Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 03:59, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении и анализе нормативно-правовых актов, специальной литературы, посвященных вопросам правового регулирования отдельных видов стажа, в рамках права социального обеспечения.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
1. Рассмотреть содержание законодательной базы, лежащей в основе регулирования вопросов, связанных с правовым регулированием трудового стажа в системе пенсионного обеспечения;
2. Нужно выяснить тенденции развития в этой сфере, с учетом результатов правоприменительной практики, а в заключение подвести итоги по проделанной работе, выработать пути решения возникших проблем
3. Необходимо изучить понятие трудового стажа, выявив основные отличительные свойства, позволяющие выделить данный вид правового института в в праве социального обеспечения для самостоятельного изучения;
4. Необходимо исследовать отдельные виды стажа, применяемые в праве социального обеспечения.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.
Как разъясняет Симанович Л.Н. гражданин, не работающий по трудовому договору, заключил с издательством лицензионный договор о предоставлении права на использование произведения (статьи). Срок действия договора не установлен (договор заключен и исполнен одним днем). В этом случае продолжительность периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей. Таковым будет считаться календарный месяц, в котором уплачены страховые взносы [47, С. 36].
Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами РФ, подтверждаются документом территориального органа ПФР об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ.
Правила подсчета и подтверждения стажа (п. 28) предусматривают принципиальную возможность установления страхового стажа по свидетельским показаниям. Перечисленные в ст. 10 ФЗ № 173-ФЗ периоды работы (включаемые в страховой стаж) на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя. Свидетельские показания принимаются, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
Свидетельские показания принимаются по заявлению гражданина, к которому должны быть приложены:
- документ местного
органа власти, на территории
которого произошло стихийное
бедствие, подтверждающий число,
месяц, год, место и характер
произошедшего стихийного
- документ работодателя
или соответствующего
- справка архивного
учреждения или
В отдельных
случаях допускается
Основные условия, при которых период работы по свидетельским показаниям учитывается в страховом стаже, таковы:
- период работы
начиная с достижения
- свидетельские
показания только за тот
К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., ЕСН (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД).
Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:
- документами финансовых органов или справками архивных учреждений - в отношении взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г.;
- документами территориальных органов ПФР - в отношении страховых взносов за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г.;
- документами территориальных ИФНС - в отношении ЕСН (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г.;
- свидетельством
и иными документами,
К письменным доказательствам периодов работы в командировках (например, в районах Крайнего Севера в целях установления повышенных размеров базовых частей трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности) могут быть отнесены: приказ руководителя организации о направлении в командировку, командировочное удостоверение, авансовый отчет, служебное задание, отчет о выполненной работе, документы, подтверждающие расходы, сведения о проведении вводного инструктажа по прибытии в организацию по месту командировки, первичного инструктажа на рабочем месте, акты расследования несчастного случая на производстве и другие.
Застрахованное лицо законодательством может быть освобождено от уплаты обязательных платежей (страховых взносов до 1 января 1991 г., ЕСН, ЕНВД и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование). В этом случае вместо документа об уплате этих обязательных платежей представляют документ об освобождении их от такой уплаты. Эти документы (с указанием периода освобождения) выдаются теми же органами (учреждениями) и в том же порядке, который установлен для выдачи документа об уплате обязательных платежей.
Как указывает Кутепова К.О. страховой стаж, требуемый для приобретения права на трудовую пенсию, исчисляется в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии [44, С. 124].
Особенности подсчета страхового стажа установлены п. п. 35 - 46 Правил подсчета и подтверждения стажа.
Федеральным законом № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрена возможность добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию: физическое лицо вправе уплачивать в бюджет ПФР страховые взносы за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем (п. 1 ст. 29).
