Гражданская правосубъектность автономных некоммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Реализация государственной политики в бюджетном секторе экономики требует изменения подхода к статусу действующих организаций социальной сферы. Существующая "конструкция" учреждения не позволяет решать многих стратегических государственных задач и, кроме того, сдерживает развитие экономики самих юридических лиц такой организационно-правовой формы.

Содержание

Введение__________________________________________________стр.2-3
Глава 1. Понятие и сущность автономных некоммерческих организаций как юридического лица
1.1 Автономные некоммерческие организации - субъекты гражданского права. Понятие автономной некоммерческой организации_____________стр.4-8
1.2 Развитие и современное состояние законодательства об автономных не коммерческих организаций ___________________________________________стр.8-13
1.3 Автономные учреждения - политика реформирования учреждений, особенности реализации новой правоспособности________________стр.13-21
Глава 2. Особенности гражданской правосубъектность автономных некоммерческих организаций
2.1 Специальная правоспособность автономных некоммерческих организаций _______________________________________________________стр.21-29
2.2 Особенности процедуры смены статуса. Имущественная база автономного учреждения__________________________________________________стр.29-31
2.3 Прекращение деятельности автономной некоммерческой организации стр.31-32
Заключение_____________________________________________ стр.33-36
Библиографический список использованной литературы___________ стр.37

Работа содержит 1 файл

гражданкское право курсовик.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

      В Законе N 174-ФЗ указывается, что  решение о создании автономного  учреждения путем изменения типа, существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения (ч. 4 ст. 5). Поэтому предложение о создании учреждения может поступить от соответствующего государственного (муниципального) органа исполнительной власти. В ином случае учреждение направляет предложение в соответствующий орган. На практике может возникнуть ситуация с проблемой определения состава компетентных органов учреждения, которые вправе принять решение о переходе учреждения в автономный статус. 
Трудовые отношения с учреждением не дают основания его работникам определять административные вопросы деятельности юридического лица. Принятие административных решений, в том числе связанных с изменением статуса организации, является компетенцией учредителя. Единственно возможным вариантом выражения воли трудового коллектива при смене статуса учреждения выступает его руководитель. Поэтому учет интересов работников учреждения возможен на этапе подготовки предложения изменения типа существующего учреждения, которая должна проводиться руководителем как "волеобразующим" органом юридического лица.

        При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения. В Законе не установлен орган, который принимает решение об изменении соответствующих положений устава. Кроме того, особенности управления учреждениями (виды, структура и компетенция органов) определяются иными (в первую очередь отраслевыми) федеральными законами. 17 Вопросы внесения изменений в устав, связанные с изменением типа юридического лица, являются управленческими. Порядок их принятия и особенности их работы в этом направлении должны устанавливаться соответствующими органами. 
Предложение о создании автономного учреждения должно содержать сведения об одобрении изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения при наличии такого органа.18  Здесь подразумевается орган, который принимает соответствующие изменения в устав и тем самым фактически дает согласие на изменение типа учреждения. 
В качестве высшего коллегиального органа, например в сфере высшего образования, может выступать ученый совет и общее собрание (конференция) работников. Между тем в вопросе одобрения изменения типа учреждения следует исходить из содержания устава вуза. Таковым полномочием будет обладать орган, имеющий в соответствии с уставом полномочия на принятие к нему изменений и дополнений. Как показывает практика, соответствующим высшим коллегиальным органом определяется общее собрание (конференция) работников. Поэтому при принятии решения о переходе в автономный статус по инициативе учреждения администрации надлежит учитывать особенности его правового положения в зависимости от сферы деятельности и компетенции отдельных органов, определяемой в соответствии с уставом организации. Под правосубъектностью понимается наличие у юридического лица качеств субъекта права, а именно правоспособности и дееспособности. Автономные некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, они вправе заниматься только теми видами деятельности, которые определены уставом. По закону, автономная некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для обеспечения достижения своих уставных целей.

          Правоспособность автономной некоммерческой организации, как юридического лица, возникает в момент его создания, т.е. с момента его государственной регистрации и соответственно прекращается в момент его ликвидации, т.е. с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Здесь надо заметить, что как правоспособность, так и дееспособность (составляющая правосубъектности юридического лица) возникают и прекращаются одновременно. Место нахождения автономной некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации. Статьей 26 Закона N 7-ФЗ предусмотрены источники формирования имущества некоммерческой организации. Применительно к автономным учреждениям относятся: добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие поступления, не запрещенные законом.

