Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 05:41, дипломная работа
Целью исследования в моей работе является определение основных направлений развития основ правового регулирования качества продукции, работ и услуг.
В соответствии с поставленной целью, были решены следующие задачи:
• Рассмотрены обязательственные отношения и деятельность управления органов в сфере регулирования качества товаров, работ, услуг;
• Выявлены преимущества правового регулирования качества продукции, работ, услуг по сравнению с другими формами регулирования;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ …………………………………………………………………… 6
§ 1.1. Понятие качества, управление качеством продукции …………………. 6
§ 1.2. Обеспечение качества товаров в договоре купли – продажи и
договора подряда. ………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ ……………………………… 52
§ 2.1. Правовое регулирование стандартизации и сертификации .…………... 52
§ 2.2. Юридическая ответственность за нарушение требований к качеству и безопасности .…………………………………………………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..72
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………. 75
установление правил сертификации конкретных видов продукции с учетом их характеристик, особенностей производства и поставок, требований международных систем и соглашений по сертификации;
внедрение систем сертификации, установленных Комитетом Совета Международной организации по стандартизации (ISO);
открытость государственной системы сертификации продукции для присоединения систем сертификации других государств и международных систем сертификации продукции.[49]
Государственная система сертификации Российской Федерации предусматривает обязательную и добровольную сертификацию.
Сертификация продукции совершается уполномоченными на это органами сертификации – предприятиями, учреждениями и организациями с целью:
предотвращение реализации продукции, опасной для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей природной среды;
помощи потребителю в компетентном выборе продукции;
создания условий для участия субъектов предпринимательской деятельности в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.
Государственную систему сертификации продукции составляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и сертификации – национальный орган России по сертификации, который проводит и координирует работу по обеспечению ее функционирования, а именно:
определяет основные принципы, структуру и правила системы сертификации в нашей стране;
утверждает перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, и определяет сроки ее выполнения;
назначает органы сертификации;
аккредитирует органы сертификации и испытательные лаборатории, аттестует экспертов-аудиторов;
устанавливает правила признания сертификатов других стран.
Сертификация на соответствие обязательным требованиям нормативных документов проводится исключительно в государственной системе сертификации.[50]
Обязательная сертификация во всех случаях должна включать проверку и испытание продукции для определения ее характеристик и дальнейший надзор за сертифицированной продукцией. Испытания должны проводится аккредитироваными испытательными лабораториями теми методами, которые определены соответствующими нормативными документами. В случае отсутствия этих документов – методами, которые определяются органом сертификации или органом, который исполняет его функции.
В результате позитивного решения органа сертификации заказчику выдается сертификат и право маркировать продукцию специальным знаком соответствия.
Нужно подробнее рассмотреть разновидности сертификатов.
Государственная система сертификации включает в себя несколько разновидностей сертификатов:
сертификат аудитора в отрасли сертификации;
сертификат на систему качества;
сертификат соответствия продукции требованиям различных нормативных документов;
сертификат качества продукции;
сертификат о происхождении товара.
Оценка квалификации аудиторов из органов сертификации ведется исходя из требований системы сертификации Российской Федерации. В результате проверки устанавливается соответствие аудитора требованиям и выдается сертификат аудитора в отрасли сертификации, который аттестует на право заниматься аудиторской деятельностью.
Сертификат на систему качества выдается Госстандартом России и подтверждает соответствие системы качества производства продукции (работ, услуг) предприятия, учреждения, организации требованиям государственных стандартов России. Контроль соответствия системы качества требованиям стандарта осуществляется путем технического надзора, периодичность и процедуры которого регламентируются программой.
Сертификат соответствия продукции требованиям различных нормативных документов свидетельствует, что идентифицированная надлежащим образом продукция опробована и отвечает всем требованиям, установленным в нормативных актах. Сертификат распространяется на завод, партию продукции или период выпуска продукции на определенном оборудовании. Контроль соответствия продукции требованиям нормативных документов во время ввода в производство осуществляется путем проб продукции, технического досмотра за производством сертифицированной продукции аттестованным оборудованием или системой качества. [51]
Сертификат качества продукции включает точное наименование продукции, стандарт или технические условия, по которым она производится, и, для наглядности, качественные показатели и характеристики. Вся ответственность по сертификации качества продукции на предприятии ложится на органы сертификации на предприятии.
Сертификат о происхождении товара предназначен определить страну происхождения товара и завод изготовитель. Уполномоченный орган по данному виду сертификации – торгово-промышленная палата России и все ее филиалы. Предприятие-изготовитель предоставляет пакет документов, свидетельствующих о правах на произведенную продукцию. Необходимость получения сертификата о происхождении товара для предприятий СНГ заключается в том, что при экспорте продукции в страны СНГ покупатель освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). В некоторых странах Европы действует аналогичная система льготного налогообложения.
Следует подробно остановиться на международных и национальных органах стандартизации и сертификации и их основных функциях.
Структура органов и служб стандартизации должна принимать активное участие в работах по стандартизации всех ветвей хозяйственной деятельности, в том числе заказчиков, общественных организаций потребителей, инженерно-технических обществ, и координировать свою деятельность с работой иностранных, международных и межгосударственных органов и организаций по стандартизации.
Государственный комитет России по стандартизации и сертификации в соответствии и законодательством Российской Федерации и международных договоров, ратифицированных Россией, представляет интересы нашей страны в международных и региональных организациях по стандартизации, а также в отношениях с соответствующими органами других стран в сфере стандартизации и сертификации, принимает решения о присоединении к международным и региональным системам сертификации, а также заключает договоры о взаимном признании результатов сертификации. Если международными договорами России установлены какие-либо другие правила, то применяются правила международных договоров.[52]
В каждой стране с развитой промышленностью и экономикой есть своя организация по стандартизации и сертификации. Главной целью национальных органов по стандартизации и сертификации является сотрудничество с международными организациями в плане совместимости стандартов и признания национальных сертификатов. Такая организация есть и в России.
