Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 05:41, дипломная работа
Целью исследования в моей работе является определение основных направлений развития основ правового регулирования качества продукции, работ и услуг.
В соответствии с поставленной целью, были решены следующие задачи:
• Рассмотрены обязательственные отношения и деятельность управления органов в сфере регулирования качества товаров, работ, услуг;
• Выявлены преимущества правового регулирования качества продукции, работ, услуг по сравнению с другими формами регулирования;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ …………………………………………………………………… 6
§ 1.1. Понятие качества, управление качеством продукции …………………. 6
§ 1.2. Обеспечение качества товаров в договоре купли – продажи и
договора подряда. ………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ ……………………………… 52
§ 2.1. Правовое регулирование стандартизации и сертификации .…………... 52
§ 2.2. Юридическая ответственность за нарушение требований к качеству и безопасности .…………………………………………………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..72
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………. 75
А по отношению к субъектам хозяйственной деятельности, поставляющим на потребительский рынок некачественную продукцию, государству следует, применять эффективные экономические санкции.
Кроме того, обычный потребитель тоже может внести свой вклад, стараясь все-таки покупать качественный товар, тем самым, поощряя производителей, стремящихся к производству безопасной и качественной продукции.
В последнее время во всех странах мира проблема повышения качества промышленной продукции приобрела чрезвычайное значение. В ряде стран она стала разрабатываться на государственном уровне и составила основу национальных экономических программ.
Уже давно и небезуспешно ведутся работы в области теории и практики управления качеством продукции.
Важным свидетельством усиленного внимания к проблеме качества является опубликованный в печати Федеральный закон «О защите прав потребителя”[4]. От всех предшествующих правовых актов по вопросам качества новый закон отличается, прежде всего, тем, что в нём не только определена и юридически закреплена современная политика нашего государства в этой области, но и установлены экономические, организационные, правовые и социальные основы отношений между всеми участниками разработки, производства и использования высококачественной продукции. Важнейшими в нём являются положения, определяющие приоритет потребителя в вопросах качества продукции и обеспечивающие экономическую заинтересованность всех участников производства в создании, выпуске и использовании высококачественной продукции.
В последнее время проблема качества резко обострилась.
Есть несколько объективных причин, которые потребовали особого внимания к проблеме качества продукции, особых усилий для её разрешения. Основными причинами являются следующие:
1. Прежде всего, высокие темпы научно-технического прогресса привели к появлению принципиально новых видов изделий, резкому усложнению их конструкций, созданию и широкому освоению сложных технических систем. Усложняются технологические процессы, появляются новые методы и способы переработки исходных материалов. Создаются новые, раннее не известные материалы.
2. На международном рынке обострилась конкуренция, которая, как известно, зависит от уровня цен и качества предлагаемых товаров. На первом месте по этой причине в конкурентной борьбе вышло качество продукции. Побеждает тот, кто предлагает продукцию высокого качества по умеренным ценам. Из этого правила нет исключения, и с этим надо считаться. Чтобы торговать, иметь валюту и покупать за рубежом товары, свою продукцию нужно делать лучше, чем конкуренты.
Проблема качества продукции является в настоящее время одной из наиболее важных и сложных проблем экономического и технического развития.
Управление качеством продукции является составной частью любого производственного процесса, в каких бы формах и масштабах он не осуществлялся.[5]
Проблема качества сложна и многогранна, и решить её можно только при осуществлении комплекса мероприятий, включающих: повышение роли и усиление ответственности разработчиков за обеспечение высокого технического уровня и качества продукции; перестройку на научно-организационных основах технического контроля на предприятиях; повышение технического уровня производства; подготовку и переподготовку кадров, и развитие творческой инициативы трудящихся и т. д.
Механизм управления качеством продукции заключается в следующем. В результате изучения характера и объема потребности, технических, экономических и организационных возможностей конкретного предприятия устанавливают плановые задания по качеству продукции. На этой основе начинается конструкторская и технологическая подготовка производства и изготовление продукции в необходимых количествах.
