Идея и понятие демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и обобщение особенностей демократического правления.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

— Определить теоретическую базу и методы исследования демократического режима.

— Раскрыть понятие и идею демократии, рассмотреть ее ключевые функции.

— Выявить основные принципы, признаки, формы и модели демократического развития общества.

— Описать модель демократии Российской Федерации, выявить главные проблемы демократического процесса в стране.

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

          — Рост общественного сознания;

          —  Индивидуализация мировоззрения;

         — Повышение уровня образования. Образованные люди склонны в большей степени стремиться к повышению уровня политической свободы. Исследуя социальные условия, необходимые для становления демократии, С.Липсет, К.-Р. Сен и Дж.Торрес пришли к выводу, что нации, способные поднять свой уровень образования, подготавливают почву для становления демократических структур, расширяя основу для того, чтобы демократизация могла проводиться в законодательном порядке12;

    — Чувство национальной общности.

     Однако  некоторые политологи, ученые считают, что нет конкретных условий, причин и предпосылок, влияющих на установление демократии. Например, анализируя пути перехода от авторитаризма к демократии в странах Латинской Америки, Южной и Восточной Европы американские политологи Терри Линн Карл и Филипп К.Шмиттер выдвинули гипотезу о том, что, возможно, нет никакого предварительного условия или набора предварительных условий, необходимых для появления демократического государства, и очевидно, что не существует единственного предварительного условия, которое было бы достаточным для достижения такого результата.13 Попытки выведения причин перехода к демократии из всех возможных соединений экономических, социальных, культурных, психологических и международных факторов до настоящего времени не породили какого-либо общего закона демократизации, и вряд ли будут способствовать этому в обозримом будущем, несмотря на недавнее увеличение числа примеров. Исходя из этой гипотезы, исследователи предлагают прекратить поиск набора универсальных и идентичных условий, которые могли бы объяснить присутствие или отсутствие демократических режимов, и предпринять более скромные попытки разработать достаточно гибкое представление о многообразии обстоятельств, при которых они могли бы появиться.

     Вышеописанные причины становления демократического режима имеют особое значение для развития идеи демократии; их изучение, выявление и описание имеет большое значимость для распространения принципов верховенства закона и прав личности.

     Однако  широкое распространение демократических преобразований во многих странах мира не означает беспроблемного развития этого политического явления. Как показывает опыт развитых стран, у демократии существуют серьезные проблемы, разрешение которых является необходимым условием ее эффективного функционирования. Проанализировав различные информационные источники, считается необходимым выделить следующие причины отхода от демократии:

     Социальные:

    — Неразвитость образования;

    — Наличие маргинальных групп, фрагментация общества;

    — Слабость коммуникации между социальными категориями;

    — Социальные конфликты.

     Экономические:

       — Бедность. Бедность, считает С.Хантингтон — «одно из главных, а может быть, самое главное препятствие для демократического развития». То есть будущее демократии зависит от будущего экономического развития и то, что препятствует экономическому развитию, является препятствием и для распространения демократии14;

       — Экономический кризис. Экономический кризис естественно вносит коррективы по изменению структуры управления странами в последнее время. Кризисная экономика, которую необходимо скорректировать жёсткими методами управления, обязательно повлияет на демократические принципы государств. Данная тенденция уже прослеживалась в США, когда президент Ф. Рузвельт при выходе из Великой депрессии продемонстрировал отход от принципов демократических идей и свобод;

       — Модернизация. С одной стороны модернизация повышает степень внутренних взаимоотношений, снижает барьеры частной жизни и тем самым развивает общественную сферу. Но с другой стороны модернизация как навязанный акт способствует концентрации власти в руках государства, которое менее озабочено проблемой своей представительности, чем своей способностью трансформировать, зачастую силой, общество, у которого отсутствует предприимчивость и умение обеспечивать себя.15

     Политические:

    — Угроза войны;

    — Упадок или отсутствие институтов народного управления.

     Духовные:

         — Отсутствие подлинной приверженности или слабая приверженность демократическим ценностям среди лидеров Азии, Африки и Среднего Востока. У политических лидеров, не стоящих у власти, есть свои причины выступать за демократию. Испытание их демократических убеждений происходит, когда они получают власть. Зачастую эти лидеры отказываются от дальнейшей демократизации с приходом к власти. Такую тенденцию американский политолог Хантингтон С. связывает с культурными и экономическими причинами16;

         — Глубоко антидемократическая культура препятствует распространению демократических норм в обществе, отрицает легитимность демократических институтов и тем самым способна сильно затруднить их построение и эффективное функционирование, а то и вовсе не допустить его (конфуцианство и ислам).

     Несмотря  на все трудности, с которыми приходится сталкиваться демократии на своем тернистом  пути, актуальной останется мысль, высказанная  Робертом Далем: «…демократическая  идея не утратит своей привлекательности  для людей в недемократических  странах, и, по мере того как в этих странах будут формироваться современные, динамичные и более плюралистические общества, их авторитарным правительствам станет все труднее противодействовать устремлениям к расширению демократии».17 

     Основываясь на вышесказанном, считается целесообразным прийти к выводу: процесс демократизации общества — трудный, требующих больших усилий, процесс, на установление, развитие и укрепление которого влияют множество причин. 

