Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 05:41, дипломная работа
Целью исследования в моей работе является определение основных направлений развития основ правового регулирования качества продукции, работ и услуг.
В соответствии с поставленной целью, были решены следующие задачи:
• Рассмотрены обязательственные отношения и деятельность управления органов в сфере регулирования качества товаров, работ, услуг;
• Выявлены преимущества правового регулирования качества продукции, работ, услуг по сравнению с другими формами регулирования;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ …………………………………………………………………… 6
§ 1.1. Понятие качества, управление качеством продукции …………………. 6
§ 1.2. Обеспечение качества товаров в договоре купли – продажи и
договора подряда. ………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ ……………………………… 52
§ 2.1. Правовое регулирование стандартизации и сертификации .…………... 52
§ 2.2. Юридическая ответственность за нарушение требований к качеству и безопасности .…………………………………………………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..72
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………. 75
§ 2.2. Юридическая ответственность за нарушение требований к качеству и безопасности.
В зарубежной практике требования стандартов обязательны для выполнения в соответствии с общим законом либо если на этот стандарт имеется обязательная ссылка в техническом регламенте или в Директиве.
В регламентах (технических регламентах) ссылки могут носить разный характер:
ссылка с твердой идентификацией, т.е. указанием номера, даты издания и номера издания конкретного стандарта (или нескольких конкретных стандартов). Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;
ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;
ссылка общего характера, т.е. указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует.
Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) — единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.[57]
Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.
Согласно Закону РФ "О стандартизации"[58] ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов.
Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.
С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения непредусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.
Согласно внесенных предложений участников Второй Всероссийской конференции представителей малых предприятий "Цивилизованному предпринимательству - разумное регулирование" состоявшейся в Москве 21 марта 2001 года: в области проблем сертификации и стандартизации, следует заметить, что в целях защиты прав субъектов хозяйственной деятельности при осуществлении государственного контроля принять меры по разграничению полномочий и сфер деятельности контрольно-надзорных органов, ограничению количества проверок, введению облегченного режима государственного контроля для добросовестных производителей продукции:[59]
Осуществлять меры по сокращению номенклатуры продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации.
Подготовить предложение по расширению перечня продукции и услуг, соответствие которых может подтверждаться декларацией о соответствии изготовителя (поставщика).
Упростить процедуры подтверждения соответствия.
Исключить взаимное дублирование процедур регистрации единиц продукции и подтверждения соответствия, предусмотрев взаимное использование результатов работ.
Усовершенствовать систему информирования предпринимателей о перечнях сертифицируемых товаров и услуг, правил и процедур сертификации, а также о системе оплаты сертификации товаров.
Ввести по ряду товаров оформление заявки-декларации о соответствии - обязательной для производителей, - гарантирующей соответствие поставляемой (реализуемой) продукции обязательным требованиям.
Считать целесообразным осуществлять сертификацию продукции и услуг негосударственными организациями.
Ускорить корректировку действующего законодательства по стандартизации и сертификации с целью устранения барьеров, разделения функций стандартизации, аккредитации и сертификации, обеспечения законодательного установления обязательных требований к безопасности.
Создать постоянно действующую трехстороннюю комиссию, включающую представителей Госстандарта России, общественных объединений предпринимателей и общественных объединений защиты прав потребителей для сокращения перечня товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации.
Запретить органам, осуществляющим контроль над маркировкой товаров (работ, услуг), проведение дополнительной экспертизы уже сертифицированных товаров (работ, услуг
Разработать процедуру организации и работы апелляционной комиссии по вопросам сертификации на уровне субъекта Федерации.
Считать целесообразным участие ассоциаций предпринимателей в разработке стандартов, в том числе в финансировании необходимых работ.
В целом, чтобы стандарты стимулировали прогресс, их надо регулярно пересматривать, постоянно включать в них наивысшие на данный момент прогрессивные показатели. Однако совершенно очевидно, что при современных темпах обновления продукции этого уже недостаточно. Вот почему в нашей стране ведется разработка государственных стандартов с перспективными требованиями на группу однородной продукции и взят курс на быстрый рост числа соглашений о взаимном признании, совершенных в целях ликвидации технических барьеров и совершенствование форм и методов сотрудничества.
Заключение
Наша современность требует новой, современной высококачественной жизни. Одна из ее составляющих компонентов – качество продукции. Для модернизации последнего и постоянного обновления «в ногу» с потребностями рынка необходимо эффективное управление этим качеством и его регулирование:
Управление качеством продукции на предприятии – это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.
Оценить уровень качества этой продукции можно по качественным и количественным признакам. Если они соответствуют стандартам, то продукцию следует сертифицировать. Конечная цель проведения сертификации – это не только повышение качества продукции и услуг, но и гарантии безопасности живущим сегодня и сохранение здоровой среды обитания для тех, кто будет жить завтра.
Низкое (неконкурентоспособное) качество продукции – не абстрактная категория, а вполне конкретная причина нежизнеспособности предприятия. Поэтому проблема качества осознается уже как стратегическая проблема. Способность предприятия достигать своих целей, обеспечивая конкурентоспособность выпускаемой продукции, определяется действующей на нем системой организации и управления – системой управления качеством.
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции.
Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.
Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Законодательные акты и другие нормативные документы
1. Венская Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями. 1980 г.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г., (в ред. Федерального закона от 24.10.97 №133-ФЗ)// СЗ РФ . 1996 г. № 5. Ст. 410.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. // ФЗ РФ 1994 г. № 3./ Ст 3301. (в ред. Федерального закона от 12.08.96 №110-ФЗ)
4. Закон о стандартизации (в ред. Федерального закона от 27.12.95 N 211-ФЗ)//СЗ 1995 г.
5. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 г. с поправками по 30.12.2008г.)
6. О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. № 1133// СЗ 1995 г.
7. О защите прав потребителей. Закон Российской Федерации (с изменениями от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г.)//СЗ 1999 г.
8. О техническом контроле, Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ // СЗ 2002 г.
9. Об инвестиционной деятельности в РСФСР, Закон РСФСР от 26 июня 1991г.
10. Об иностранных инвестициях в РСФСР, Закон РСФСР от 4 июля 1991г.
11. Собрание актов РФ. 1993. № 32. Ст. 3014.
12. Федеральный закон от 27.12.2002. №184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 23.11.2009).
Основная литература
1. "Управление качеством продукции ИСО 9000 – ИСО 9004, ИСО 8402"// М., Издательство стандартов, 1998.
2. Востриков, Г.Г. Предпринимательское право / Г.Г.Востриков. - М.: Юристъ, 2005. – 85 с.
3. Галеев В.И. Проблемы внедрения стандартов ИСО серии 9000 на примере опыта ряда предприятий // Сертификация .- 1998.- №3.
4. Галеев В.И. Экспертные методы // Стандарты и качество. - 1999.
5. Галеев В.И., Варгина М.К. Управление качеством: проблемы, перспективы // Сертификация. - 2000.
6. Гличев А.В. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции // Стандарты и качество. - 2002.
7. Гличев А.В. Полная схема механизма управления качеством продукции. // Стандарты и качество. - 1999.
8. Гличев, А.В. Современные методы управления качеством / А.В.Гличев // Стандарты и качество. – 2002. - №4. – С.9.
Информация о работе Гражданско-правовое регулирование качества продукции