
  8. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. 312 с.
  9. Ефремов А.В. Трудовой стаж работы на медицинских должностях в военных комиссариатах должен засчитываться в льготный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 4. С. 78 - 83.
  10. Жаворонков Р.Н. О приобретении страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по инвалидности // Журнал российского права. 2011. N 3. С. 64 - 70.
  11. Завойкина Н., Шиняева Н., Терешко Ю. Отдых включили в стаж // ЭЖ-Юрист. 2007. № 25
  12. Закиров Р.А. О включении стажа (общей продолжительности) правоохранительной службы в выслугу лет на военной службе // Право в Вооруженных Силах. 2009. № 7.
  13. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2005. С. 142
  14. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М., 1986. С. 52;
  15. Климова М.А. Единый социальный налог и взносы на обязательное пенсионное страхование // Экономико-правовой бюллетень. 2008. N 11. 160 с.
  16. Ковалев В.И. Вопрос-ответ // Право в Вооруженных Силах. 2010. № 4. С. 88.
  17. Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам / Е.А. Борисова, С.А. Герасименко, Б.А. Горохов и др.; под ред. В.М. Жуйкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, 2008. 832 с.
  18. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / О.В. Абрамова, М.А. Бочарникова, З.Д. Виноградова и др.; под ред. Ю.П. Орловского. 5-е изд., испр., перераб. и доп. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009. XX, 1500 с.
  19. Кутепова К.О., Степанов А.Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. М.: Омега-Л, 2010. 197 с.
  20. Маслова Т.А. Ваша пенсия в Ваших руках: как ориентироваться в пенсионной системе, как позаботиться о собственной пенсии, рассчитать и увеличить ее. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2012. Вып. 10. 144 с.
  21. Миронов В.И. Стаж работы в административных отношениях может быть подтвержден трудовой книжкой // Трудовое право. 2010. N 9. С. 92 - 94.
  22. Симанович Л.Н. Значение трудового стажа в системе пенсионного обеспечения // Юрист. 2009. N 7. С. 32 - 37.
  23. Скачкова Г.С. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). 4-е изд. М.: РИОР, Инфра-М, 2010. 544 с.
  24. Тресков В. Чем больше стаж - тем выше пенсия // ЭЖ-Юрист. 2012. N 42.
  25. Шкловец И.И. Практика применения трудового законодательства // Экономико-правовой бюллетень. 2007. N 10. 160 с.

 

III Электронные ресурсы

  1. Индексация пенсий [электронный ресурс] дата обращения 20.12.2012 URL – http://www.pfrf.ru/pensionres/

 

IV. Материалы правоприменительной практики

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Российская газета, № 295, 21.12.2012
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» // Российская газета, № 294, 29.12.2005
  3. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 05.10.2012 № 46-АПГ12-13
  4. Определение Верховного Суда РФ от 16.11.2012 № 49-КГ12-9
  5. Определение Верховного Суда РФ от 05.10.2012 № 66-КГ12-5
  6. Определение Верховного Суда РФ от 07.09.2012 № 8-КГ12-4
  7. Кассационное определение Амурского областного суда от 28.12.2011 по делу № 33-6184/2011
  8. Кассационное определение Амурского областного суда от 02.12.2011 по делу № 33-5774/2011
  9. Кассационное определение Амурского областного суда от 18.11.2011 по делу № 33-5472/2011
  10. Кассационное определение Амурского областного суда от 22.07.2011 по делу № 33-3325/11
  11. Апелляционное определение Амурского областного суда от 06.07.2012 по делу № 33АП-1155/12

Информация о работе Классификация и характеристика отдельных видов стажа, применяемых в праве социального обеспечения