Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:03, реферат
Цель данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Президент – как глава государства……………………………4
Конституционный статус Президента РФ………………………...6
Основные функции Президента РФ……………………………….6
Выборы Президента РФ……………………………………………8
Глава 2. Полномочия Президента РФ…………………………………..10
Глава 3. Гарантии, предоставляемые законодательством
Президенту РФ……………………………………………………………17
3.1. Неприкосновенность Президента РФ………………………………17
3.2. Процедура отрешения Президента от власти……………………..17
Глава 4. Институт президентства в зарубежных странах……………..19
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованной литературы……………………………………24
Министерство образования РФ
Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра правовых дисциплин
Доклад
«Институт президентской власти в РФ»
Исполнитель: ст-ка гр. УБ-08-3
Гласкова Татьяна
Проверил: к.ю.н., доцент
Захарова О.Н.
Иркутск, 2009
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Президент – как глава государства……………………………4
Глава 2. Полномочия Президента РФ…………………………………..10
Глава 3. Гарантии, предоставляемые законодательством
Президенту РФ……………………………………………
3.1. Неприкосновенность Президента РФ………………………………17
3.2. Процедура отрешения
Президента от власти……………………..
Глава 4. Институт президентства в зарубежных странах……………..19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………24
Введение
Слово «президент» в буквальном переводе с латинского («praesidens») означает «сидящий впереди». В современном значении под «президентом» общепринято понимать единоличного главу государства, получающего свои полномочия путем выборов. Впервые институт президентства был учрежден в 1787 г. в США. Ныне из более чем 160 стран примерно около 130 имеют институт президентства.
В России этот институт был
учрежден сравнительно недавно. Первоначально,
в 1990 г., он был создан в бывшем СССР.
Вслед за этим аналогичный институт
устанавливается в ряде союзных
республик. Введение поста Президента
РСФСР было поставлено под сомнение
решением съезда народных депутатов (высшего
представительного и
Президентская власть была призвана наладить государственное управление, исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки стабилизации обстановки в стране.
Ныне действующая Конституция РФ существенно изменила правовое положение Президента РФ, его место в системе органов государственной власти, функции, круг полномочий, порядок избрания, взаимоотношения с различными ветвями власти, процедуру отрешения от должности и др. наряду с Конституцией РФ его правовое положение закреплено в федеральным законах.
Согласно
Конституции Президент
Важно отметить следующее, что
направляя и обеспечивая
Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы государства достижимо лишь при уяснении и использовании совместно главы 4 «Президент Российской Федерации» и других структурных подразделений Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации».
Изучая
главу 4 настоящей Конституции можно
сделать вывод, что Президент
занимает самостоятельное главенствующее
место в системе органов
Цель
данной работы определить конституционно-правовой
статус Президента Российской Федерации,
дать правовую характеристику его положению
в современном государственном
устройстве России. Объяснить необходимость
его полномочий как высшего представителя
народа в нашей стране. В результате
этой работы необходимо сделать заключение
о необходимости наличия
Глава 1. Президент – как глава государства
Как глава государства Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Действующая Конституция России ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Президент Российской Федерации наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с ними.
Официальная
резиденция Президента Российской Федерации
– Кремль, Москва. Символом президентской
власти служит штандарт (флаг), представляющий
собой квадратное полотнище цветов
государственного флага Российской
Федерации с золотым
Знак Президента Российской Федерации — символ президентской власти в Российской Федерации. Установлен указом Президента Б. Н. Ельцина № 1138 от 5 августа 1996 г. Состоит из знака и цепи знака. Собственно знак является символической копией ордена «За заслуги перед отечеством» I степени и представляет собой золотой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый рубиновой эмалью. Расстояние между концами креста — 60 мм. По краям креста — узкий выпуклый рант. На лицевой стороне креста в центре — накладное изображение Государственного герба Российской Федерации. На оборотной стороне креста посередине — круглый медальон, по окружности которого — девиз: «Польза, честь и слава». В центре медальона — дата изготовления — 1994. В нижней части медальона — изображение лавровых ветвей. Знак при помощи венка из лавровых ветвей соединяется с цепью знака.
Штандарт и Знак передаются вновь избранному Президенту во время процедуры вступления в должность на период его полномочий после принесения присяги на специальном экземпляре Конституции.
Президент Российской Федерации
в соответствии со ст. 80 обеспечивает
согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной
власти. В Российской Федерации координационные
функции возлагаются на Президента
как главу государства. Для этого
он наделен полномочиями (ст. 83,84 Конституции),
дающими ему возможность
Необходимость подобной же
координации возникает и
Президент не подчинен и
не подотчетен никакому органу власти,
его полномочия основаны на Конституции.
Он представляет собой единство государства
и государственной власти в целом,
а не какой либо отдельно. Президент
является гарантом Конституции. Это
очень важная президентская функция,
она состоит в том, что основные
направления внутренней и внешней
политики нашего государства должны
соответствовать Конституции и
федеральным законам. Президент
обеспечивает должное исполнение конституционных
законов всеми органами государства.
Достигает этого Президент
Конституция отводит Президенту особую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в нашей стране.
В сфере охраны суверенитета
Президент наделен особыми
На Президента возложена
очень важная функция в системе
органов государственной
Характеризуя конституционный
статус Президента, необходимо помнить
важную особенность его положения
как главы федеративного
1.1. Конституционный статус
Президента Российской
В правовом государстве статус
главы государства максимально
точно определяется Конституцией и
принятыми на ее основе законами. Это
необходимо для того, чтобы лицо,
занимающее высшее положение в государстве,
имело ясные права и
Конституционный статус реализуется в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством, судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства, присваивать высшие воинские звания).