Институт президентской власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:03, реферат

Описание работы

Цель данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Президент – как глава государства……………………………4
Конституционный статус Президента РФ………………………...6
Основные функции Президента РФ……………………………….6
Выборы Президента РФ……………………………………………8
Глава 2. Полномочия Президента РФ…………………………………..10
Глава 3. Гарантии, предоставляемые законодательством
Президенту РФ……………………………………………………………17
3.1. Неприкосновенность Президента РФ………………………………17
3.2. Процедура отрешения Президента от власти……………………..17
Глава 4. Институт президентства в зарубежных странах……………..19
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованной литературы……………………………………24

Работа содержит 1 файл

Институт президентской власти в РФ.docx

— 68.05 Кб (Скачать)

Вся деятельность Президента РФ осуществляется через правовые акты. Основными из них являются указы  и распоряжения, которые издаются им самостоятельно, без уведомления  или согласия Федерального Собрания или Правительства и обязательны  для исполнения на всей территории РФ, имеют прямое действие и не должны противоречить как Конституции  РФ, так и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

    1. Аппарат Президента РФ

Как и в любом другом государстве, Президент РФ работает, опираясь на большое число помощников, советников и др. Согласно Конституции, он формирует и возглавляет Совет  Безопасности, статус которого определяется федеральным законом. Совет Безопасности рассматривает важнейшие вопросы, связанные с безопасностью государства.

Президент также формирует  Администрацию Президента РФ, которая  включает в себя большое число  управлений (государственно-правовое, контрольное, финансово-бюджетное, федеральной  государственной службы, по работе с территориями, информационное, по вопросам гражданства, по взаимодействию с политическими партиями, общественными  объединениями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания и др.). При Президенте созданы Служба безопасности, Служба протокола, приемная.

Большую роль в организации  работы Президента РФ играют Служба помощников, различные советы и комиссии. Президент  самостоятельно назначает и смещает  сотрудников аппарата, дает им поручения и определяет участки работы. Управление делами Президента является  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных ему предприятий, организаций и учреждений по финансовому, материально-техническому и социально-бытовому обеспечению Администрации Президента, Правительства, палат Федерального Собрания, высших судебных органов, Центризбиркома и др.

Таким образом, в статьях 83 и 84 Конституции РФ изложена часть  полномочий Президента Российской Федерации, ряд других его прав и обязанностей указаны в ст. 85-90 настоящей главы. В соответствии со ст. 83 Президент:

 

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной  Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой  вопрос об освобождении от должности  Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации  назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации  кандидатуры для назначения на должности  судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру  Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации  предложение об освобождении от должности  Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет  Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным  законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию  Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает  полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает  высшее командование Вооруженных Сил  Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат  Федерального Собрания дипломатических  представителей Российской Федерации  в иностранных государствах и  международных организациях.

 

Одной из главных задач Президента нашей  страны является охрана суверенитета Российской Федерации, ее целостности  и независимости. При выполнении своих полномочий в решении этих вопросов Президент опирается на Совет Безопасности, статус которого определен Федеральным законом (Закон  «Закон о безопасности» от 5 марта 1992г.). Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента в  области обеспечения безопасности, рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики и  иные виды безопасности (экономической, общественной, экологической и др.). Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом  Российской Федерации по представлению  Секретаря Совета Безопасности, который  назначается на должность, и освобождается от должности Президентом. По важнейшим вопросам решений Совета Безопасности издаются Указы Президента России.

Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Основные положения военной  доктрины Российской Федерации представляют совокупность официальных взглядов по военным вопросам, в том числе  по вопросам предотвращения войн, военных  конфликтов, защиты жизненно важных интересов  нашего государства. Предложения по военной доктрине разрабатываются  Генеральным Штабом Вооруженных  Сил. Основные положения военной  доктрины гарантируют неукоснительное  соблюдение Россией Устава ООН, международных  норм, принципов и имеют оборонительную направленность.

Президент Российской Федерации  как глава государства с целью  непрерывной работы государственной  власти назначает выборы Государственной  Думы. В Конституции определен  срок полномочий Государственной Думы – 5 лет. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения Президентом выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев.

Президент Российской Федерации  назначает выборы депутатов Государственной  Думы лишь в случаях, определенных самой  Конституцией в статьях 111 и 117. Необходимо иметь ввиду, что Президент вправе распускать только одну палату Федерального Собрания. Роспуск другой палаты –  Совета Федерации – Конституцией вообще не предусмотрен.

Весьма  сложной и ответственной является функция Президента Российской Федерации  по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной  власти. В отличие от ряда стран (Франция  и др.) Президент Российской Федерации  не называется в Конституции Российской Федерации «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент Российской Федерации и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных  решений или порождают конфликты  во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент Российской Федерации  вправе прибегать к согласительным процедурам и другим методам преодоления  кризисов и разрешения споров. Эта  функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так  и на уровне отношений органов  государственной власти Федерации  и субъектов Российской Федерации  и между различными субъектами Российской Федерации.

В полномочия Президента входит и назначение референдума, который  наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа. Общие положения проведения референдума, порядок его назначения, процедуры голосования и другие вопросы определяются федеральным  конституционным законом «О референдуме  Российской Федерации» от 10 октября 1995г.

