Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:40, курсовая работа
В современных условиях защита прав человека все более очевидно
становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого
является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей.
Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод
человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.
Введение _______________________________________ 3
Глава I. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории
_________________________________ 5
§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации _ 5
§ 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию 12
Глава II. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации
__________________________________________ 16
§ 1. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и
деловую репутацию ______________________ 16
§ 2. Проблема возмещения морального вреда ______ 27
Заключение _______________________________________ 33
Список использованной литературы ___________________
личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством.
Однако человек также обладает определенной ценностью и безотносительно к
его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной
принадлежности. Такой ценностью и является человеческое достоинство.
Достоинство также, как и честность, сочетает в себе и социальную, и
индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как
моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство
определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит
от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство
собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют
собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и
общественной значимости, они обуславливаются общественными отношениями и
зависят от них.
Признание обществом
оценку всех моральных качеств, которыми она обладает. Все, что аморально в
человеке, осуждается обществом. Чем сильнее развито в человеке чувство
уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость,
чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем большую ценность
он представляет для общества, тем более высокую оценку его он получает.
Отсюда необходимо воспитание этих качеств человека с первых дней его жизни.
Определяющим в формировании достоинства является отношение человека к
окружающей его действительности, взаимоотношение с тем коллективом в
котором он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив.
Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того,
что в их основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря
на неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его
самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия. Они
заключаются в том, что честь - объективное общественное свойство, а в
достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда
можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной
зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей
его психического склада.
В общем виде достоинство
положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может
рассматриваться как социальная значимость того или иного лица,
обусловленная его
общественно полезными
Категории честь и достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но
не тождественны.
Честь и достоинство, в
одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого
человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной
деятельности.
Неразрывно с честью и
репутация. При этом, как уже отмечалось выше, если представление о
достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном
отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано
оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации.
Следует заметить,
что понятие репутации в
понятие чести в ее внешнем, объективном значении.
Репутация человека зависит от него самого, так как формируется на
основе его поведения. На сколько человек дорожит своей репутацией, судят по
его поступкам. "Что человек делает, таков он и есть", - писал Гегель.
Репутация может быть
подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она
базируется.
Репутация завоевывается делом,
такое понятие, как деловая репутация.
Деловая репутация - понятие, подвергшееся в настоящее время
реанимации. Его
возрождение естественно и
необязательно привязывать этот процесс только к коммерциализации общества,
поскольку сама тенденция к коммерциализации не обуславливает появления
подобных тонких во всех смыслах элементов внутри взаимоотношений субъектов
общества, но лишь готовит необходимую базу для их рождения и полнокровного
развития.
На мой взгляд следует выявить
отличие понятий честь и
понятия деловая репутация. Можно выделить три отличия.
Первое - это субъективный состав правоотношений. Носителем деловой
репутации может быть только субъект - производитель материальных благ
(товаров, услуг, работ). Хоть деловая репутация - термин общегражданский и
не относится только к коммерческому праву, он обозначает весьма конкретное
понятие. Носителем же чести и достоинства может быть любое лицо.
Второе отличие состоит в том,
что деловая репутация не
личным, но лишь связанным с лицом благом. Честь - это оценка личности
обществом, достоинство - внутренняя самооценка личности.
Они появляются с
приобретает. Деловая репутация - создавшееся с течением времени мнение
публики, может быть как отрицательным, так и положительным. Обладая деловой
репутацией в каком-либо секторе хозяйственной деятельности, субъект не
будет автоматически обладать похожей деловой репутацией в другой области
общественного производства.
Третье отличие заключается в том, что это за нарушение, и куда
направлено. Нарушение деловой репутации должно строится на элементах
нематериального состава хозяйствующих субъектов, которые являются предметом
его репутации в конкретной области и в конкретный момент деятельности, а не
подвергать опорочиванию общую оценку, данную хозяйствующему субъекту
обществом.
В связи с выше сказанным уместно было бы привести такой пример.
Концерн носит имя своего генерального директора, одного из учредителей,
господина П. Рекламные компании часто строятся на выступлениях генерального
директора и т.д., так что у публики складывается ощущение неотделимости
доброго имени господина П. и доброго имени концерна. Но при этом сложно все
же отождествлять нарушение чести, достоинства и деловой репутации господина
П. с таким нарушением как умаление деловой репутации предприятия, носящего
то же имя. Вероятно в подобной ситуации можно констатировать только
нарушение чести и достоинства господина П., но не деловой репутации
предприятия.
Деловая репутация
и являет собой сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках)
коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического
лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере предпринимательства.
Носителем деловой репутации
может быть любой
определенный хозяйствующий субъект:
а) гражданин-предприниматель б) гражданин работающий по договору
(общегражданскому). В данном случае не имеет значение то, насколько
систематичен такой труд и какую роль играют для гражданина доходы от такой
деятельности (последние могут быть минимальными). Важна именно известность
работника в среде потребителей продуктов его деятельности; в) гражданин,
работающий по контракту;
г) юридическое
лицо.
§ 2. Право на честь,
достоинство и деловую
Вопрос о чести, достоинстве и деловой репутации - это прежде всего
вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. Гражданско-правовое
понятие и толкование этих категорий предполагает наличие правовой нормы,
отражающей эти блага. Статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации
устанавливает право на честь, достоинство и деловую репутацию, это право
относится к гражданским неимущественным правам. Речь идет о благах,
лишенных материального (имущественного) содержания. Они неразрывно связаны
с личностью носителя:
не могут отчуждаться или
другим лицам ни по каким основаниям. Нематериальные блага (права) граждане
и юридические лица приобретают либо в силу рождения (создания), либо в силу
закона. Так, жизнь, здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя -
это те блага, которые гражданин приобретает при рождении. А вот правами на
неприкосновенность частной жизни, свободу передвижения и выбора места
жительства и др. гражданин обладает в силу закона. Применительно к
юридическим лицам в силу их создания возникают такие нематериальные права,
как деловая репутация, а в силу закона - право на фирму, товарный знак.
Честь, достоинство и деловая репутация реально существуют в силу
того, что люди вступают в сложные и многообразные отношения между собой, в
общественные отношения. Подобные отношения регулирует право путем
закрепления в своих нормах соответствующей модели правоотношения, когда
один субъект -
носитель права, другой - носитель субъективной
обязанности.
Для того чтобы раскрыть
достоинство и деловую репутацию, необходимо уяснить, какие действия может
совершать субъект этого права, каким должно быть его поведение.
Каждый субъект права, помимо
возможности иметь
обязанности, наделяется определенной совокупностью политических,
имущественных, личных субъективных прав, определяющих его правовое
положение. В число этих прав входит право на честь, достоинство и деловую
репутацию. Эти права возникают не в результате осуществления
правоспособности, а наряду с ней являются элементами правосубъектности
Информация о работе Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации