Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:40, курсовая работа
В современных условиях защита прав человека все более очевидно
становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого
является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей.
Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод
человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.
Введение _______________________________________ 3
Глава I. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории
_________________________________ 5
§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации _ 5
§ 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию 12
Глава II. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации
__________________________________________ 16
§ 1. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и
деловую репутацию ______________________ 16
§ 2. Проблема возмещения морального вреда ______ 27
Заключение _______________________________________ 33
Список использованной литературы ___________________
Важно заметить, что при определенных законом условиях, распространение не соответствующих действительности и порочащих сведений не влечет ответственности. Так, в соответствии со ст. 57 Закона о СМИ, редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:
1) если эти
сведения присутствуют в
2) если они
получены от информационных
3) если они
содержатся в ответе на запрос
информации либо в материалах
пресс-служб государственных
4) если они
являются дословным
5) если они
содержатся в авторских
6) если они
являются дословным
Приведем иллюстрирующий пример из практики: «Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к редакции газеты о защите деловой репутации, в котором просило суд обязать ответчика опровергнуть распространенные им сведения и взыскать с него убытки, вызванные указанными действиями.
Редакция возражала
против предъявленных к ней требований
со ссылкой на то, что информация,
ставшая предметом спорных
Арбитражный суд,
проверив в ходе судебного разбирательства
достоверность доводов
В обоснование своей позиции арбитражный суд правомерно сослался на статью 57 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», согласно которой редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию организации, если эти сведения являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации». Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. № 5.
Важно подчеркнуть,
что перечень случаев освобождения
от ответственности за распространение
недостоверных порочащих
Приведем практический
пример, когда ненадлежащая реклама
товаров может затрагивать
«В региональной газете была опубликована реклама, выполненная в виде сравнения двух конкретных конкурирующих на рынке моделей одного и того же товара. В качестве отличительного достоинства рекламируемой модели указывалась такая потребительская характеристика, которая является желанной для любого покупателя товаров данного вида и предопределяет его выбор. В рекламе утверждалось, что искусственное занижение цены технического обслуживания модели-конкурента неминуемо отразится на качестве его ремонта и ускорит износ товара при эксплуатации.
Организация, осуществляющая на региональном рынке продажу и обслуживание товара-конкурента, с которым сравнивался рекламируемый товар, посчитала, что указанная реклама содержит сведения, порочащие ее деловую репутацию, и обратилась в арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении ненадлежащей рекламы. К исковому заявлению прилагались документы, подтверждающие ненадлежащий характер рекламной информации и преобладание истца на соответствующем рынке.
Суд в иске отказал. При этом суд исходил из того, что упомянутая реклама не могла затронуть интересы истца, поскольку относилась не к лицам, а к товарам, распространяемым в регионе различными организациями, никого из этих организаций прямо не называла и негативных оценок товара-конкурента не использовала.
Между тем судом не было учтено, что реклама потребительских свойств и качества ремонта конкретных товаров затрагивает интересы каждого лица, известного потребителям и предпринимательским кругам на территории распространения рекламы в связи с продажей и (или) техническим обслуживанием именно этих товаров. При решении вопроса о том, могла ли спорная реклама затронуть права и интересы истца, суд не дал оценку представленным доказательствам преобладания данной организации на региональном рынке продажи и ремонта товара-конкурента.
Спорная реклама была выполнена в виде некорректного сравнения двух товаров, способного при выборе покупки ввести потребителей в заблуждение в связи с недостатком у них опыта и знаний. Согласно статье 6 Закона о рекламе такая реклама является недобросовестной и не допускается.
Использованный
в рекламе альтернативный способ
сравнения исключал наличие у
товара-конкурента тех положительных
качеств, которые названы у
Содержание указанной рекламы сводилось к тому, что конкурирующий товар хуже рекламируемого и подвержен преждевременному износу, и она явно носила характер сведений, порочащих конкурирующий товар и лиц, причастных к его продаже и ремонту.
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (с изменениями от 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 27 октября 2008 г.) Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (с изменениями от 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 27 октября 2008 г.). Принят Государственной Думой 22 февраля 2006 года, одобрен Советом Федерации 3 марта 2006 года // Собрание законодательства Российской Федерации. Издательство "Юридическая литература", 20 марта 2006, № 12, ст. 1232 юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд (арбитражный суд) с иском о публичном опровержении ненадлежащей рекламы.
Поскольку истец доказал факт ненадлежащей рекламы и то, что она затрагивает его интересы, апелляционная инстанция отменила принятое решение и удовлетворила исковые требования» Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. №2..
§2. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации
защита честь достоинство правовой
Исследование вопроса о порядке рассмотрения исков данной категории следует предварить кратким анализом нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения, связанные с защитой чести, достоинства и деловой репутации.
Основополагающие начала данного правового института заложены в Конституции Российской Федерации, ст. 21 которой устанавливает: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».
Статья 23 Конституции РФ предусматривает право каждого на защиту своей чести и доброго имени. При этом ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Признание чести и достоинства неотъемлемым правом человека, подлежащим защите со стороны государства, закрепленное в российской Конституции, полностью соответствует требованиям многочисленных международно-правовых актов, участником которых является Российская Федерация. Положения таких актов, согласно ст. 15 Конституции РФ, являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Среди международно-правовых актов, содержащих нормы о защите чести и достоинства прежде всего следует отметить Всеобщую декларацию прав человека, принятую на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 (III) от 10.12.1948 г., статья 12 которой содержит запрет на произвольные посягательства на честь и достоинство, устанавливая право каждого человека на защиту закона от таких посягательств.
Заметную роль в международно-правовом оформлении института защита чести и достоинства играет также Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950 г.). Право на защиту репутации сформулировано в виде ограничения свободы выражения мнения в п. 2 ст. 10: «Осуществление свободы выражения мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах, в том числе защиты репутации или прав других лиц.
В контексте данной проблематики необходимо также упомянуть Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.). Статья 17 данного документа устанавливает, что никто не может подвергаться произвольным и незаконным посягательствам на его честь и достоинство. Каждый человек имеет право на защиту закона от таких посягательств. При этом интересы защиты чести и достоинства личности выступают в качестве ограничения права на свободное выражение своего мнения. В статье 19 Пакта указывается, что право на свободное выражение своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми, в т.ч. для уважения прав и репутации других лиц.
Не было обойдена
внимание проблема защиты чести и
достоинства в Конвенции СНГ
о правах и основных свободах человека
(Минск, 26.05.1995 г.). Нормы Конвенции
по данному вопросу следуют
Следующими в иерархии правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой чести, достоинства и деловой репутации, являются нормы Гражданского кодекса РФ, а именно ст. 150, в которой честь, доброе имя и деловая репутация упомянуты в числе прочих нематериальных благ, защищаемых законом. Статья 152 Гражданского кодекса РФ устанавливает собственно порядок осуществления защиты чести, достоинства и деловой репутации. Представляется, что эти нормы играют ключевую роль в механизме гражданско-правовых средств защиты рассматриваемых нематериальных благ.
Иные отрасли законодательство РФ также содержат положения, направленные на охрану достоинства личности. Статья 4 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" предусматривает, что проведение государственной дактилоскопической регистрации не должно унижать честь и достоинство человека.
В статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" понятие "экстремистская деятельность" (экстремизм) определяется как деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных, в частности, на унижение национального достоинства.
Информация о работе Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации