Гражданская правосубъектность автономных некоммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Реализация государственной политики в бюджетном секторе экономики требует изменения подхода к статусу действующих организаций социальной сферы. Существующая "конструкция" учреждения не позволяет решать многих стратегических государственных задач и, кроме того, сдерживает развитие экономики самих юридических лиц такой организационно-правовой формы.

Содержание

Введение__________________________________________________стр.2-3
Глава 1. Понятие и сущность автономных некоммерческих организаций как юридического лица
1.1 Автономные некоммерческие организации - субъекты гражданского права. Понятие автономной некоммерческой организации_____________стр.4-8
1.2 Развитие и современное состояние законодательства об автономных не коммерческих организаций ___________________________________________стр.8-13
1.3 Автономные учреждения - политика реформирования учреждений, особенности реализации новой правоспособности________________стр.13-21
Глава 2. Особенности гражданской правосубъектность автономных некоммерческих организаций
2.1 Специальная правоспособность автономных некоммерческих организаций _______________________________________________________стр.21-29
2.2 Особенности процедуры смены статуса. Имущественная база автономного учреждения__________________________________________________стр.29-31
2.3 Прекращение деятельности автономной некоммерческой организации стр.31-32
Заключение_____________________________________________ стр.33-36
Библиографический список использованной литературы___________ стр.37

Работа содержит 1 файл

гражданкское право курсовик.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

    Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются среди прочих, в том числе и пожертвования. Причем для автономных некоммерческих организаций законодательно никаких ограничений на такой источник доходов, как пожертвования, не установлено. Таким образом, автономные некоммерческие организации  вправе получать пожертвования на законных основаниях, в том числе благотворительные пожертвования, если автономная некоммерческая организация  получает и (или) передает средства для целей, указанных в ст. 2 Закона N 135-ФЗ. 

    2.2. Особенности процедуры смены статуса. Имущественная база автономного учреждения 

      Создание автономного учреждения возможно двумя способами: путем учреждения и путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.26 При создании автономного учреждения путем изменения типа, существующего государственного (муниципального) учреждения происходит трансформация, основанная на преобразовании его статуса. Создание автономного учреждения путем изменения типа, существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией.27Однако отдельные элементы данной процедуры в процессе изменения типа учреждения все же присутствуют, что определяется необходимостью обеспечить гарантии прав кредиторов учреждения, установленные п. 1 и 2 ст. 60 ГК РФ. В соответствии с указанными нормами учредитель (собственник) учреждения обязан письменно уведомить об этом кредиторов, а последние вправе предъявить свои имущественные требования: потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. В случае недостаточности имущества (в данном случае денежных средств) у учреждения учредитель восполняет недостающее имущество кредиторов в порядке несения субсидиарной ответственности.28Вместе с тем процедура перехода существующего учреждения в автономное учреждение исключает какое-либо правопреемство между ликвидируемым и вновь создаваемым юридическим лицом. Не случайно процедура создания автономного учреждения подобным образом предусматривает необходимость внесения изменений в устав существующего учреждения. В свою очередь, процедуры реорганизации (слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование) определяют либо принятие нового устава, либо внесение изменений в устав юридического лица. 
По сути, смена типа учреждения говорит о том, что учреждение (за исключением технических изменений в учредительные документы) продолжает функционировать, однако с новыми статусными характеристиками, что закрепляется в его уставе.

В процессе изменения типа является существенным вопрос об имущественной базе деятельности автономного учреждения. Хотя процесс смены статуса учреждения не носит конститутивного характера, тем не менее, соответствующая процедура в законе определена как создание автономного учреждения. Данное обстоятельство позволяет учредителю решать вопрос о выделении автономному учреждению соответствующего имущества, перечень которого определяется в акте о закреплении имущества. В Законе установлена гарантия сохранения имущества за автономным учреждением: не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением.29 Кроме того, учредитель, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения. Тем самым имущество, которое закреплено за учреждением, "обременяется" правом оперативного управления, необходимого с точки зрения закона для осуществления целей деятельности учреждения. Предполагается, что у учреждения должны быть оформлены права на недвижимое имущество в установленном порядке.

При этом основной критерий права на распоряжение имуществом автономного учреждения определяется по источнику поступления (передано учредителем или приобретено самостоятельно).

    2.3. Прекращение деятельности автономной некоммерческой организации

Автономная  некоммерческая организация может быть реорганизована или ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами.

Решение о преобразовании автономной некоммерческой организации принимается ее высшим органом управления в соответствии с Федеральным законом в порядке, предусмотренном уставом автономной некоммерческой организации.

При ликвидации автономной некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, как правило, направляется в соответствии с учредительными документами автономной некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана. В случае если использование имущества ликвидируемой автономной некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Ликвидация автономной некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.  

   Учредители, члены автономной некоммерческой организации, как правило, не сохраняют прав на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы, не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих учредителей, членов.

   Имущество учреждения не является собственностью учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления. Учредитель - собственник имущества, переданного учреждению, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по собственному усмотрению. Учреждение не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом без письменного разрешения собственника. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность по долгам учреждения несет собственник. Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

    Автономное  учреждение как новая организационно-правовая форма появилась неслучайно. Вопрос о том, насколько количество и состав бюджетных учреждений удовлетворяют потребностям общества, обсуждается на государственном уровне давно. Президент РФ еще в Послании Федеральному Собранию РФ от 26.05.2004 сказал: "Отмечу, что достижение оптимального уровня госрасходов - подчеркну это особо - должно стать базовым принципом экономической политики. И так денег не так много. Правительству надо, прежде всего, провести реструктуризацию огромной сети бюджетных учреждений, которые растут как грибы по всей стране, изменив порядок их финансирования и сам статус значительной части таких учреждений". Таким образом, рассматриваемый Закон стал своего рода экспериментом, инструментом реформирования деятельности всей ныне существующей системы работы бюджетных учреждений.

    Далее началась подготовка системы мер (изменение  законодательства), направленных на то, чтобы изменить существовавшую схему финансирования бюджетных учреждений. Правительство РФ приняло Постановление от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", данный документ можно назвать первым шагом в реформировании системы расходования бюджетных средств на деятельность бюджетных учреждений. Как следует из документа, основное направление повышения эффективности использования бюджетных средств - создание механизмов, при которых бюджетные услуги могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм. В этой связи должна быть предусмотрена возможность преобразования государственных (муниципальных) учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в организации иной организационно-правовой формы. Результатом данных изменений стало то, что государство было освобождено от обязанности финансового обеспечения таких организаций на основе сметы доходов и расходов и от ответственности по их обязательствам. Конечно, сама организационно-правовая форма в виде бюджетного учреждения сохранилась, однако в качестве полумеры или пробного шага создали новую организационно-правовую форму работы прежних бюджетных учреждений, это автономное учреждение.

    Автономное  учреждение финансируется из бюджета  лишь частично, часть средств оно  должно зарабатывать самостоятельно, кроме того, учредитель (государство или муниципалитет) уже не отвечает по долгам автономного учреждения. Автономное учреждение предлагается создавать практически во всех сферах деятельности прежде существовавших бюджетных учреждений.

    Правительство РФ утвердило Основные направления своей деятельности на период до 2012 г. (Распоряжение от 17.11.2008 N 1663-р). По замыслу Правительства, будет стимулироваться изменение организационно-правовых форм, в том числе преобразование бюджетных учреждений здравоохранения в автономные. Запланировано, что к 2012 г. до 15 - 20% этих учреждений перейдут в другие организационно-правовые формы, в том числе в форму автономных учреждений. Производительность труда в области здравоохранении предполагается повысить путем внедрения новых систем оплаты труда работников отрасли и оплаты медицинской помощи, основанных на учете объемов и качества предоставляемых услуг.

    Также решено, что будет начат поэтапный  переход к новым организационно-правовым формам организаций культуры (автономные учреждения), внедрена новая система оплаты труда и повышена в связи с этим заработная плата работников культуры.

    С 1 января 2009 г.  установлен порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. По замыслу это позволит скоординировать объемы бюджетных ассигнований с качеством и объемами государственных услуг, создаст стимулы для более широкого участия в предоставлении государственных услуг федеральными автономными учреждениями, будет способствовать оптимизации функций органов исполнительной власти.

    Кроме того, Правительство РФ считает, что  необходимо принять меры к постепенному изменению организационно-правовых форм дошкольных учреждений, создать массовый сектор автономных некоммерческих организаций. При этом для развития конкуренции планируется принять меры к введению системы муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций и переходу на нормативно-подушевой механизм оплаты услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный закон - №135 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

    2.Федеральный Закон - №7 от 12.01.1996г. (ред.от 17.07.2009 года) «О некоммерческих организациях»( принят ГД ФС РФ  08.12.1995 г.) с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2010г.

    3.Федеральный Закон - №174 от 3.11.2006г. «Об автономных учреждениях» (в редакции от 24.07.2007г№215-ФЗ.,и 18.10.2007г.№230-ФЗ)

    4.Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-Ф3 (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

    5.Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-Ф3 (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.

    6.Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26.11.2001 № 146-Ф3 (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4552.

    7. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред.от 08.11.2008) // Собрание законодательства РФ. 2006. №193. Ст. 864.

    8.Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / Гуев А.Н. – М.: ИНФРА.М, 2000.

    9.Комментарий к Федеральному Закону  от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях»" А.А. Батяев

    10.Гражданское право : общая часть учебник 9том1) 3-е издание переработанное и дополненное( под редакцией Е.А.Суханова) «Волтерс Клувер»2008г.

    11.«Ликвидация предприятия» С.А.Пресняков «Налоговый вестник»2009г.

    12.«Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика»О.А.Городов «Статут» 2008 г.

    13.Клишина М. О некоторых проблемах и перспективах создания и деятельности автономных учреждений // Бюджет. 2006. N 2.

    14.Андреев В.К. Об автономных учреждениях // Российская юстиция. 2007. N 2.

       

Информация о работе Гражданская правосубъектность автономных некоммерческих организаций