Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 03:59, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении и анализе нормативно-правовых актов, специальной литературы, посвященных вопросам правового регулирования отдельных видов стажа, в рамках права социального обеспечения.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
1. Рассмотреть содержание законодательной базы, лежащей в основе регулирования вопросов, связанных с правовым регулированием трудового стажа в системе пенсионного обеспечения;
2. Нужно выяснить тенденции развития в этой сфере, с учетом результатов правоприменительной практики, а в заключение подвести итоги по проделанной работе, выработать пути решения возникших проблем
3. Необходимо изучить понятие трудового стажа, выявив основные отличительные свойства, позволяющие выделить данный вид правового института в в праве социального обеспечения для самостоятельного изучения;
4. Необходимо исследовать отдельные виды стажа, применяемые в праве социального обеспечения.
ВВЕДЕНИЕ
Соотношение трудового стажа и размера пенсии в новой пенсионной стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации является предметом обсуждения на всех уровня государственной власти и экспертного сообщества.
Актуальность настоящего исследования вызывается тем, что пенсионная система нуждается в срочной реформе, иначе дальше уровень пенсий относительно зарплат будет снижаться. Тем более в перспективе прогнозируются увеличение числа пенсионеров и снижение количества наемных работников.
Так, глава российского Пенсионного фонда Антон Дроздов считает, что необходимо добиться справедливости в пенсионном распределении средств, что нельзя мириться с тем фактом, когда человек, отработавший пять лет, получает соизмеримую пенсию с тем, кто отработал 30-40 лет. Размер необходимого трудового стажа для назначения пенсии пока в процессе обсуждения. Но нынешней российской нормы – пять лет трудового стажа для назначения пенсии – нет нигде в мире.
По мнению главы Пенсионного фонда справедливым будет распределение в солидарной системе, если человек дольше работает, значит, большую пенсию он должен получать. В новой стратегии прописано действенное пенсионное правило, которое позволит обеспечить сбалансированность пенсионной системы страны. Оно подразумевает, что при 40-летнем стаже и уплате страхового взноса в ПФР в размере 20% человек сможет получать пенсию в размере 40% от среднего заработка в течение 20 лет.
Министерство труда Российской Федерации придерживается мнения, что стаж трудовой деятельности будет давать ряд преимуществ при выходе на пенсию. При этом все пенсионные накопления, которые граждане успели скопить к моменту реформы, также останутся в целости и сохранности. Накопительная система сама по себе не отменяется, она просто переходит в более гибкий формат, позволяющий эффективнее размещать пенсионные накопления.
Кроме этого актуальность выбранной темы курсового исследования подтверждается повышенным интересом к ней со стороны ученных юристов. Так, проблемам правового регулирования отдельных видов стажа, в рамках права социального обеспечения посвящены научные труды современных российских исследователей, таких как Губанова Ю., Ефремов А.В., Жаворонков Р.Н., Закиров Р.А., Кутепова К.О., Степанов А.Г., Симанович Л.Н., Тресков В., а так же других ученых юристов.
Цель курсовой работы состоит в изучении и анализе нормативно-правовых актов, специальной литературы, посвященных вопросам правового регулирования отдельных видов стажа, в рамках права социального обеспечения.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
1. Рассмотреть содержание законодательной базы, лежащей в основе регулирования вопросов, связанных с правовым регулированием трудового стажа в системе пенсионного обеспечения;
2. Нужно выяснить тенденции развития в этой сфере, с учетом результатов правоприменительной практики, а в заключение подвести итоги по проделанной работе, выработать пути решения возникших проблем
3. Необходимо изучить понятие трудового стажа, выявив основные отличительные свойства, позволяющие выделить данный вид правового института в в праве социального обеспечения для самостоятельного изучения;
4. Необходимо исследовать отдельные виды стажа, применяемые в праве социального обеспечения.
Методы исследования,
применяемые в настоящей
Объектом исследования в рамках настоящей курсовой работы являются правоотношения, возникающие между субъектами права социального обеспечения, связанные с различными видами стажа, а предметом исследования являются отдельных видов стажа, применяемые в праве социального обеспечения.
Структура курсовой работы отвечает требованиям, необходимым для достижения целей и решения задач и состоит из двух взаимосвязанных глав. В первой главе дается общая теоретико-правовая характеристика стажа, раскрывается его значение в системе пенсионного обеспечения. Вторая глава посвящена характеристике отдельных видов стажа, применяемых в праве социального обеспечения.
Такой подход позволит достичь цель курсового исследования и сформировать предложения, достойные для внедрения.
Глава I. Общая ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО СТАЖА И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Право российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста гарантировано Конституцией РФ (ст. 7, п. 2 ст. 39).
В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 г. рождения и моложе). Средний размер трудовой пенсии по старости за 2012 год увеличился на 321 рубль и составил 9414 рубля, что на 52 % выше по сравнению со средним размером трудовой пенсии по старости за 2008 года, которая размер которой составлял 4902 рублей [51].
Как отмечает Гусов К.Н. Трудовой кодекс РФ стал первым федеральным законом, предложившим легальную дефиницию социального партнерства, которое представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в вопросах регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений [30, С. 80].
Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Во многом современное правовое регулирование трудового стажа строится на нормативных актах, которые уже давно морально устарели (и это несмотря на принятие целого комплекса законов). Несомненно, что необходимы их обновление и систематизация. Нормы о различных видах стажа (зачастую даже противоречащие друг другу) «разбросаны» по десяткам разноуровневых нормативных актов. Возможно, что идеальным вариантом было бы принятие трех-четырех консолидирующих актов, которые бы вобрали в себя все положения о трудовом стаже, не урегулированные законодательными актами. Необходимо подумать над тем, как законодательно обеспечить правильность начисления стажа и что сделать для формирования прозрачной и понятной пенсионной системы.
