Институт президентской власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:03, реферат

Описание работы

Цель данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Президент – как глава государства……………………………4
Конституционный статус Президента РФ………………………...6
Основные функции Президента РФ……………………………….6
Выборы Президента РФ……………………………………………8
Глава 2. Полномочия Президента РФ…………………………………..10
Глава 3. Гарантии, предоставляемые законодательством
Президенту РФ……………………………………………………………17
3.1. Неприкосновенность Президента РФ………………………………17
3.2. Процедура отрешения Президента от власти……………………..17
Глава 4. Институт президентства в зарубежных странах……………..19
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованной литературы……………………………………24

Работа содержит 1 файл

Институт президентской власти в РФ.docx

— 68.05 Кб (Скачать)

Министерство образования  РФ

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный  университет экономики и права

Кафедра правовых дисциплин

 

 

 

 

 

Доклад 

«Институт президентской  власти в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: ст-ка гр. УБ-08-3

Гласкова Татьяна

Проверил: к.ю.н., доцент

Захарова О.Н.

 

 

 

 

 

Иркутск, 2009

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Президент – как  глава государства……………………………4

    1. Конституционный статус Президента РФ………………………...6
    2. Основные функции Президента РФ……………………………….6
    3. Выборы Президента РФ……………………………………………8

Глава 2. Полномочия Президента РФ…………………………………..10

Глава 3. Гарантии, предоставляемые  законодательством 

Президенту РФ……………………………………………………………17

3.1. Неприкосновенность Президента РФ………………………………17

3.2. Процедура отрешения  Президента от власти……………………..17

Глава 4. Институт президентства  в зарубежных странах……………..19

Заключение………………………………………………………………...23

Список использованной литературы……………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слово «президент» в буквальном переводе с латинского («praesidens») означает «сидящий впереди». В современном значении под «президентом» общепринято понимать единоличного главу государства, получающего свои полномочия путем выборов. Впервые институт президентства был учрежден в 1787 г. в США. Ныне из более чем 160 стран примерно около 130 имеют институт президентства.

В России этот институт был  учрежден сравнительно недавно. Первоначально, в 1990 г., он был создан в бывшем СССР. Вслед за этим аналогичный институт устанавливается в ряде союзных  республик. Введение поста Президента РСФСР было поставлено под сомнение решением съезда народных депутатов (высшего  представительного и законодательного органа государственной власти). По инициативе части депутатов съезда (1/2) данный вопрос был вынесен на референдум, который высказался за учреждение поста Президента. В соответствии с решением референдума в действовавшую  Конституцию РСФСР было включено положение о посте Президента. 24 апреля 1991 г. Верховным Советом  РСФСР принимается Закон «О Президенте РСФСР», а 12 июня 1991 г. (ровно гуд спустя после провозглашения Декларации о  государственном суверенитете РСФСР) путем прямых выборов был избран первый Президент РФ.

Президентская власть была призвана наладить государственное  управление, исполнение законов. Ее самостоятельность  по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки  стабилизации обстановки в стране.

Ныне действующая Конституция  РФ существенно изменила правовое положение Президента РФ, его место в системе органов государственной власти, функции, круг полномочий, порядок избрания, взаимоотношения с различными ветвями власти, процедуру отрешения от должности и др. наряду с Конституцией РФ его правовое положение закреплено в федеральным законах.   

Согласно  Конституции Президент Российской Федерации выступает как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Важно отметить следующее, что  направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент  действует в рамках, установленных  Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько  сфер:

    1. Президент выступает как глава государства;
    2. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;
    3. Президент обладает законодательными полномочиями;
    4. В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие полномочия.

 

Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы государства  достижимо лишь при уяснении и  использовании совместно главы 4 «Президент Российской Федерации» и  других структурных подразделений  Конституции, прежде всего глав о  «Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и Правительстве  Российской Федерации».

Изучая  главу 4 настоящей Конституции можно  сделать вывод, что Президент  занимает самостоятельное главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную  власть, (а это Президент, Федеральное  Собрание, Правительство) и его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета.

Цель  данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению  в современном государственном  устройстве России. Объяснить необходимость  его  полномочий как высшего представителя  народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской  власти в нашем государстве, о  целесообразности тех полномочий, которые  определены ему по Конституции.

 

Глава 1. Президент – как глава государства

 

Как глава государства Президент  представляет Российскую Федерацию  внутри страны и в международных  отношениях, определяет основные направления  внутренней и внешней политики, выступает  в качестве представителя государственной  власти, высшего должностного лица государства. Действующая Конституция  России ставит институт президентства  на первое место среди федеральных  государственных органов. Президент  Российской Федерации наделен большими реальными полномочиями, которые  он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных  органов, но в тесном взаимодействии с ними.

Официальная резиденция Президента Российской Федерации  – Кремль, Москва. Символом президентской  власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и  датами его пребывания на этом посту.