При изготовлении постоянно или с определенной периодичностью сравнивается информация о фактическом качестве с плановым, нормативным значением. При возникновении разницы между ними вырабатывают и реализуют мероприятия по устранению причин, вызывающих эти отклонения, т. е. влияют на факторы и условия, обеспечивающие качество продукции.
За исходную характеристику качества промышленной продукции принято её свойство. Свойство продукции - это объективная её особенность, которая может проявляться при её создании, эксплуатации или потреблении. Так, например, важным свойством материалов металлургического производства являются: химическое, физическое, механическое и другие.
Любая продукция обладает обширным комплексом свойств, которые условно можно разделить на простые и сложные. Сложные свойства представляют собой сочетание простых. Например, прочность металла включает способность его к сопротивлению разрыву, сжатию, кручению, срезу, удару.
Многообразие свойств продукции характеризуется различным их сочетанием в одном и том же виде продукции; имеют место случаи, когда наличие одних свойств практически исключает другие. Например, высокая твердость ряда металлов и сплавов существенно снижает их ударную вязкость.[6]
Поскольку требования к продукции могут быть различными в зависимости от ее назначения, то и качество одной и той же продукции будет по-разному оцениваться. Степень проявления каждого свойства или нескольких свойств продукции оценивается с помощью количественных показателей качества.
Итак, первый элемент государственного механизма управления качеством - стандарты, концентрирующие в себе накопленный опыт и новейшую научно-техническую информацию. Их созданию предшествует изучение патентов, требований рынка и данных о качестве продукции, выпускаемой разными странами и фирмами, но главное - в них включены итоги научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Поэтому стандарты можно рассматривать как зафиксированную на государственном уровне цель, которую необходимо достигнуть в производстве.[7]
Чтобы стандарты стимулировали прогресс, их надо регулярно пересматривать, постоянно включать в них наивысшие на данный момент прогрессивные показатели. Однако совершенно очевидно, что при современных темпах обновления продукции этого уже недостаточно. Вот почему в нашей стране ведется разработка государственных стандартов с перспективными требованиями на группу однородной продукции.
В свою очередь, для того, чтобы достичь качества продукции, регламентирующее качество материалов, сырья, комплектующих узлов и деталей, оборудования. Решению этой задачи помогают программы комплексной стандартизации, предусматривающие жесткое нормирование требований к качеству продукции смежников.[8]
Второй элемент механизма управления качеством - планирование, которое в последние годы осуществляется в виде программ “Качество”. В этих программах планируется комплекс работ по достижению качества, обеспечивается взаимодействие всех участников процесса создания продукции. Разработчики этих программ ориентированы на необходимость охвата программными мероприятиями всех фактов, влияющих на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.
Третий элемент государственного механизма управления качеством продукции - оценка качества продукции методами контроля, испытаний и сертификации. В новых условиях хозяйственная роль этих методов управления качеством возрастает, поскольку лишь при достоверности и объективной оценке может правильно действовать сам экономический механизм.
Под сертификацией продукции понимают установление соответствия отечественной продукции требованиям международных, национальных стандартов или иных документов, взаимно согласованных между изготовителем и потребителем продукции. Соответствие требованиям подтверждается выдачей специального документа (сертификата) или присвоение знака соответствия. Для потребителей сертификат - гарантия качества, для изготовителя - гарантия успеха.[9]
Вопросы сертификации продукции очень актуальны для западных фирм. Что касается отечественных предприятий, то в сертификации заинтересованы пока те из них, которые уже испытывают давление внешнего рынка. На этих предприятиях убедились, что без сертификации продукции их контакты с внешним рынком будут убыточными.
Обязательной сертификации подлежат те виды продукции, к которым предъявляются требования по безопасности для здоровья и жизни людей и экологии.
Сертификация продукции базируется на результатах её испытаний. Мировая практика свидетельствует о том, что объективная оценка качества может быть достигнута только при её проведении специальным органом, независимым от разработчика и изготовителя продукции. Поэтому в нашей стране начато формирование сети независимых сертификационных центров, соответствующих международным требованиям.
Необходимым элементом сертификации является аттестация технологических процессов, участков, цехов и производства в целом.