Президент обладает правом законодательной инициативы, ему  принадлежит право вносить законопроекты  в Государственную Думу, причем, если законопроект носит срочный  характер, он подлежит внеочередному  рассмотрению на заседаниях Думы.

Президент Российской Федерации  наделен правом вносить предложения  о поправках и пересмотре положений  Конституции России.

На Президента возложена  обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая  закону обязательную силу. Принятый федеральный  закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации, который в течение четырнадцати дней должен подписать и обнародовать закон. Президент вправе отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение. В силу Конституции Президент не вправе отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон.

Федеральные конституционные  законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении  десяти дней после дня их официального опубликования, если самим законом  не установлен другой порядок вступления их в силу.

В том случае, если не соблюден порядок подписания и обнародования  закона, такой закон не имеет юридической  силы.

В Конституции России установлено, что Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о  положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней  политики государства. Эти послания не имеют силу закона, они носят  характер установочных документов.

Послания Президента рассматриваются  на совместных заседаниях палат парламента.

Представительские функции  Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты Российской Федерации (это  и есть право представительства  «внутри страны»), и эти представители  наделены полномочиями от имени всего  государства. Выступая в сфере международных  отношений, Президент Российской Федерации  ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести  при нанесении официальных визитов  в другие государства. Любые международные  обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства  без поручения Президент Российской Федерации, могут быть дезавуированы (объявлены недействительными).

 

Глава 3. Гарантии, предоставляемые  законодательством Президенту Российской Федерации

 

3.1. Неприкосновенность Президента

Президент Российской Федерации  обладает неприкосновенностью.

    1. неприкосновенность Президента связана с тем, чтобы создать ему все гарантии в течении срока его полномочий, т.е. в период своих полномочий Президент не может быть задержан, арестован и подвергнут обыску и личному досмотру;
    2. неприкосновенность также распространяется на жилье и служебные помещения, которые Президент занимает, на используемые личные и служебные транспортные средства, вещи;
    3. Президент не может подвергаться уголовной, административной и гражданской ответственности за правонарушения. Таким образом, Конституция предоставляет Президенту абсолютную неограниченную неприкосновенность.
    1. Процедура отрешения Президента от власти

 

Президент Российской Федерации вступает в  должность с момента принесения торжественной присяги и, как  правило, прекращает осуществление  своих полномочий с истечением срока, на который был избран.

Конституцией предусмотрена  возможность досрочного прекращения  исполнения полномочий Президента в  случаях:

    1. отставки (по инициативе самого Президента);
    2. стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия (по причине, не зависящей ни от какой воли);
    3. отрешения от должности (по инициативе Федерального Собрания).

 

При отставке Президента Российской Федерации  или досрочном прекращении его  полномочий выборы нового Президента России должны состояться не позднее  трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. Досрочные  выборы Президента должны проводиться  на основе федерального закона о выборах  Президента. В тех случаях, когда  Президент не в состоянии выполнять  свои обязанности, их временно исполняет  Председатель Правительства Российской Федерации. Сюда можно отнести длительную болезнь Президента (которая признана достаточным основанием для досрочного прекращения им своих полномочий), смерть Президента. Исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства  ограничена сроком на три месяца –  до избрания нового Президента. Объем  прав и обязанностей Председателя Правительства  меньше, чем у законно избранного Президента. Исполняющий обязанности  Президента не имеет права распускать Думу, назначать референдум, вносить  предложения о поправках и  пересмотре Конституции.

Действующая Конституция  России предусматривает возможность  отрешения Президента от должности  на основании выдвинутого в отношении  его обвинения в государственной  измене или совершении тяжкого преступления, составы этих преступлений определяются в Уголовном кодексе.

Конституция установила четкую процедуру рассмотрения вопроса  об отрешении Президента. В этой процедуре участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд, Конституционный Суд Российской Федерации.

Процедура отрешения Президента от должности проходит следующие  этапы:

    1. Государственная Дума, числом голосов не менее чем одной трети депутатов, выдвигает обвинение против Президента, которое может служить основанием для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента должно приниматься двумя третями голосов от общего числа депутатов палата (т.е. квалифицированным большинством голосов);
    2. Верховный Суд и Конституционный Суд России дают заключение по решению Государственной Думы. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении или несоблюдении порядка выдвижения обвинения (в случае принятия решения о несоблюдении порядка – рассмотрение обвинения против Президента прекращается);
    3. принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента от должности. Постановления об отрешении Президента от должности принимается Советом Федерации тайным голосованием квалифицированным большинством голосов (не менее двух третей) на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной Думы, заключений Верховного Суда и Конституционного Суда. Совет Федерации вправе принять постановление об отрешении Президента от должности не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, все обвинения против Президента считаются отклоненными. Отрешение Президента от должности не состоится, если до истечения трехмесячного срока Совет Федерации отклоняет обвинения против Президента. После отрешения от должности (импичмента) Президент может нести ответственность, если он совершил преступление, по нормам уголовного законодательства как обычное лицо.

Информация о работе Институт президентской власти в РФ