Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях защита прав человека все более очевидно
становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого
является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей.
Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод
человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.

Содержание

Введение _______________________________________ 3
Глава I. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории
_________________________________ 5
§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации _ 5
§ 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию 12
Глава II. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации
__________________________________________ 16
§ 1. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и
деловую репутацию ______________________ 16
§ 2. Проблема возмещения морального вреда ______ 27
Заключение _______________________________________ 33
Список использованной литературы ___________________

Работа содержит 1 файл

ЗАЩИТА ЧЕСТИ,ДОСТ.doc

— 464.50 Кб (Скачать)

личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством.

Однако человек  также обладает определенной ценностью  и безотносительно к

его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной

принадлежности. Такой  ценностью и является человеческое достоинство.

      Достоинство также, как и честность, сочетает в себе и социальную, и

индивидуальную  стороны. Его социальный характер проявляется  в том, что как

моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство

определяется существующими  общественными отношениями и нередко не зависит

от человека. Но данная категория выступает еще  и как сознание и чувство

собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства  представляют

собой осмысление и переживание человеком своей  моральной ценности и

общественной значимости, они обуславливаются общественными отношениями и

зависят от них.

      Признание обществом достоинства  личности, означает определенную

оценку всех моральных  качеств, которыми она обладает. Все, что аморально в

человеке, осуждается обществом. Чем сильнее развито в человеке чувство

уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость,

чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем  большую ценность

он представляет для общества, тем более высокую  оценку его он получает.

Отсюда необходимо воспитание этих качеств человека с первых дней его жизни.

Определяющим в  формировании достоинства является отношение человека к

окружающей его  действительности, взаимоотношение  с тем коллективом в

котором он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив.

      Честь и достоинство между  собой имеют неразрывную связь  в силу того,

что в их основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря

на неразрывную  связь, существующую между общественной оценкой лица и его

самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия. Они

заключаются в  том, что честь - объективное общественное свойство, а в

достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда

можно сделать  вывод, что достоинство человека находится в определенной

зависимости от его  воспитания, от внутреннего духовного  мира, особенностей

его психического склада.

      В общем виде достоинство представляет  собой своеобразную совокупность

положительных качеств  индивида, его моральную ценность. Оно может

рассматриваться как социальная значимость того или иного лица,

обусловленная его  общественно полезными свойствами.

      Категории честь и достоинство  вытекают одна из другой. Они  едины, но

не тождественны.

      Честь и достоинство, в частности,  граждан не одинаковы, поскольку не

одинаковы их заслуги  перед обществом. Содержание чести  и достоинства любого

человека постоянно  обогащается, меняется по мере развития его общественной

деятельности.

      Неразрывно с честью и достоинством  стоит и такое понятие, как

репутация. При  этом, как уже отмечалось выше, если представление о

достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном

отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано

оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации.

Следует заметить, что понятие репутации в известном  смысле совпадает с

понятие чести  в ее внешнем, объективном значении.

      Репутация человека зависит от  него самого, так как формируется  на

основе его поведения. На сколько человек дорожит своей репутацией, судят по

его поступкам. "Что  человек делает, таков он и есть", - писал Гегель.

      Репутация может быть положительной  или отрицательной и имеет

подвижный характер в зависимости от того, на какой  информации она

базируется.

      Репутация завоевывается делом,  отсюда по всей видимости было  введено

такое понятие, как  деловая репутация.

      Деловая репутация - понятие, подвергшееся  в настоящее время

реанимации. Его  возрождение естественно и более  того - необходимо. Однако

необязательно привязывать  этот процесс только к коммерциализации общества,

поскольку сама тенденция  к коммерциализации не обуславливает  появления

подобных тонких во всех смыслах элементов внутри взаимоотношений субъектов

общества, но лишь готовит необходимую базу для их рождения и полнокровного

развития.

      На мой взгляд следует выявить  отличие понятий честь и достоинство  от

понятия деловая  репутация. Можно выделить три отличия.

      Первое - это субъективный состав  правоотношений. Носителем деловой

репутации может  быть только субъект - производитель  материальных благ

(товаров, услуг,  работ). Хоть деловая репутация  - термин общегражданский и

не относится  только к коммерческому праву, он обозначает весьма конкретное

понятие. Носителем  же чести и достоинства может быть любое лицо.

