Классификация и характеристика отдельных видов стажа, применяемых в праве социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 03:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении и анализе нормативно-правовых актов, специальной литературы, посвященных вопросам правового регулирования отдельных видов стажа, в рамках права социального обеспечения.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
1. Рассмотреть содержание законодательной базы, лежащей в основе регулирования вопросов, связанных с правовым регулированием трудового стажа в системе пенсионного обеспечения;
2. Нужно выяснить тенденции развития в этой сфере, с учетом результатов правоприменительной практики, а в заключение подвести итоги по проделанной работе, выработать пути решения возникших проблем
3. Необходимо изучить понятие трудового стажа, выявив основные отличительные свойства, позволяющие выделить данный вид правового института в в праве социального обеспечения для самостоятельного изучения;
4. Необходимо исследовать отдельные виды стажа, применяемые в праве социального обеспечения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

При этом стаж также  имеет значение для приобретения специальных видов социальной поддержки. Так в соответствии с Законом Амурской области от 10.11.2008 № 121-ОЗ (ред. от 23.11.2012) «О звании «Ветеран труда Амурской области» звание «Ветеран труда Амурской области» присваивается проживающим на территории области лицам, награжденным областными знаками отличия в труде, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, добросовестно проработавшим в области на одном предприятии (в учреждении, организации) различных форм собственности не менее 20 лет и имеющим общий трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Ветеранам труда  области, не достигшим возраста 80 лет, имеющим доход ниже полуторакратной  величины прожиточного минимума по Амурской области на душу населения, установленной губернатором области, предоставляется следующая социальная поддержка:

1) ежемесячная  денежная выплата устанавливается  в размере 418 рублей;

2) ежемесячная  социальная выплата в размере  50 процентов платы за жилое помещение, коммунальные услуги и твердое топливо в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг.

Региональный  стандарт нормативной площади жилого помещения, в пределах которого предоставляется социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливается в следующих размерах:

18 кв. м общей  площади жилого помещения - на  одного члена семьи, состоящей  из трех и более человек;

42 кв. м - на  семью из двух человек (21 кв. м на одного члена семьи);

33 кв. м - на  одиноко проживающего человека.

Утвержденные  органами местного самоуправления нормативы  потребления коммунальных услуг, срок действия которых не истек, применяются  до вступления в силу нормативов потребления  коммунальных услуг для предоставления мер социальной поддержки, установленных Правительством Амурской области.

Нормативы потребления  коммунальных услуг для предоставления мер социальной поддержки устанавливаются  Правительством области.

Социальная  поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕСВ) предоставляется ветеранам труда области независимо от вида жилищного фонда.

ЕСВ перечисляется  ветеранам труда области не позднее 1 числа месяца, следующего за месяцем, за который должна быть внесена плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Ветеранам труда  области, достигшим возраста 80 лет, социальная поддержка, указанная в  пунктах 1, 2 части 1 настоящей статьи, предоставляется независимо от уровня дохода.

Глава II. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СТАЖА, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

В пенсионном законодательстве о трудовых пенсиях упоминается три вида стажа: страховой стаж, специальный стаж, общий трудовой стаж.

 

1. Страховой стаж

Вторым после возраста условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие страхового стажа определенной продолжительности – не менее пяти лет.

В соответствии с действующим  законодательством страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Наличие страхового стажа имеет юридическое значение и учитывается при определении права на пенсию, если он надлежащим образом подтвержден.

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой  стаж, установлены ст. 10 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – ФЗ №173-ФЗ). Правила включения в страховой стаж указанных периодов зависят от того, где они выполнялись – на территории РФ или за ее пределами. Если работа или иная деятельность выполнялась на российской территории, необходимым условием включения ее в страховой стаж является уплата страховых взносов в бюджет ПФР за все периоды. При этом сам работник должен иметь гражданство РФ и быть застрахованным.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись  за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии со ст. 29 Закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Также к страховым периодам относятся иные периоды, а именно:

- период прохождения военной  службы, а также другой приравненной  к ней службы, предусмотренной  Законом РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

- период получения пособия  по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период ухода одного  из родителей за каждым ребенком  до достижения им возраста  полутора лет, но не более  трех лет в общей сложности;

- период получения пособия  по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- период содержания под  стражей лиц, необоснованно привлеченных  к уголовной ответственности,  необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания этими лицами наказания в местах лишения свободы и в ссылке;

- период ухода, осуществляемого  трудоспособным лицом за инвалидом  I группы, ребенком-инвалидом или  за лицом, достигшим возраста 80 лет;

- период проживания  супругов военнослужащих, проходящих  военную службу по контракту,  вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться  в связи с отсутствием возможности  трудоустройства, но не более  пяти лет в общей сложности;

- период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.11.2008 № 885 «Об утверждении перечня международных организаций, супругам работников которых при установлении трудовых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но не более пяти лет в общей сложности.