Знак  Президента Российской Федерации — символ президентской власти в Российской Федерации. Установлен указом Президента Б. Н. Ельцина № 1138 от 5 августа 1996 г. Состоит из знака и цепи знака. Собственно знак является символической копией ордена «За заслуги перед отечеством» I степени и представляет собой золотой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый рубиновой эмалью. Расстояние между концами креста — 60 мм. По краям креста — узкий выпуклый рант. На лицевой стороне креста в центре — накладное изображение Государственного герба Российской Федерации. На оборотной стороне креста посередине — круглый медальон, по окружности которого — девиз: «Польза, честь и слава». В центре медальона — дата изготовления — 1994. В нижней части медальона — изображение лавровых ветвей. Знак при помощи венка из лавровых ветвей соединяется с цепью знака.

Штандарт  и Знак передаются вновь избранному Президенту во время процедуры вступления в должность на период его полномочий  после принесения присяги на специальном экземпляре Конституции. 

 

Президент Российской Федерации  в соответствии со ст. 80 обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти. В Российской Федерации координационные  функции возлагаются на Президента как главу государства. Для этого  он наделен полномочиями (ст. 83,84 Конституции), дающими ему возможность оказывать  влияние на все ветви власти. Такая  координация хорошо видна, например, при решении важнейших для  страны кадровых вопросов, назначение на высшие должности в государстве. Президент взаимодействует с  Государственной Думой и Советом  Федерации и с Председателем  Правительства. Безусловно соответствующие  полномочия Президента – это и  его обязанности, их исполнение является средством осуществления конституционных  прав Государственной Думы и Совета Федерации, закрепленных в ст. 102 и 103 Конституции.

Необходимость подобной же координации возникает и применительно  к такому важному вопросу, как  законодательная деятельность. В  этом вопросе крайне важно использовать потенциал всех властей, соединить  наработки и профессионализм  исполнительной власти с возможностями  депутатов высказывать решающее слово о судьбе законопроектов. Кроме  того, через право вернуть Государственной  Думе законопроект со своими замечаниями (право отлагательного вето) он имеет  возможность известным образом  отстаивать свою точку зрения по поводу содержания того или иного законопроекта.

Президент не подчинен и  не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Он представляет собой единство государства  и государственной власти в целом, а не какой либо отдельно. Президент  является гарантом Конституции. Это  очень важная президентская функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней  политики нашего государства должны соответствовать Конституции и  федеральным законам. Президент  обеспечивает должное исполнение конституционных  законов всеми органами государства. Достигает этого Президент путем  обращения к органам и лицам, нарушающим требования Конституции, так  и через уполномоченные органы, например суды.

Конституция отводит Президенту особую роль в деле защиты прав и  свобод человека и гражданина, он выступает  гарантом прав и свобод, издавая  указы, направленные на защиту правового  положения личности в нашей стране.

В сфере охраны суверенитета Президент наделен особыми полномочиями, например, он единолично принимает  решения по введению военного или  чрезвычайного положения на территории Российской Федерации.

На Президента возложена  очень важная функция в системе  органов государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной  власти. При выполнении данной функции  Президент выступает своего рода «арбитром», помогая разрешить противоречия между государственными органами. Это, прежде всего, относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а также федеральных  органов государственной власти субъектов Федерации. Для разрешения разногласий Президент может  использовать согласительные процедуры. Конституция наделила Президента Российской Федерации правом определения внутренней и внешней политики государства. Эти правомочия Президент реализует  различными путями, так ему разрешено  обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении  в стране, об основных направлениях внешней политики.

Характеризуя конституционный  статус Президента, необходимо помнить  важную особенность его положения  как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «Президента  всех россиян» независимо от того, как  проголосовало большинство избирателей  в том, или ином регионе. Федеральное  Собрание представляет многонациональный  народ России в лице своих избирателей, т.е. население избирательных округов  и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент  Российской Федерации, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего  народа и всей России. Вот почему не правомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при  безразличии к другим. Президент  Российской Федерации как глава  федеративного государства вправе контролировать президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне интересов отдельных  политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и Парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

1.1. Конституционный статус  Президента Российской Федерации

В правовом государстве статус главы государства максимально  точно определяется Конституцией и  принятыми на ее основе законами. Это  необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности  и не могло, выходя за установленные  пределы, своими действиями порождать  угрозу конституционным правам и  свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность прав и свобод граждан в решающей степени зависят от баланса и  гармонии между поведением главы  государства и других органов  власти.

Конституционный статус реализуется  в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки, но не тождественны. Под функциями  понимаются наиболее важные общие обязанности  главы государства, вытекающие из его  положения в системе органов  государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят  из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе  государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством, судебными органами), они называются прерогативами главы  государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства, присваивать высшие воинские звания).

Информация о работе Институт президентской власти в РФ