1.3.Основные принципы, признаки демократической организации общества

      Считается необходимым выявление основных критериев, принципов и признаков демократического строя общества с целью глубокого осознания понятия «демократия».

      Важное  теоретическое и практическое значение имеет определение, описание критериев демократии:

      1.Общепринятым и наиболее важным среди них является возможность граждан принимать реальное участие в управлении, в решении как государственных, так и гражданских дел. Общество не может быть  демократичным, если его граждане лишены таких возможностей.18 Только создавая благоприятные условия для открытия творческого потенциала граждан и преодолевая их социальную инертность, общество получает мощный импульс саморазвития за счет включения в демократический процесс главной действующей силы истории — народа.

      2. Наличие фундаментальных прав и свободы человека. Конституционно закрепленные за гражданами права и свободы являются важными ценностями демократии. В свое время, в конце CVIII ст., Великая Французская революция прошла под лозунгом «Свобода, равность, братство».19 В CC ст. этот лозунг нашел свое отражение во Всеобщей декларации прав человека, первая статья которой говорит: «Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны относиться друг к другу в духе братства».20

      Современное же понятие демократии включает следующие основные гражданские права и свободы:

      свободу слова при наличии ответственности за использование данного права;

      свободу вероисповедания и отправления веры, религиозных культов и обрядов;

      отделение религии от государства и школы;

      свободу выбора языка межличностного общения;

      независимость печати и других средств массовой информации;

      деполитизацию и департизацию армии, полиции, органов государственной безопасности, прокуратуры и суда, рядового (неполитического) состава аппарата органов государственной власти и управления;

      гражданский, общественный и парламентский контроль за армией, полицией, органами госбезопасности и другими силовыми структурами;

      свободу творчества и творческого самовыражения, и в частности свободу выражения мнений;

      свободу мирных собраний, шествий, митингов и демонстраций;

      гарантии личной неприкосновенности граждан;

      право человека на жизнь, личную свободу и безопасность;

      право на свободу не запрещённой законом экономической деятельности (право на труд);

      независимость и беспристрастность суда.21

      3.Реализация фундаментальных прав и свободы человека обеспечивается наличием такого критерия демократии как правовое государство с приоритетом закона во всех сферах жизни общества. Именно такое государство является главной силой в демократическом обществе, способным гарантировать гражданам их права и свободу.22

      4.Критерием демократии является наличие или отсутствие демократического типа политической культуры, которая предвидит принятие таких ценностей, как уважение прав и свободы человека, отказ от насилия как способа государственной политики; гуманность, терпение к инакомыслию, осмысленное уважение и соблюдение гражданами законов.

      5.На этой основе базируется не менее важный критерий демократии — высокая социальная и политическая активность разных общественных сил, добровольно объединенных в организации, ассоциации, клубы.

      Реализация  этих критериев демократии обеспечивается целым рядом ее принципов:

       —Одним из основных принципов демократии является принцип большинства. Демократия это не просто  власть народа, а власть его большинства, которое является сутью доктрин народного суверенитета. Принцип большинства реализуется через прямую и представительскую форму демократии. Вместе с тем, принцип большинства нельзя абсолютизировать и считать его безукоризненно демократическим, если при этом не придерживается право меньшинства на оппозицию.23 В демократическом обществе большинство и меньшинство граждан являются целиком равными в своих правах и свободах. 

       — Демократическая организация общества невозможна без исполнения принципа плюрализма, который дает возможность управлять на основе учета множественного характера общественного мнения и позиций разных субъектов политики. В плюралистическом обществе с этой целью меньшинству дается юридически гарантированное право на оппозицию. Более того, наличие оппозиции в парламенте, а так же во всех других сферах общественной жизни, обеспечивает реальный плюрализм мыслей и действий, которые являются необходимым условием принятия оптимальных решений. Эффективным средством борьбы оппозиционных сил за реализацию своих интересов является многопартийность.

       — Важным принципом демократии есть принцип равенства. Современное понимание принципа равенства следует из того, что в условиях демократии возможно и даже неизбежно социально-экономическое неравенство граждан. Демократия предвидит только политическое равенство всех перед законом, независимо от социального и материального положения, но не может гарантировать одинаковый уровень жизни. Подобное неравенство, хотя в разной степени, существует практически во всех современных демократиях.24 Но государство принимает меры для обеспечения достаточного уровня социальной защищенности социальных групп, которые нуждаются в помощи.

       — Атрибутом демократии является принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власть отделены и достаточно независимы друг от друга. В то же время они постоянно взаимодействуют между собой в процессе формирования и осуществления государственной политики. Например, в России парламент, являясь высшей законодательной властью, принимает законы и создает основные направления внутренней и внешней политики государства. В русле этих направлений исполнительная власть в лице правительства осуществляет свои полномочия. Вместе с тем, правительство владеет законодательной инициативой и совсем не является только послушным проводником линии парламента. Судебная власть независима и от парламента и от правительства. Она осуществляет конституционный надзор и может отменить или приостановить законы, принятые парламентом, а так же решения правительства, если они противоречат конституции. Некоторые политологи выделяют еще одну ветку власти — СМИ.

Информация о работе Идея и понятие демократии