Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:31, курсовая работа
Особое внимание хотелось бы уделить, наиболее актуальным сегодня для Казахстана проблемам: присоединению к Бернской Конвенции - в связи с этим подробно проанализировать положения статьи 18 Бернской Конвенции, касающиеся порядка ее действия, показать возможности ее толкования на примере США и Казахстана, отметить значение присоединения без обратной силы; порядка действия во времени Закона РК "Об авторском праве и смежных правах"
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
1 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ………………….....5
1.1 Творческая деятельность и роль гражданского права в ее организации.
Понятие и значение творческой деятельности …………………………5
1.2 Институты гражданского права, опосредующие отношения в области творческой деятельности ……………………………………….........8
2 АВТОРСКОЕ ПРАВО ………………………………………………….......11
2.1 Понятие и значение авторского права. Понятие авторского права…....11
2.2Основные категории авторского права. Объекты авторского права…...19
2.3 Права авторов и их защита
Права авторов, их содержание и осуществление ………………………....23
2.4 Авторско-правовая охрана программной продукции ЭВМ
Понятие программной продукции …………………………………………27
3МЕЖДУНАРОДНОЕ И АВТОРСКОЕ ПРАВО ……………………………32
3.1ПРАВИЛО ОБ ОБРАТНОМ ДЕЙСТВИИ БЕРНСКОЙ КОНВЕНЦИИ
…………………………………………………………………………….......34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..............48
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………….....49
"Интеллектуальная
собственность" включает, кроме
того, права, относящиеся к
Институт "собственности" на нематериальные блага возник в условиях, в которых автор является товаропроизводителем, отчуждающим свой товар. Однако и в свободном рынке проприетарная[3, с 315 ]
теория авторских
прав не смогла в должной
мере отразить их юридическую
природу как комплекса личных
и имущественных правомочий
В самом деле, регламентация этих отношений по модели классических вещных прав могла бы лишь ухудшить положение автора- ведь, отчуждая объект своей «интеллектуальной собственности", его создатель тем самым лишался бы всяких прав на него, а новый "собственник" получал бы возможность по своему усмотрению изменять этот объект и вообще считать его исключительно своим. Между тем классическая «триада» правомочий собственника вообще не годится для характеристики прав на объект творческой деятельности.
Так, в отношении нематериальных благ, какими являются все продукты интеллектуальной деятельности, неприменимо правомочие "владения": нельзя физически обладать идеями и образами. Не может быть прямо применено к нематериальным объектам и вещное правомочие "пользования". Научно-технические идеи и художественные образы могут находиться одновременно в пользовании бессмысленного круга субъектов. При этом данные объекты не потребляются в процессе использования, не амортизируются в физическом смысле слова. Они могут устаревать лишь морально.
Принципиально важные особенности присущи и распоряжению творческими результатами: отчуждая право на их использование по лицензионному ному договору, продавец (лицензиар) не лишается возможности продолжать их использовать теми же или другими способами. Поэтому, строго говоря, категория собственности может быть применена только к материальным носителям научно-технических идей и художественных образов (рукописям, публикациям, технической документации и т.п.).
Проприетарная теория авторских,
патентных и иных прав была порождена
стремлением подчеркнуть
Однако право на открытие не предполагает закрепления за кем-либо исключительного права на использование открытия. Открытие - объект, который по характеру не поддается монополизации. Это главная причина, по которой во многих странах не существует прямой охраны открытий, хотя и ведутся дискуссии о возможности их охраны средствами патентного права.
Открытием признавалось установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания. Речь, таким образом, идет об углублении представлений об окружающем мире, о решении чисто познавательных задач, а не о создании творческого продукта, способном быть объектом имущественного оборота. Поэтому новые Основы гражданского законодательства отказались от гражданско-правового регулирования данных отношений, исключив право на открытие из сферы гражданского права. Это, однако, не препятствует продолжению государственной регистрации открытий и стимулирования их авторов. Данные отношения утратили лишь гражданско-правовой характер (по сути, его не было и ранее, ибо никаких исключительных прав на данный объект интеллектуального творчества все равно не возникало).
2 АВТОРСКОЕ ПРАВО
2.1 Понятие и значение авторского права. Понятие авторского права
Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства: Авторские право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.[4,с 55 ]
В объективном
смысле авторское право предста
Принцип свободы творчества позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать свое произведение всеми дозволенными законом способами. Конституционное законодательство гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества путем широкого развертывания научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развития литературы и искусства.
Принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества отражен в ст. 488 ГК, допускающей использование произведения автора для удовлетворения личных потребностей. Статья 488 ГК предусматривает возможность использования без согласия автора и уплаты ему авторскою вознаграждения изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения.
Принцип моральной и материальной заинтересованности автора в создании и использовании произведений. На практике существуют личные формы морального поощрения: присуждение почетных званий (заслуженный артист и т.д.), переиздание произведений, снискавших признание народа. Моральным и материальным поощрением является присуждение авторам произведений науки, литературы и искусства различных государственных и именных премий. Установление авторского вознаграждения в виде гибких ставок за различного рода произведения также является способом материального стимулирования.
Принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов отражен не только в нормах права, которые устанавливают права и обязанности участников авторских правоотношений, закрепляют гарантии реализации субъективных прав, определяют компетенцию государственных органов, но и в нормах, обеспечивающих защиту нарушенных авторских прав.
Законодательство об авторском праве. Отношения в сфере научного и художественного творчества регулируются различными нормативными актами, которые в совокупности составляют законодательство об авторском праве. Оно характеризуется определенным единством, проявляющимся в задачах и общей направленности всех законодательных актов; в круге регулируемых им отношений, способах защиты авторских прав. Законодательство об авторском праве - составная часть гражданского законодательства.
Хотя в Основах гражданского
законодательства и в гражданском
кодексе авторское право
Нормы авторского права
содержатся в различных законодательных
и нормативных актах
При разрешении споров по авторским делам применяется руководящее постановление Пленума Верховною Суда СССР от 18 апреля 1986 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений. "
Республика Казахстан как и другие субъекты бывшего СССР участвует в международной системе охраны авторских прав, что связано с присоединением СССР к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве с 27 1973 г. Всемирная конвенция исходит из принципа национального режима. В силу этого принципа в каждой стране - участнице произведениями иностранных авторов предоставляется такая же охрана, как и произведениям своих граждан, т.е. применяются правила национального законодательства об авторском праве.
Конвенция дает примерный перечень охраняемых произведений. Законодательство ряда стран идет по этому пути.
Подробно решен во Всемирной конвенции вопрос о лицах, имеющих право на охрану. Согласно ее правилам, охраняются авторские права граждан государств, участвующих в Конвенции, независимо от места первого выпуска их произведений в свет. Охраняются авторские права граждан государств, не участвующих в Конвенции, произведения которых впервые вышли в свет на территории государства - участника конвенции.
Действие Всемирной конвенции распространяется на авторские права лиц без гражданства, поскольку каждое государство-участник имеет право внутренним законодательством предоставить такую же охрану авторских прав всем лицам, постоянно проживающим на территории этого государства, как и своим гражданам.
Всемирная конвенция уделяет внимание условиям предоставления охраны авторских прав:
специальное обозначение на всех экземплярах произведения, начиная с первого издания (С), имя обладателя авторского права, год первого выпуска издания в свет; специальные процессуальные требования, продолжительность срока охраны и др.
Следует отметить, что
нормы Основ гражданского законодательства
1991 г. пошли еще дальше по пути расширения
охраны авторских прав, учитывая многие
положения более строгой
2.2 Основные категории авторского права.Объекты авторского права.
Согласно ст.
471 ГК, авторское право
Прежде всего, произведение должно быть результатом творческой деятельности. Далее, оно должно иметь объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение.
Произведение, признаваемое объектом авторского права, возникает в результате творческой деятельности, но не всякой, а лишь той, которая непосредственно относится к области литературы, науки и искусства.
В юридической литературе под творчеством понимается интеллектуальная работа, направленная на создание нового. Одно из определений творчества (по Б.И.Серебровскому) обозначает его как сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий целью достижение определенного результата.
Для творческой деятельности характерны два момента:
а) сознательный, интеллектуальный характер работы;
б) новизна созданного произведения.
Сознательный, интеллектуальный характер деятельности творческого работника проявляется в том, что до создания произведения оно формируется, складывается в его сознании, представлении. Прообразом произведения служит замысел, который в своем развитии проходит несколько этапов: замысел-идеал, замысел-план, набросок будущего произведения, воплощение замысла, создание произведения.
Переход от одного этапа к другому составляет процесс творчества. Каждый этап имеет особенности, помогает автору уточнить представления об объективной действительности. соотносить ее с эмоциональным восприятием. И, конечно же, творчество сугубо индивидуально по методам и стилю.
Новизна присуща не только
произведению, но и творческой деятельности.
Новизна в творчестве обнаруживается,
когда автор создает
В отличие от новизны творческой деятельности, есть новизна произведения творчества, получившего объективированное выражение. Она составляет обязательный и самостоятельный признак, установленный законом в отношении изобретений, промобразцов и т.д., т.е. результатов научного и технического творчества.
Применительно к объектам авторского права закон не называет признака новизны. В юридической литературе новизну произведения связывают с его темой, идеей, содержанием, формой.
Другой признак произведения - объективная форма выражения. Пока замысел автора не проявился вовне, нет объекта охраны. Его воплощение в произведение литературы, науки и искусства требует соответствующего правового регулирования, объективная форма произведения означает любое выражение вовне идеи, образа, мысли, доступной для восприятия других. Каждое произведение имеет конкретную форму выражения. Оно может быть устным, письменным, в форме рукописи, чертежа и т.д.