Рассмотрение трудового стажа в современном праве социального обеспечения возможно только в русле реформирования законодательства о пенсионном обеспечении. И среди существенных недостатков современной пенсионной реформы специалисты отмечают, что размер стажа практически не влияет на размер будущей пенсии работника. Между тем было бы справедливо, чтобы заработки и стаж работника предопределяли величину его пенсии, и он был бы заинтересован уплачивать пенсионные взносы, которые будут использованы на содержание нынешних пенсионеров.
К сожалению, законодатель не прислушался к мнению Конституционного Суда РФ о том, что молодые работники в той же мере, как и работники со стажем, могут нуждаться в страховом обеспечении, и сохранил общий порядок определения размера пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от продолжительности работы. Установлено, что застрахованным лицам, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачиваются в сумме, не превышающей за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. Правовое государство базируется на социальном партнерстве. Будучи социальным государством, РФ призвана направлять свою политику на обеспечение условий для достойной жизни и свободного развития человека. Обеспечение условий для реализации гражданами социальных, социально-трудовых прав является одним из принципов деятельности правового демократического социального государства.
К положительным тенденциям развития социального обеспечения России можно отнести такое событие, как появление в 2008 г. новой категории пенсионеров – отставные военнослужащие, а также госслужащие, которые после выхода на пенсию работали и за которых выплачивались страховые взносы. Они получили законные права на назначение страховой части трудовой пенсии или ее доли. По состоянию на декабрь 2012 года в территориальные органы Пенсионного фонда обратилось более 275 000 военнослужащих и 2500 государственных служащих. Пожалуй, все люди на земле согласны с тем, что распределение доходов и расходов общества должно быть справедливым. Беда в том, что понятие справедливости у каждого свое. Важно понимать, что в сфере социального обеспечения нет единого правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получать все требуемые блага [37, С. 142; 38, С. 52].
На наш взгляд справедливость – это достойная награда за хорошую работу, без «уравниловки» и обирания трудолюбивых в пользу лентяев и бездельников. При этом исключением из этого правила являются возраст и состояние здоровья. Поэтому при распределении средств в числе безусловных приоритетов должны быть: обеспеченная старость для тех, кто уже отработал свое, поддержка детей и молодежи в начале жизненного пути и забота о людях с ограниченными возможностями, включение в трудовой стаж учебы в техникумах и институтах, которые ранее были исключены из стажа, а также учет трудового стажа при расчете пенсии и после 2002 г.
Размер пенсии в большой степени зависит от страхового стажа. Точнее, от времени, в течение которого платятся взносы в Пенсионный фонд. Эти взносы не могут быть меньше определенного минимума. Поэтому, если работник получает зарплату «в конверте», а в ведомости расписывается за сумму меньшую, чем минимальная заработная плата, его попросту лишают страхового стажа.
При этом необходимо отметить, что данный вопрос до настоящего времени все еще остается неразрешенным. Как пояснил член экспертной группы по обновлению Стратегии-2020 Владимир Назаров, документ предполагает четыре основных тренда.
Первый – поэтапное повышение пенсионного возраста до 63 лет как для мужчин, так и для женщин к 2030 году.
Второй – решение проблемы досрочных пенсий путем увеличения социальных тарифов для работодателей с плохими условиями труда на 2-3 процента.
Третий – увеличение минимального стажа, дающего право на трудовую пенсию, до 10 лет с последующим его ростом до 20-25 лет.
Четвертый – повышение эффективности накопительного компонента пенсии.
Кроме того, предлагается ввести добровольный выход на пенсию. Например, кто уйдет на заслуженный отдых на 5 лет позже, тот будет получать пенсию вдвое выше.
При этом как
становиться очевидным в
Таким образом, как справедливо отметил глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, получается, что человек должен не работать, чтобы жить, а жить, чтобы работать и, наконец, заработать себе пенсию, до которой может не дожить [28, С. 29].
Другой позиции придерживается заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Юрий Воронин, который достаточно жестко высказался против такой концепции. Его аргументы: во-первых, повышение пенсионного возраста не решит проблем пенсионной системы и не закроет «дыру» в бюджете Пенсионного фонда. И не стоит в этом вопросе оглядываться на Запад, поскольку дефицит системы там вызван демографическими предпосылками, а у нас экономическими – главное, низким тарифом обязательного пенсионного страхования плюс переданными Пенсионному фонду обязательствами, не подтвержденными доходами.
Если государство намеренно не повышает страховые взносы, чтобы не давить на бизнес, значит, оно обязано из бюджета компенсировать недостающие суммы социальным фондам, и дефицит – это не вопрос, который надо педалировать, считает Юрий Воронин. Главная проблема – низкие заработные платы, и если их не повышать, система никогда не будет сбалансирована.
Что касается повышения стажа, по мнению Юрия Воронина, это странное предложение, поскольку пенсия будет назначаться, исходя из перечислений, которые делал работодатель за работника. «Получается, если человек отработал 15 лет и у него накоплено право на трудовую пенсию, ему будет отказано из-за недостатка стажа, и он будет получать социальную пенсию из бюджета, а деньги с его счета повиснут в воздухе? Стаж имеет значение при другой пенсионной формуле», - сказал он [28, С. 29].