Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 05:41, дипломная работа
Целью исследования в моей работе является определение основных направлений развития основ правового регулирования качества продукции, работ и услуг.
В соответствии с поставленной целью, были решены следующие задачи:
• Рассмотрены обязательственные отношения и деятельность управления органов в сфере регулирования качества товаров, работ, услуг;
• Выявлены преимущества правового регулирования качества продукции, работ, услуг по сравнению с другими формами регулирования;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ …………………………………………………………………… 6
§ 1.1. Понятие качества, управление качеством продукции …………………. 6
§ 1.2. Обеспечение качества товаров в договоре купли – продажи и
договора подряда. ………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ ……………………………… 52
§ 2.1. Правовое регулирование стандартизации и сертификации .…………... 52
§ 2.2. Юридическая ответственность за нарушение требований к качеству и безопасности .…………………………………………………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..72
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………. 75
Помимо межправительственных соглашений обязывающего характера, ГАТТ издает также другие материалы, имеющие непосредственное отношение к сертификации продукции. Среди них - материалы и документы (решения, резолюции, протоколы) руководящего Комитета по техническим барьерам в торговле (Комитет ГАТТ/ТБТ), а также информационные и справочные материалы.[14]
Другой межправительственной организацией, в деятельности которой Россия принимает активное участие, является Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). МОЗМ разработала и приняла Систему выдачи сертификатов для метрологического оборудования и приборов, имеющих обязательную силу для входящих в состав организации стран.
На региональном уровне вопросами организации сотрудничества между странами в области сертификации и взаимного признания результатов испытаний продукции занимаются региональные межправительственные организации, в том числе региональные экономические комиссии ООН.
Среди них необходимо в первую очередь отметить Европейскую экономическую комиссию ООН (ЕЭК ООН), важным результатом деятельности которой явилось Соглашение о взаимном признании результатов испытаний в данной области, проведенных национальными испытательными центрами стран Европы.
§ 1.2. Обеспечение качества товаров в договоре купли – продажи и договора подряда.
Правовое обеспечение управления качеством продукции предполагает использование различных средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции, направлено на решение следующих основных задач:
правовое регулирование отношений, складывающихся на всех уровнях управления качеством продукции;
защита прав и интересов работников, вытекающих из трудовых отношений;
Нормативно-правовая база управления качеством продукции включает различные нормативные акты и правила.
Норма права (правовая норма) – это установленное или санкционированное поведение, регулирующее общественные отношения. Норма права представляет участникам отношения определенные права и накладывает на них определенные юридические обязанности. Таким образом, норма права – это правило поведения общего характера, который устанавливается и охраняется государством и имеет обязательную силу (ее исполнение и соблюдение охраняется государственным принуждением). Например, соблюдение требований и стандартов обеспечивается нормативными актами гражданского, трудового, административного и уголовного законодательства.
Нормативный акт как самостоятельная форма права представляет собой издаваемый компетентным и уполномоченным на то государственным органом акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы (правила поведения). Общая классификация выделяет среди нормативных актов две основные группы: законы и подзаконные нормативные акты. [15]
Схема нормативных актов РФ представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема нормативных актов РФ
Верхнюю ступень в иерархии занимает закон, т.е. нормативный правовой акт, принятый высшим органом государственной власти или непосредственно населением и обладающий высшей юридической силой.
Все иные нормативные акты называются подзаконными, которые принимаются уполномоченными на то органами власти и управления:
указы (и распоряжения) Президента РФ, изданные в пределах его компетенции;
акты (постановления и распоряжения) Правительства РФ (большинство ненормативных правительственных актов именуются распоряжениями);
акты государственных, региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации), которые в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц в пределах данной территории - региона, области, города, района;
ведомственные акты, т.е. акты конкретных министерств, комитетов, департаментов, имеющие в основном внутриведомственное юридическое значение и распространяющиеся на лица, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения данного ведомства.
Осуществляя контроль качества продукции, организация обязана выполнять основные требования ведения производственных процессов и обеспечения соответствующего качества продукции, которое может определяться различными способами: по образцу, по спецификации, на основе стандарта, по предварительному осмотру и др.
Образцом называется экземпляр, служащий эталоном качества для продаваемой продукции. Использование эталона (несколько экземпляров продукции) в сфере бизнеса является важным условием при разрешении между сторонами споров о качестве.[16]
Определение качества продукции по спецификации (описанию) означает, что товар должен соответствовать всем параметрам и эксплуатационным характеристикам, зафиксированным в его сопроводительных документах.[17]
Наиболее распространенный способ определения качества продукции – это отсылка покупателей к соответствующему стандарту. Этот способ широко используется как в национальном, так и в международном торговом обороте. В современных условиях метод стандартизации является основным в сфере управления качеством продукции.
Управление качеством продукции осуществляется на основе международных, государственных и отраслевых стандартов и стандартов предприятий.
Государственная система качеством РФ создана с учетом международных стандартов на системы качества. Международные стандарты гарантируют потребителю право более активно воздействовать на качество продукции, обеспечивают законодательную базу, нормативы которой предусматривают активную роль потребителя в процессе изготовления продукции. [18]
Государственные стандарты являются обязательными правилами для производителей, так как государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления. Поэтому они касаются безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. Они обязательны и в иных случаях, если это установлено компетентным органом управления.