Обязательным требованием для признания результатов сертификации и заключения контрактов на закупку продукции зарубежных фирм, например, считают наличие на предприятии системы управления качеством продукции. По этой причине во многих развитых странах мира не жалеют средств на разработку и внедрение стандартов, устанавливающих требования к системам управления качеством продукции на предприятиях, в частности, стандартов ИСО серии 9000. Внедрение этих стандартов и гарантия потребителю по их соблюдению могут открыть широкую дорогу нашей продукции на внешний рынок.[10]
Высокое качество продукции должно быть заложено в каждый проект и каждый процесс. Стадия исследования и проектирования имеет решающее значение, так как именно в этот момент определяются главные свойства и параметры будущей продукции. Принятые конструкторские и технологические решения определяют характер технологической подготовки производства продукции.
Современные металлургические и машиностроительные предприятия не могут достигнуть требуемого уровня качества продукции, высоких технико-экономических показателей и их повышения без четко организованного и постоянно совершенствуемого контроля качества продукции.
Возросшие требования к металлопродукции со строго регламентированным составом и заданными физическими свойствами вызывают необходимость повышения точности определения и регулирования её химического состава, содержания вредных примесей и неметаллических включений, тщательного контроля химических и физико-механических свойств.
До сих пор основной целью функционирования системы управления качеством в нашей стране было, как правило, выполнение задания по увеличению выпуска продукции с государственным Знаком качества. В условиях свободного рынка цель совершенно другая: получение прибыли. Для её достижения проводятся маркетинговые исследования, в результате которых устанавливается, что на таком-то рынке можно продать такую-то продукцию по такой-то цене. Но для этого она должна обладать такими-то свойствами и поступить на рынок не позднее такого-то срока. Следовательно, исходя из поставленной экономической цели, формулируется цель предприятия в области качества продукции. Для достижения последней и строится соответствующая система качества, способная обеспечить к определенному сроку создание нужной продукции и отладку её стабильного производства.[11]
По всеобщему признанию, 90-е годы - решающее десятилетие в области обеспечения качества продукции. Поэтому сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что из многих рекомендуемых средств достижения качества продукции первым следует считать подготовку кадров. Пути обеспечения качества нужно искать в социальной психологии рабочих групп и производственных коллективов. Никакие воздействия извне - тотальный контроль, ужесточение наказаний за брак и т. п. не способны обеспечить высокое качество.
Вывод однозначен: ставку надо делать на самих производителей продукции. Здесь уместно привести “заповедь” одного американского бизнесмена, который считает, что для успеха предприятия нужно придерживаться принципа трех “p”: “peoplе-product-profit” (человек-продукция-прибыль). На первом месте, как видите, человек, работник, а, следовательно, его квалификация и положительные личностные качества: общительность, инициативность, чувство ответственности, стремление к сотрудничеству и дух соперничества.
Однако всё сходиться в одном - качество продукции имеет важнейшее значение для ускорения экономического, социального и научно-технического прогресса и его надо постоянно улучшать.
Продукция по своему качеству должна соответствовать требованиям потребителя, которые постоянно изменяются. Следовательно, нельзя остановиться на достигнутом уровне качества. Необходимо непрерывно совершенствовать методы и средства изготовления продукции.[12]
Для предприятий и организаций, заинтересованных в развитии внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами, очень важным аспектом деятельности является получение максимально полной информации о системах сертификации продукции, действующих в зарубежных странах, а также о законодательствах этих стран, устанавливающих обязательные требования к продукции, и о нормативно-технической документации, на соответствие которой проводятся сертификационные испытания за рубежом. Следовательно, необходимо дать ориентиры для поиска информации о деятельности некоторых межправительственных организаций, занимающихся вопросами сертификации продукции и разрабатывающих международные нормативно-технические документы (международные стандарты).[13]
Одной из таких организаций является Генеральная ассоциация по тарифам и торговле (ГАТТ), занимающаяся общими вопросами регулирования международной торговли. В состав ГАТТ входят свыше 100 государств. Основным аспектом ее деятельности стали разработка и утверждение ряда межправительственных соглашений обязывающего характера для входящих в нее стран.
Информация о работе Гражданско-правовое регулирование качества продукции