Институт президентской власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:03, реферат

Описание работы

Цель данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Президент – как глава государства……………………………4
Конституционный статус Президента РФ………………………...6
Основные функции Президента РФ……………………………….6
Выборы Президента РФ……………………………………………8
Глава 2. Полномочия Президента РФ…………………………………..10
Глава 3. Гарантии, предоставляемые законодательством
Президенту РФ……………………………………………………………17
3.1. Неприкосновенность Президента РФ………………………………17
3.2. Процедура отрешения Президента от власти……………………..17
Глава 4. Институт президентства в зарубежных странах……………..19
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованной литературы……………………………………24

Работа содержит 1 файл

Институт президентской власти в РФ.docx

— 68.05 Кб (Скачать)

 

ГЛАВА 4. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА  В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Конкретно положение главы  государства и его фактическая  роль в жизни страны определяется в каждой стране в зависимости  от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентской  монархии (Великобритания, Япония и  др.) например, глава государства  царствует, но не управляет, и его  функции внешне выглядят только как  представительские. Столь же слабо  они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия). Но если государство  избирает тип президентской (США) или  полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться  с исполнительной властью и возглавлять  ее (США) или стоять как бы вне  основных властей.

Например, в Исландии пост президента как главы государства  был создан лишь в 1944 году. Президент  Исландии избирается каждые четыре года путем прямых, всеобщих выборов, при  тайном голосовании. Выборы нового президента происходят в июне или июле того года, когда кончается срок пребывания у власти предыдущего президента. Последний исполняет свои обязанности  до 31 июля. Срок правления вновь избранного президента начинается с 1 августа. Кандидат в президенты должен удовлетворять  следующим формальным условиям: быть исландским гражданином не моложе 35-летнего  возраста и не быть осужденным или  лишенным избирательного права в  прошлом. Кандидатура президента может  быть выдвинута группой избирателей, состоящей из 1500--3000 человек, но не больше и не меньше этого. Если кандидатов несколько, то законно избранным  Президентом является тот, который  получил наибольшее количество голосов, но, а если выставлена только одна кандидатура, то в этом случае голосование не проводится и выдвинутый автоматически становится Президентом. Кстати, законом могут быть установлены дальнейшие правила относительно кандидатуры и выборов Президента, причем, может быть предусмотрено, что число лиц, выдвигающих кандидатуру, должно быть для каждой части страны пропорционально числу избирателей. Одно и то же лицо может быть избрано президентом Исландии несколько раз подряд. Закон не ограничивает пребывания на президентском посту. Так, например, первый президент Исландии - Свейнн Бьёрнссон, избирался на этот пост дважды без голосования (1944-1952гг.); второй президент - Аусгейр Аусгейрссон - находился в президентском кресле четыре срока подряд (1952-1968гг.), в том числе трижды переизбирался без голосования; третий президент - Кристьян Элдьяр - три срока подряд (1968-1980гг.), дважды переизбирался без голосования; четвертый президент - первая женщина-президент в мире - Вигдис Финнбогадоттир находилась на президентском посту 16 лет (1980-1996гг.), в том числе дважды переизбиралась без голосования; и, наконец, пятый президент - Олафур Рагнар Гримссон был избран 29 июня 1996 года, набрав 40,9% голосов населения. Он был выдвинут партией социалистов. При вступлении в должность, Президент приносит присягу или делает заявление о соблюдении Конституции. Этот акт составляется в двух идентичных экземплярах, из которых один хранится в Альтинге, а другой поступает в государственный архив. Резиденцией президента по Конституции должен быть Рейкьявик или его окрестности. Ныне резиденцией является Бессастадир - старинное поместье близ исландской столицы. Президент в Исландии не имеет заместителя. Должность вице-президента отсутствует. В случае смерти или отзыва президента до окончания срока полномочий или в случае его временного отсутствия в стране его функции исполняет своеобразный совет, существующий вплоть до 31 июля четвёртого года после прохождения последних выборов, не носящий никакого определенного названия, но состоящий из трех лиц: премьер-министра, председателя Альтинга и председателя Верховного суда. Председательствует на заседаниях председатель Альтинга. Однако он не обладает никакими другими преимуществами по сравнению с остальными «регентами». Все они имеют равный голос и решают дела в случае отсутствия единогласия большинством голосов. Иногда «регенты» исполняют обязанности президента довольно длительное время. Так, например, после смерти президента Свейна Бьёрнссона в начале 1952 года, за несколько месяцев до окончания срока президентства, его обязанности до новых выборов исполнял указанный совет. Таким образом, сроки смены президентов строго выдерживаются, как этого требует Конституция.

Исторически родиной президентства  были США, где президент в одном  лице являлся и главой государства, и главой правительства. Из США институт президентства распространился  в страны Латинской Америки, а  среди европейских стран первыми  должность президента ввели одновременно Франция и Швейцария в 1848 г. Но самое широкое распространение  этот институт получил в ХХ веке, в период распада колониальных империй  и образования множества независимых  государств, большинство из которых  выбрали президентскую форму  правления.