    С 1 января 2007 г. целевой капитал выступает в качестве источника финансирования уставной деятельности некоммерческой организации, в том числе автономной некоммерческой организации.

    В Закон N 7-ФЗ от 12.01.1009 года ( в редакции 17.07.2009 года) «О некоммерческих организациях» включены общие положения, которые распространяются на все некоммерческие организации, а также положения, действие которых распространяется только на отдельные формы некоммерческие организации ; относительно автономной некоммерческой организации - это ст. 10 Закона N 7-ФЗ.

      Имущество, переданное автономной некоммерческой организации  ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации  , а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

    Надзор  за деятельностью автономной некоммерческой организации  осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредительным документом автономной некоммерческой организации  согласно п. 1 ст. 14 Закона N 7-ФЗ является устав, утвержденный ее учредителями (участниками). Кроме того, учредители (участники) этой организации вправе заключить учредительный договор. Автономной некоммерческой организации  может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

    Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.19

    Высшим  органом управления автономного некоммерческого организации является коллегиальный высший орган управления 20. Основная функция высшего органа управления организации - обеспечение соблюдения  целей, в интересах которых она была создана.

    К исключительной компетенции высшего  органа управления автономной некоммерческой организации относится решение следующих вопросов21:

      изменение устава;

    определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества;

    образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

    реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

    К компетенции высшего органа управления некоммерческой организации относится также решение вопросов в части:

    утверждения годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

    утверждения финансового плана некоммерческого учреждения и внесение в него изменений;

    создания  филиалов и открытия представительств некоммерческого учреждения ;

    участия в других организациях.

    Учредительными  документами некоммерческого учреждения может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение перечисленных вопросов.

    На  основании п. 5 ст. 29 Закона N 7-ФЗ лица, являющиеся работниками автономной некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть от общего числа членов ее коллегиального высшего органа управления. Данная норма имеет целью не допустить излишней независимости организации от ее учредителей, которые в этом случае могут терять право собственности на имущество, переданное ей.

    Особое  внимание следует уделять доходам  и расходам при выполнении целевых программ автономной некоммерческой  организации. Важным для автономной некоммерческой организации является целевое использование полученных целевых средств.

    Представляет  интерес вопрос о возможности  некоммерческой организации, организованной в форме автономной некоммерческой организации, заниматься благотворительной деятельностью. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (в ред. от 30.12.2006 N 276-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

    Закон N 135-ФЗ не определяет зависимость формы  организации (юридического лица) от возможности заниматься благотворительной деятельностью.

    Под участниками благотворительной  деятельности понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки, существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.

    Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные  пожертвования в формах:

    бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

    бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

    бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами.

    Благотворители  вправе определять цели и порядок  использования своих пожертвований. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются. 22

    Благополучатели - лица, получающие благотворительные  пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

    Цели  благотворительной деятельности определены в п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ.

    Таким образом, бескорыстная (безвозмездная) деятельность лиц, не определенных в соответствии с Законом N 135-ФЗ как благотворительные организации, но направленная на достижение целей, обозначенных в ст. 2 этого Закона, может считаться благотворительной деятельностью и регулироваться данным Законом.

    На  осуществление благотворительной  деятельности автономной некоммерческой организации также следует составлять смету доходов и расходов. При составлении сметы необходимо учитывать некоторые ограничения на выполнение благотворительных программ, предусмотренные Законом N 135-ФЗ. Например, организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.23

    Если  благотворителем или благотворительной  программой не установлено иное, то не менее 80% благотворительного пожертвования  в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.24 В соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться кроме всех прочих благотворительным, образовательным учреждениям, фондам и иным некоммерческим организациям. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.25 Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.

    Пожертвования отличаются от добровольных взносов  тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации. Пожертвования могут быть как целевыми, так и не предназначенными для определенных целей.

    В качестве пожертвований некоммерческой организации могут быть переданы различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства (ст. 582 ГК РФ). Законодательство не содержит специальных ограничений по видам имущества, которое может быть пожертвовано некоммерческой организации.

    Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для  использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Информация о работе Гражданская правосубъектность автономных некоммерческих организаций