Если международным договором  РФ установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, чем утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (далее – Правила подсчета и подтверждения стажа), то применяются правила международного договора.

Как отмечает Ершов В.А. в периодах иной деятельности учитывается время нахождения в отпуске по уходу за ребенком только до полутора лет. Но отдельные родители желают ухаживать за ребенком и до достижения им трехлетнего возраста. Это не противоречит законодательству [33, С. 59].

Если лицо, обращающееся за установлением пенсии, находилось в указанном отпуске после 1 января 2002 г., то в страховой стаж войдет период до полутора лет.

Если же отпуск протекал до 1 января 2002 г., то в страховой и  в общий трудовой стаж может быть включен весь трехлетний период.

Это следует из судебной практики (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, Кассационное определение Хабаровского краевого суда от 28.07.2010 по делу № 33-4954/2010). Суды посчитали правомерным включение указанного периода в стаж работы, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости. Суды исходили из того, что положения Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Эти положения необходимы для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

До 1 января 2002 г. действовали Закон РСФСР от 20.11.1990 № 340 «О государственных пенсиях в РСФСР» и Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Согласно п. «в» ст. 92 этих Законов в общий трудовой стаж включались периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности. До вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, действовала ст. 167 КЗоТ РСФСР. Эта статья предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Переход к новому правовому регулированию в области  пенсионных правоотношений не противоречит Конституции РФ, но вносимые законодателем  изменения, в том числе в порядок  подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

В качестве документов, подтверждающих период нахождения в  отпуске за ребенком, могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки  жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком законодательно установленного возраста, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и другие документы, подтверждающие необходимые сведения. Кроме того, обращающийся за установлением трудовой пенсии гражданин (один из родителей) должен сообщить сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о том, кому из родителей следует засчитывать в страховой стаж период ухода за ребенком.

Пунктом 4 Правил подсчета и подтверждения стажа определено, какими документами должны подтверждаться периоды трудовой и иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды  до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа).

Следует обратить внимание на то, что достоверность сведений о стаже застрахованных лиц специалисты ПФР могут проверить на основании первичных документов по учету кадров и использованию рабочего времени.

К числу документов по учету кадров относятся, в частности, штатные расписания, приказы (распоряжения), личные карточки работников. На принятых на работу лиц личные карточки заполняются на основании следующих документов:

- приказа (распоряжения) о приеме на работу;

- трудовой книжки, паспорта, военного билета;

- документа  об окончании учебного заведения;

- страхового  свидетельства государственного  пенсионного страхования и свидетельства  о постановке на учет в налоговом  органе и других документов.

Документы по учету  рабочего времени (табели, записки-расчеты о предоставлении отпуска и др.) могут проверить с целью подтверждения фактического периода работы и простоев, а также нахождения сотрудников в отпусках, несанкционированных забастовках и др.

Как отмечает Степанов А.Г. до введения персонифицированного учета трудовая деятельность фиксировалась в основном в трудовых книжках [44, С. 116]. Поэтому при рассмотрении заявления о назначении пенсии анализируются внесенные в них записи на предмет их соответствия содержанию приказов и распоряжений, оформленных в организации на лиц, принятых на работу.

Стаж работы лиц, выполнявших работы (оказывавших  услуги) по гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам, анализируется с учетом сроков действия и условий этих договоров. При этом как справедливо отмечает Маслова Т.А. периоды работы по таким договорам не могут быть засчитаны в стаж только на основании одного договора без подтверждения выполнения его условий, оплаты и уплаты страховых взносов [45, С. 59]. Поэтому в ходе проверки документов могут затребовать акты приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг) по указанным договорам.

Информация о работе Классификация и характеристика отдельных видов стажа, применяемых в праве социального обеспечения