По территориальной расположенности ближе всего находится Европейская организация по качеству (ЕОК).
ЕОК – это неправительственное объединение национальных организаций по качеству из европейских стран. Она основана в 1956 году. Сейчас в ее состав входят организации из 31 страны, включая Россию. В качестве ассоциированных членов в ЕОК входят организации и профессионалы по качеству со всего мира.
Высшим руководящим органом ЕОК является Генеральная Ассамблея ЕОК. Заседания Генеральной Ассамблеи проводятся 2 раза в год. Помимо решения официальных вопросов, участие в Генеральных Ассамблеях ЕОК позволяет установить деловые контакты с другими организациями – членами ЕОК, скоординировать с ними свою деятельность.
Основная задача деятельность ЕОК – содействие обмену информацией и опытом в теории и практике качества с целью роста конкурентоспособности европейской экономической системы. Особое внимание при этом уделяется нуждам малых и средних предприятий. Также важной целью является обеспечение роста качества в образовании и общественных услугах.
В своей деятельности ЕОК сотрудничает со многими национальными и международными организациями по качеству. Среди них – международная организация по стандартизации (ISO), Американское Общество по управлению качеством (ASQC), Европейский Фонд управления качеством (EFQM), Европейская Организация по испытаниям и сертификации (EOTC). Среди этого ряда особо выделяется EFQM – объединение ведущих европейских фирм, созданное в целях изучения вопросов управления качеством. Также ЕОК тесно сотрудничает с Международной Ассоциацией качества (МАК "СовАсК").[53]
МАК "СовАсК" создана в 1991 году, как организация научно-технической общественности, заинтересованной и принимающей участие в решении проблем качества продукции и услуг.
Главная цель МАК "СовАсК" – формирование общественного мнения и содействие развитию и использованию методов и средств в области обеспечения качества и их гармонизации с международно-признанными нормами и правилами. В деятельности МАК "СовАсК" принимают участие индивидуальные и коллективные члены. Высшими, руководящими и исполнительными органами Ассоциации являются Общее собрание членов Ассоциации, Правление, Бюро и Генеральная дирекция. Высшее должностное лицо – президент Ассоциации, избираемый сроком на 4 года. Генеральную дирекцию возглавляет Генеральный директор.
В составе МАК "СовАсК" созданы и работают отраслевые (межотраслевые) комитеты, Союз по качеству оборонной продукции, создан ряд региональных, отраслевых и международных сертификационных центров, а также собственные предприятия, специализирующиеся на решении проблем качества. Сформированы проблемные комиссии по различным аспектам качества и сертификации.
Международная организация по стандартизации (ISO) создана в 1946 г. на заседании Комитета ООН. В Уставе ISO записано, что "Целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, технической и экономической деятельности.
ISO состоит из руководящих и рабочих технических органов. Основными руководящими органами являются Генеральная ассамблея и Совет. Совет включает в себя ряд технических органов, в том числе 6 Комитетов: Комитет по оценке соответствия (КАСКО), Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО), Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО), Комитет по научно-технической информации (ИНФКО), Комитет по стандартным образцам (РЕМКО), Комитет по изучению новых принципов стандартизации (СТЛКО).[54]
Основной вид деятельности ISO - разработка международных стандартов, которую выполняет около 200 технических комитетов (ТК).[55]
Международные стандарты ISO не являются обязательными к применению - однако, в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремящиеся обеспечить конкурентоспособность своей продукции, вынуждены применять стандарты ISO и других международных организаций.
Среди технических комитетов в последние годы особое место занимает ТК 176 "Общее руководство качеством и обеспечение качества", в задачу которого входит стандартизация и гармонизация основополагающих принципов систем качества. Этим комитетом выполняются работы по созданию, развитию и совершенствованию семейства международных стандартов ISO 9000.
Все национальные и международные институты качества тесно сотрудничают между собой для плодотворного развития и усовершенствования систем по контролю и применению качества. Среди не перечисленных международных и национальных организаций и учреждений по качеству можно выделить несколько известных:
Американское общество по управлению качеством
Европейский Совет объединений производителей химической продукции
Международная Академия качества
Международная организация потребительских союзов
Международная организация законодателей метрологии
Каждая организация-производитель продукции или услуг должна стремится к максимальному соблюдению всех требований, предусмотренных в тех нормативных документах, которые она использует. Иначе, в условиях беспощадной борьбы за выживание на рынке, не миновать банкротства. Самый важный фактор достижения успеха и стабильного роста прибыли и престижа организации в рыночной экономике можно уместить в одном слове: "качество".
Иностранные компании, достаточно хорошо удерживающие свою позицию в рыночном секторе, выделяют большие денежные средства на контроль качества собственной продукции, успешно используют уникальные методы независимой потребительской оценки путем новейших методов телекоммуникаций, посредством глобальной сети Интернет.
Подтверждением этих слов можно привести один из принципов руководства крупнейшего химического концерна Европы "Bayer": "Продукция нашей организации – наше лицо и наш престиж, а ее качество – наша первоочередная забота".[56]
Несколько иначе сложилась ситуация в России. Рыночная экономика России находится в состоянии развития и поэтому достаточно часто можно встретить некачественную продукцию. Анализируя последнее десятилетие прошлого тысячелетия можно с уверенностью сказать о том, что ни одна организация, ставящая свои интересы выше потребностей потребителя, не выжила и еще долго будут служить примером создающимся предприятиям.
Информация о работе Гражданско-правовое регулирование качества продукции