В число добровольцев включены:
- граждане РФ, работающие
за пределами территории РФ, в
целях уплаты страховых
- физические лица в
целях уплаты страховых
- застрахованные лица, осуществляющие
в качестве страхователей
- физические лица в
целях уплаты дополнительных
страховых взносов на
- физические лица в
целях уплаты страховых
Согласно позиции ПФР (письмо от 06.10.2010 № АК-30-21/10591) граждане России, работающие за границей и желающие уплачивать пенсионные взносы за себя, могут делать это только в сумме, определяемой исходя из стоимости страхового года (п. 5 ст. 29 Закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Стоимость страхового года – сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет ПФР в течение одного финансового года.
Рассчитывается данная стоимость как произведение минимального размера оплаты труда, тарифа страховых взносов и 12 месяцев. В 2012 году эта сумма равна 14386,32 руб. (4611 руб. x 26% x 12) (Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 208 «О стоимости страхового года на 2012 год»). Если плательщик взносов относится к категории лиц 1967 года рождения и моложе, то взносы в ПФР составят на страховую часть 11066,40 руб. (4611 руб. x 20% x 12), на накопительную часть - 3319,92 руб. (4611 руб. x 6% x 12). Если плательщик 1966 года рождения и старше, то вся сумма (14386,32 руб.) уплачивается на страховую часть. Свыше этой суммы работающие за границей платить не могут.
По утверждению Масловой Т.А. добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и платить взносы в части, превышающей размер страхового года, могут лишь индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, т.е. граждане, занимающиеся собственной предпринимательской деятельностью на территории РФ [45, С. 112].
Для граждан, уплачивающих страховые взносы в ПФР, факт уплаты страховых взносов за определенный период работы за рубежом является основанием для включения данного периода в страховой стаж (п. 2 ст. 10 ФЗ № 173-ФЗ). Если же гражданин РФ, работающий за границей, не уплачивает страховые взносы в ПФР на добровольных основаниях, то период работы засчитывается в страховой стаж только в строго определенных случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами.
2. Специальный стаж
В соответствии с действующим законодательстве специальный стаж – это стаж для отдельных видов работ, являющийся условием досрочного назначения трудовой пенсии, связанной с условиями труда.
Так, ранее достижения установленного возраста пенсии назначают так называемым вредникам и льготным категориям граждан.
Вредники – это лица, чья трудовая деятельность была связана с особыми (вредными и тяжелыми) условиями труда. Их перечень содержится в ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ.
Первыми в этом перечне указаны мужчины, достигшие возраста 50 лет, и женщины по достижении возраста 45 лет, при условии, что они отработали, соответственно, не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. При этом страховой стаж таких лиц должен составлять, соответственно, не менее 20 и 15 лет.
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста (60 лет - мужчины, 55 лет - женщины) на один год за каждый полный год такой работы - и мужчинам, и женщинам.
Мужчина, страховой стаж которого составляет 21 год, отработал в горячем цеху 8 лет 3 месяца. Поскольку время работы во вредном производстве превышает половину установленного срока - 5 лет (10 лет x 1/2), мужчина попадает в число лиц, которым трудовая пенсия может быть назначена досрочно. За каждый полный год работы в горячем цеху (8 лет) мужчине снижается на год установленный возраст (60 лет) для выхода на пенсию. Это значит, что у него есть право обратиться за оформлением досрочной пенсии, когда ему исполнится 52 года (60 - 8).
Вторая группа - это мужчины, достигшие возраста 55 лет, и женщины, достигшие возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда, соответственно, не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет. Если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением предусмотренного законодательством возраста на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Женщина, имеющая страховой стаж 21 год, проработала в тяжелых условиях труда 6 лет 8 месяцев. Это время превышает половину установленного срока - 5 лет (10 лет x 1/2). Значит, женщина попадает в число лиц, которым трудовая пенсия может быть назначена досрочно. За каждые 2 года трудовой деятельности на работах с тяжелыми условиями труда (6 лет) женщине снижается установленный возраст (55 лет) для выхода на пенсию. Это значит, что за оформлением досрочной пенсии она может обратиться, когда ей исполнится 52 года (55 - (6 : 2)).
При досрочном
назначении трудовой пенсии по старости
работникам, указанным во второй группе,
специалисты отделов
Третья группа - это женщины, достигшие возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.