В США высшим должностным  лицом, совмещающим полномочия главы  государства и главы правительства, является президент США. В практике последних президентов США использовалась форма дробления кабинета на целевые  межведомственные советы, что дало возможность обсуждать тот или  иной круг вопросов без привлечения  всех членов кабинета.

В Италии - как ее называют в литературе, типичном образчике  парламентарно-республиканской формы  правления, именно законодатели на совместном заседании палат (при участии  делегатов от областей) избирают главу  государства, как бы подчеркивая  тем самым его зависимость  от парламента. Парламент издает законы, формирует внутреннюю и внешнюю  политику государства, осуществляет контроль над деятельностью правительства и президента. Конституция наделяет президента довольно широкими полномочиями, однако значительная часть выполняемых главой государства функций контролируются законодательным органом или даже носит формальный характер. Так, «правительство должно получить доверие обеих палат», прежде, чем оно приступит к деятельности, а ратификация международных договоров требует «в соответствующих случаях» предварительного разрешения палат. Участие президента в законодательном процессе, по Конституции, состоит в промульгации законов и праве отлагательного вето. Но последнее может быть преодолено парламентариями простым большинством голосов. К тому же в стране действует институт контрасигнатуры. У президента Италии есть, правда, достаточно мощный на первый взгляд рычаг воздействия на парламент. Конституция позволяет ему распустить либо одну, либо обе палаты. Но она же обязывает главу государства провести предварительные консультации с их председателями. И, как отмечают историки, не было еще случая, чтобы президент распустил палаты вопреки воле их руководителей. Необходимо добавить к этому, что он «не может использовать это право в последние шесть месяцев своих полномочий».

Когда говорят о положении  главы государства в системе  органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его  функций с законодательной и  исполнительной властями. В демократическом  правовом государстве всегда действует  принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей - законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции нельзя отнести к законодательной или судебной.

Другое дело - взаимоотношения  главы государства с исполнительной властью. Даже в тех странах, где  он не входит ни в одну из трех властей (Франция) или о его статусе  в Конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти - ибо никакому должностному лицу нельзя иметь функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В  то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы  государства, вытекающий из его собственных  полномочий, обязанности выступать  гарантом Конституции и осуществлять высшее представительство.

Президентская власть в республиках  президентского типа - это всегда единоличность  власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими  лицами, но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной властей. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам  комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента).

В современных условиях типичным главой государства с республиканской  формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется  своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской  формы правления, и в зависимости  от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве.

Зарубежная практика свидетельствует  об особой значимости института президентства  в политической жизни государства. Прерогативы Президента позволяют  ему оказывать огромное влияние  на общественно-политические процессы в стране. В демократических странах  на него возлагается функция ведущего гаранта стабильности основ конституционного строя. В соответствии с особым статусом и полномочиями Президента, на нем  лежит и особая ответственность  за сохранение законности и общественного  благополучия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Институт президентства возник в бывшем Союзе в 1990 г., не имея аналогов в отечественной истории. В России пост Президента был введен на основании  референдума 17 марта, 1991 г. Первый Президент  РФ был избран 12 июня 1991 г.

По Конституции РФ Президент  является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В соответствии с Конституцией и  федеральными законами он определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти, представляет Российскую Федерацию  внутри страны и в международных  отношениях.

Президентом может быть избран гражданин  Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Избирается Президент  на четыре года на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент обладает широкими полномочиями – представительскими, правотворческими, управленческими, чрезвычайными и  т.д. в сфере внутренних и международных  отношений, государственной безопасности и обороны.

Ему подчинены силовые министерства. Он обладает правом законодательной  инициативы и отлагательного вето в  отношении принятых законов, издает указы, распоряжения, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о  положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики государства.

Подобные полномочия Президента если и целесообразны, то, видимо, лишь на переходный период. Для их выполнения создан внушительный, (около 2 тыс. сотрудников) аппарат. По сути дела, в стране действует  два аппарата исполнительной власти – президентский и правительственный, но это, к сожалению, не делает их работу достаточно эффективной.

Кроме того, Президент Российской Федерации есть носитель персонифицированной  ответственности за принимаемые  им решения и их социальные последствия. Он не может переложить эту ответственность  ни на своих помощников, ни на свое окружение.

Новый для нашей страны институт президентства, несомненно, будет подвергаться критической оценке с точки зрения его полезности и необходимости  для народа, для страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Кулапов В.Л., Малько А.В. – Теория государства и права – М. Норма. 2009;
  3. Федеральный Закон «О выборах Президента Российской Федерации»;
  4. Федеральный Закон «О референдуме Российской Федерации»;
  5. Федеральный Закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении»;
  6. Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации».

 

 


Информация о работе Институт президентской власти в РФ