      Второе отличие состоит в том,  что деловая репутация не является

личным, но лишь связанным  с лицом благом. Честь - это оценка личности

обществом, достоинство - внутренняя самооценка личности.

      Они появляются с возникновением субъекта, который автоматически их

приобретает. Деловая  репутация - создавшееся с течением времени мнение

публики, может  быть как отрицательным, так и  положительным. Обладая деловой

репутацией в  каком-либо секторе хозяйственной  деятельности, субъект не

будет автоматически  обладать похожей деловой репутацией в другой области

общественного производства.

      Третье отличие заключается в  том, что это за нарушение,  и куда

направлено. Нарушение  деловой репутации должно строится на элементах

нематериального состава хозяйствующих субъектов, которые являются предметом

его репутации  в конкретной области и в конкретный момент деятельности, а не

подвергать опорочиванию общую оценку, данную хозяйствующему субъекту

обществом.

      В связи с выше сказанным  уместно было бы привести такой пример.

Концерн носит  имя своего генерального директора, одного из учредителей,

господина П. Рекламные  компании часто строятся на выступлениях генерального

директора и т.д., так что у публики складывается ощущение неотделимости

доброго имени  господина П. и доброго имени  концерна. Но при этом сложно все

же отождествлять  нарушение чести, достоинства и  деловой репутации господина

П. с таким нарушением как умаление деловой репутации  предприятия, носящего

то же имя. Вероятно в подобной ситуации можно констатировать только

нарушение чести  и достоинства господина П., но не деловой репутации

предприятия.

      Деловая репутация представляет  собой частный случай репутации  вообще

и являет собой  сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках)

коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного  физического

лица в сфере  делового оборота, в том числе  в сфере предпринимательства.

      Носителем деловой репутации  может быть любой индивидуально-

определенный хозяйствующий  субъект:

а) гражданин-предприниматель  б) гражданин работающий по договору

(общегражданскому). В данном случае не имеет  значение то, насколько

систематичен такой  труд и какую роль играют для гражданина доходы от такой

деятельности (последние  могут быть минимальными). Важна именно известность

работника в среде  потребителей продуктов его деятельности; в) гражданин,

работающий по контракту;

г) юридическое  лицо. 

§ 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию 

      Вопрос о чести, достоинстве  и деловой репутации - это прежде всего

вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. Гражданско-правовое

понятие и толкование этих категорий предполагает наличие  правовой нормы,

отражающей эти  блага. Статья 150 Гражданского кодекса  Российской Федерации

устанавливает право на честь, достоинство и деловую репутацию, это право

относится к гражданским  неимущественным правам. Речь идет о благах,

лишенных материального (имущественного) содержания. Они неразрывно связаны

с личностью носителя: не могут отчуждаться или передаваться иным способом

другим лицам  ни по каким основаниям. Нематериальные блага (права) граждане

и юридические  лица приобретают либо в силу рождения (создания), либо в силу

закона. Так, жизнь, здоровье, достоинство личности, честь  и доброе имя -

это те блага, которые гражданин приобретает при рождении. А вот правами на

неприкосновенность  частной жизни, свободу передвижения и выбора места

жительства и  др. гражданин обладает в силу закона. Применительно к

юридическим лицам  в силу их создания возникают  такие нематериальные права,

как деловая репутация, а в силу закона - право на фирму, товарный знак.

      Честь, достоинство и деловая  репутация реально существуют  в силу

того, что люди вступают в сложные и многообразные  отношения между собой, в

общественные отношения. Подобные отношения регулирует право путем

закрепления в  своих нормах соответствующей модели правоотношения, когда

один субъект - носитель права, другой - носитель субъективной обязанности. 

      Для того чтобы раскрыть понятие  и содержание права на честь,

достоинство и  деловую репутацию, необходимо уяснить, какие действия может

совершать субъект  этого права, каким должно быть его  поведение.

      Каждый субъект права, помимо  возможности иметь субъективные  права и

обязанности, наделяется определенной совокупностью политических,

имущественных, личных субъективных прав, определяющих его  правовое

положение. В число  этих прав входит право на честь, достоинство  и деловую

репутацию. Эти  права возникают не в результате осуществления

правоспособности, а наряду с ней являются элементами правосубъектности

Информация о работе Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации