Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 21:03, курсовая работа
Целью работы является изучение и обобщение особенностей демократического правления.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
— Определить теоретическую базу и методы исследования демократического режима.
— Раскрыть понятие и идею демократии, рассмотреть ее ключевые функции.
— Выявить основные принципы, признаки, формы и модели демократического развития общества.
— Описать модель демократии Российской Федерации, выявить главные проблемы демократического процесса в стране.
— Следующий принцип демократии — конституционализм, который обязует власть и граждан придерживаться конституции, подчиняться действующей юрисдикции, независимому конституционному контролю.
— Общепризнанным демократическим принципом является выборность основных органов государственной власти. При этом демократия предвидит обеспечение свободных выборов, которые коренным образом отличаются от недемократических и формальных выборов. Все граждане при таких условиях имеют избирательные права и реальные возможности принимать участие в выборах.25
— Функционирование и развитие демократии обеспечивает самоуправление, суть которого в том, чтобы создать такие условия, при которых управление всеми делами общества осуществлялось бы не только от имени народа, но и самим народом. То есть, речь идет про переход к политической организации, которая делает управление обществом и государством непосредственным делом самих граждан.
— Непременным условием демократии является также необходимость обеспечения принципа гласности во всех сферах общественной жизни, для этого, в частности, обеспечивается свободный доступ общественности к информации про деятельность высшего законодательного органа. Нормой является открытый характер государственных бюджетов, отчетов деятельности различных министерств и ведомств. При демократии учитывается многообразие политических мнений — партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.
—Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности.
Выше
изложены основные критерии, принципы
и черты демократической организации
общества. Очевидно, что не одна из современных
стран не отвечает этим параметрам в полном
объеме, и существует малая вероятность
этого в будущем. Однако попытки достигнуть
демократических идеалов всегда будут
оставаться мощным стимулом для дальнейшего
общественного прогресса.
1.4. Функции демократии
Функции государства представляют собой основные или главные направления его деятельности, определяемые потребностями решения некоторых общих для общества задач.26 Функции выражают сущность и назначение государства в обществе. Соответственно в недемократическом государстве в рамках функций могут решаться задачи в интересах не всего общества, а отдельных социальных групп, что для российского государства в прошлом было традиционным.
Поскольку демократия — не статическое, а динамическое состояние общества, ее функции в различные исторические периоды изменялись, обогащались, углублялись.
К числу наиболее общих функций демократии относятся:
— Организационно-политическая — организация политической власти на демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии: органами государства, государственными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами;
— Регулятивно-компромиссная — обеспечение плюрализма деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;
— Общественно-стимулирующая — обеспечение оптимального служения государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;
— Учредительная — формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);
— Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина27;
— Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества;
— Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта;
— Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства;
— Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования28;
— Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества;
— Контрольная — обеспечение деятельности органов государства в пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными органами, отчет последних перед первыми);
— Экологическая — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования;
— Охранительная — обеспечение государственными органами безопасности, чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение правонарушений.29
Для
всех вышеизложенных функции характерна
гуманность, уважение к закону; все они
направлены на создание демократичного,
правового, гражданского общества.
1.5.1. Основные формы демократии
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую, плебисцитарную и представительную демократию.
Под непосредственной (прямой) демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. Прямая демократия сегодня используется в организациях и небольших сообществах (городах, общинах) как самоуправление. Распространенность прямой демократии ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии являются сам процесс голосования, в ходе которого осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.
Оппоненты прямой демократии указывают на сложность принятия согласованных решений; на недостаточную компетентность и на эмоциональную неуравновешенность народа; на высокую степень манипулируемости общественным мнением в ходе публичных дебатов со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам; на большой разброс мнений, что мешает выработке решений.30
Плебисцитарная демократия является другим способом выражения воли народа. Ряд исследователей рассматривает ее как разновидность прямой демократии и не выделяют ее в отдельную группу.
Практика плебисцитарной демократии берет в античных полисах, где важнейшие решения по вопросам государственной и общественной жизни принимались на народных собраниях голосованием всех граждан. В Европе ХХ в. плебисциты неоднократно использовались для решения вопросов территориального размежевания (например, отделение Норвегии от Швеции).
В настоящее время классической страной плебисцитарной демократии считается Швейцария, где регулярно проводятся референдумы.
Оценивая
теорию и практику плебисцитарной демократии,
современная политическая наука
отмечает, что эта система может
более или менее успешно
Первое из них — общественная стабильность. В обстановке высокой социальной напряженности, а тем более глубоких политических и экономических кризисов, немногие граждане способны сохранить здравый смысл и делать свой выбор осознанно.
Второе условие — развитие демократической традиции. Только лидер, который, испытывает уважение к закону и правам граждан, получив на выборах большую власть, будет воздерживаться от того, чтобы узурпировать ее целиком. Только граждане, воспитанные в тех же традициях, не позволят избранному ими лидеру это сделать. Поэтому такая система успешно функционирует в США, но весьма рискованна в Латинской Америке и государствах бывшего СССР.
Третье условие — сильная политическая оппозиция, имеющая доступ к средствам массовой информации.31
Если же эти условия отсутствуют, плебисцитарная демократия, которая, на первый взгляд, представляется высшим воплощением народовластия, на самом деле дает политической элите широкие возможности манипулирования общественным сознанием.
Другая форма демократии — представительная. В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив «мандат доверия» от народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.32
Однако противники представительной демократии выделяют ее следующие негативные моменты:
— отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;
— возможность коррупции;
— приоритетное влияние на принятие решений давлением мощными группами;
— отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;
—возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений.
Однако у представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность обывателя заменяется профессионализмом депутатов, которые могут использовать экспертов для оценок своих решений. Наконец, если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, то при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.
Демократия
представляет собой постоянный процесс
совершенствования, т. к. современные
ее формы не являются идеальными. Вместе
с изменяющимся миром меняются и формы
демократии, они развиваются, адаптируются
к новому общественному сознанию, политической
культуре. Особое внимание необходимо
уделить особенностям страны, ее истории,
культуре, чтобы понять, найти необходимую(ые)
форму(ы) демократии. Нельзя надеяться
на универсальную форму демократии, которой,
возможно, никогда и не будет.
1.5.2. Ключевые модели демократии
Поиском лучшего государственного строя занимались мыслители разных народов мира, которые за два с половиной тысячелетия создали немало теорий демократии. Каждая эпоха, каждое государство вносили новизну и своеобразие в трактовку демократии. И сегодня наблюдается новое видение содержания демократии.
Современные теории демократии: пролетарская (социалистическая), плюралистическая, партисипаторская, корпоративная и элитарная:
— Пролетарская (социалистическая) теория демократии.
Пролетарская (социалистическая) теория основывалась на марксистском классовом подходе. Она возникла в XIX в. как антитеза буржуазной (либеральной) демократии, которая на первый план ставила гражданскую свободу, т.е. полную независимость личной жизни индивида от политической власти, от государства, призванного лишь гарантировать, обеспечивать свободу личности.33