Для оценки соответствия качества продукции предъявляемым требованиям существуют стандарты отраслей, предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и другие общественные организации, которые организуют и проводят работы по стандартизации в соответствие с Законом РФ “О стандартизации”.[19]
Каждая отрасль разрабатывает отраслевые стандарты в пределах своей компетенции, которые утверждаются соответствующими органами государственной системы стандартизации. Их действие распространяется на предприятия конкретной отрасли.
Стандарты предприятий разрабатываются предприятием и утверждаются вышестоящим органом. Предприятие вправе требовать соблюдения стандартизации от других хозяйствующих субъектов, если это предусмотрено в договоре с ними.
Стандарты научно-технических, инженерных и иных общественных организаций, разрабатываемые этими организациями с целью распространения знаний о достижениях науки и техники, утверждаются соответствующим органом государственного управления по стандартизации. Они могут использоваться субъектами хозяйственной деятельности (заказчик, исполнитель) при заключении между ними договоров определенного уровня, в которых предусматривается условия о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Составляются они на основе требований госстандартов и не должны нарушать предусмотренные в них нормы и правила (ответственность за нарушения несут утвердившие их субъекты хозяйственной деятельности).[20]
В условиях рыночных отношений законодательства РФ предоставляет право организациям самостоятельно выходить на внешний рынок. Такие организации зачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей продукции, которая основана на методе соответствия продукции требованиям госстандартов.
Существует два способа подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям госстандартов: путем сертификации или путем маркировки продукции и услуг знаком соответствия госстандартам.
Практика показывает, что основным инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям госстандартов, является сертификация.
В настоящее время в условиях перехода нашей страны к рыночной экономике наблюдается рост производства и торговли. А развитие производства требует как ремонта существующих строений, так и строительство новых. К тому же в России сейчас, даже, несмотря на кризис и множественные сложности, строительная деятельность процветает, и количество строительных фирм продолжает расти.
Переход к рыночной экономике предполагает под собой более качественное выполнение услуг. Поэтому, зная законные права и обязанности сторон, во-первых, можно уберечься от нерадивых подрядчиков, во-вторых, избежать многих недоразумений, а при случае и сэкономить деньги.
Строительные отношения имеют свою специфику, т.к. именно от того, как будут распределены обязанности и права сторон, зачастую зависит успешное завершение работы. Здесь важную роль играет договор строительного подряда, который наравне с законом определяет порядок проведения работ по строительству и реконструкции объектов.
Гражданский кодекс определяет подряд как такой договор, в силу которого одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.[21]
В отличие от обязательств по передаче имущества, обязательства подрядного типа регулируют отношения по оказанию услуг. Иными словами, подряд относится к таким обязательствам, в которых должник обязуется не что-либо дать, а что-либо сделать, т.е. выполнить определенную работу.
Выполнение работы подрядчиком направлено на достижение определенного результата, например, изготовление вещи, осуществление ее ремонта, улучшение или изменение ее потребительских свойств или получение какого-то иного результата, имеющего конкретное вещественное и обособленное от исполнителя выражение. Последнее объясняется тем, что результат работы подрядчик обязан передать заказчику.
На основании сделанного выше анализа, можно выделить основные признаки обязательства по договору подряда:
1) подрядчик выполняет работу по заданию заказчика с целью удовлетворения тех или иных индивидуальных запросов и требований заказчика;
2) подрядчик обязуется выполнить определенную работу, результатом которой является создание новой вещи, либо восстановление улучшение, изменение уже существующей вещи;
3) вещь, созданная по договору подряда, принадлежит на праве собственности подрядчику до момента принятия выполненной работы заказчиком;
4) подрядчик самостоятелен в выборе средств и способов достижения обусловленного договором результата;
5) подрядчик обязуется выполнять работу за свой страх и риск, т.е. он выполняет работу своим иждивением и может получить вознаграждение лишь в том случае, если в ходе выполнения работы он достигает оговоренного договором результата;
6) подрядчик выполняет работу за вознаграждение, право, на получение которого у него возникает по выполнению и сдаче, как правило, всей работы заказчику, кроме случаев установленных законом или договором.
Договоры строительного подряда заключаются на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт предприятий, зданий (в том числе жилых домов), сооружений или иных объектов, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
Основное ядро действующего законодательства в капитальном строительстве составляют правила, закрепленные Главой 37 ГК РФ.
Помимо ГК к источникам правового регулирования отношений в области капитального строительства относятся и другие законодательные акты РФ. Важнейшее место среди них занимают два закона - Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" от 26 июня 1991г. и Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991г.[22] [23] Указанные акты регламентируют хотя и не совпадающие, но тесно связанные с подрядными отношениями между субъектами инвестиционной деятельности, т.е. деятельности по вложению инвестиций в создание и воспроизводство основных фондов. В Законах РФ "Об основах градостроительства в РФ" от 14 июля 1992г.[24] и "Об архитектурной деятельности в РФ" от 17 ноября 1995г. решаются вопросы, связанные с организационными предпосылками ведения работ по капитальному строительству, в частности подготовкой, проведением экспертизы и утверждением проектов строительства, с осуществлением архитектурного и градостроительного надзора и т.д.
Одним из наиболее детально урегулированных гражданским законодательством видов договоров является договор подряда. Ему посвящено в общей сложности 67 статей главы 37 ГК РФ, включающей в себя 5 параграфов. [25]
Такое внимание законодателя к договору подряда вызвано не только тем, что этот договор является достаточно часто встречающимся на практике, но и тем, что регулируемые им отношения чрезвычайно разнообразны и требуют в связи с этим наиболее полного учета всех особенностей, присущих различным разновидностям договора подряда.
Информация о работе Гражданско-правовое регулирование качества продукции