Институт президентской власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:03, реферат

Описание работы

Цель данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Президент – как глава государства……………………………4
Конституционный статус Президента РФ………………………...6
Основные функции Президента РФ……………………………….6
Выборы Президента РФ……………………………………………8
Глава 2. Полномочия Президента РФ…………………………………..10
Глава 3. Гарантии, предоставляемые законодательством
Президенту РФ……………………………………………………………17
3.1. Неприкосновенность Президента РФ………………………………17
3.2. Процедура отрешения Президента от власти……………………..17
Глава 4. Институт президентства в зарубежных странах……………..19
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованной литературы……………………………………24

Работа содержит 1 файл

Институт президентской власти в РФ.docx

— 68.05 Кб (Скачать)

Функции главы государства  не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы  государства всегда есть нераскрытые  в Конституции полномочия, которые  выявляются в экстраординарных непредвиденных случаях, получая де-факто признание  парламента или опираясь на судебное толкование Конституции.

Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения  Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его  в суд в качестве свидетеля  и т. д. В статус Президента РФ также  входит его право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его  служебном кабинете, а дубликат поднимается  над резиденцией Президента как  в столице, так и над другими  резиденциями Президента во время пребывания в них.

1.2. Основные функции  Президента Российской Федерации

Основные функции Президента как главы государства определены ст.80 Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации:

  1. Президент Российской Федерации является главой государства.

 

  1. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

 

  1. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

 

4. Президент Российской  Федерации как глава государства  представляет Российскую Федерацию  внутри страны и в международных  отношениях.

 

Первая из основных функций  Президента РФ - быть гарантом Конституции  РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором  все органы государства выполняют  свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к  любому Федеральному органу власти и  органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в  соответствие с Конституцией РФ. Президент  является гарантом Конституции РФ, а не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать  федеральной Конституции, то функцию  Президента РФ следует понимать как  гарантию всей системы конституционной  законности в стране. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию  РФ, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права  и свободы граждан или групп  населения. Президент не только вправе, но и обязан принять меры, вплоть до применения самого широкого принуждения  на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых  исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция  гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы.

Функция гаранта Конституции  предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя  пробелы в правовой системе и  реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная  власть (действующая по своему усмотрению), неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства  не ведут к репрессиям и широкому нарушению прав человека, не взрывают механизм общего согласия и не приводят к массовым неповиновениям властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование  действий президента. Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия принимать  Указы в защиту прав и свобод отдельных  категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, военнослужащих и пр.), по борьбе с  организованной преступностью и  т.д.

Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости  и государственной целостности. И здесь Президент должен действовать  в пределах своих полномочий, установленных  Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции  не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент  и в меру своего разумения должен определить нарушение  или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной  целостности, и предпринять соответствующие  действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном  ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда  требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция  предусматривает порядок объявления войны, но может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого и адекватного реагирования.

Грош цена всей конституционной  законности, если Президент не реализует  своей конституционной функции  и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство  во внутренние дела или развитие сепаратизма. Конституция РФ указывает, что осуществление  этой функции должно проходить в  ‘установленном Конституцией РФ порядке’ (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что  предусмотрено ч.2 ст. 87 и ст. 56 Конституции  РФ). Но жизнь может преподнести  случаи, в отношении которых порядок  действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного суда (в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции не обладают)

Сложной и ответственной  является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной  власти. Президент РФ выполняет роль арбитра, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает  на Президента функцию определения  основных направлений внутренней и  внешней политики государства, оговаривая, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и  федеральными законами. Упоминание в  этой связи федерального закона указывает  на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней  политики участвует также и Федеральное  Собрание. И процесс определения  основных направлений политики государства  развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но последнее  всегда имеет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному  вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

Представительские функции  Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты РФ (это и есть представительство  внутри страны), и эти представители  наделены полномочиями от имени всего  государства. Выступая в сфере международных  отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные  договоры, вступать в международные  организации, назначать послов и  представителей в другие государства. В соответствии с международным  правом он пользуется по протоколу  правом на высшие почести при нанесении  официальных визитов в другие государства. Любые международные  обязательства,  взятые на российское государство должностными лицами без  поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).

1.3. Выборы Президента

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому  избирательному округу, включающему  в себя всю территорию России. Подготовку и проведение выборов, и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные  комиссии, которые в пределах своих  полномочий независимы от органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

Право выдвижения кандидата  на должность Президента Российской Федерации принадлежит непосредственно  избирателям и избирательным  объединениям, избирательным блокам. Избирательным объединением является общероссийское избирательное объединение, которое создано в порядке, установленном  федеральными законами, устав которого предусматривает участие в выборах  в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и зарегистрирован Министерством  Юстиции Российской Федерации не позднее, чем за шесть месяцев  до объявления дня выборов. Правами  избирательного объединения обладают также избирательные блоки, образуемые не менее чем двумя общественными  объединениями.

Согласно ст. 32 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» выдвижение кандидата на должность Президента России производится на съезде (конференции) избирательного объединения. Последнее, как и избирательный блок, вправе выдвинуть только одного кандидата на должность Президента. Решение о выдвижении кандидата принимается тайным голосованием.

Кандидат на должность  Президента может быть выдвинут непосредственно  избирателями, для чего гражданин  или группа граждан России, обладающие активным избирательным правом, могут  образовывать инициативную группу избирателей в количестве не менее 500 человек для выдвижения кандидата на должность Президента.

Избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата  на должность Президент, обязаны  собрать не менее 1 млн. подписей избирателей. Сбор подписей является необходимым  условием регистрации кандидата  на должность Президента и включения  его фамилии в бюллетень для  голосования.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата. При этом в Законе установлено условие: число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, должно быть больше числа голосов поданных против всех кандидатов.

Президент Российской Федерации  избирается непосредственно народом. В его выборе участвую граждане России на основе всеобщего равного права  при тайном голосовании. Назначаются  выборы Президента России Советом Федерации. Согласно ст. 81:

    1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
    2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
    3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
    4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

 

  Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. Применяется в отношении Президента Российской Федерации, избранного после вступления в силу названного Закона. Наличие пункта 2 обусловлено необходимостью знать и понимать специфику условий жизни в нашей стране. Пункт 3 - данное ограничение направлено против установления власти одного человека на продолжительный срок, т.е. против авторитарного режима. Но в то же время, Конституция не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост Президента неоднократно, но с перерывом – после пребывания на данном посту два срока подряд.

Порядок избрания президента детально изложен в федеральном  законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995г., который содержит общие положения проведения избирательной  компании, вопросы предвыборной агитации, финансирования выборов, порядок вступления в должность Президента Российской Федерации.

При вступлении в должность  Президент Российской Федерации  приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении  полномочий Президента Российской  Федерации уважать и охранять  права и свободы человека и  гражданина, соблюдать и защищать  Конституцию Российской Федерации,  защищать суверенитет и независимость,  безопасность и целостность государства,  верно служить народу".

По сложившейся традиции, к присяге Президента приводит Председатель Конституционного Суда России.

Присяга приносится вступающим в должность Президентом, стоящим  на специальной трибуне на подиуме Андреевского зала Большого Кремлёвского дворца, лицом к присутствующим, при этом справа от вступающего в должность располагается Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации, а слева — Знак Президента Российской Федерации. Присяга произносится с наложением правой руки на Специальный экземпляр Конституции. Также на подиуме размещаются Государственный флаг Российской Федерации и Штандарт Президента Российской Федерации.

Информация о работе Институт президентской власти в РФ