Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:13, курсовая работа
Реализация государственной политики в бюджетном секторе экономики требует изменения подхода к статусу действующих организаций социальной сферы. Существующая "конструкция" учреждения не позволяет решать многих стратегических государственных задач и, кроме того, сдерживает развитие экономики самих юридических лиц такой организационно-правовой формы.
Введение__________________________________________________стр.2-3
Глава 1. Понятие и сущность автономных некоммерческих организаций как юридического лица
1.1 Автономные некоммерческие организации - субъекты гражданского права. Понятие автономной некоммерческой организации_____________стр.4-8
1.2 Развитие и современное состояние законодательства об автономных не коммерческих организаций ___________________________________________стр.8-13
1.3 Автономные учреждения - политика реформирования учреждений, особенности реализации новой правоспособности________________стр.13-21
Глава 2. Особенности гражданской правосубъектность автономных некоммерческих организаций
2.1 Специальная правоспособность автономных некоммерческих организаций _______________________________________________________стр.21-29
2.2 Особенности процедуры смены статуса. Имущественная база автономного учреждения__________________________________________________стр.29-31
2.3 Прекращение деятельности автономной некоммерческой организации стр.31-32
Заключение_____________________________________________ стр.33-36
Библиографический список использованной литературы___________ стр.37
В уставе
должны быть указаны предмет и
цели деятельности такой организации
(сохраняющей целевую правоспособность),
источники формирования и порядок использования
ее имущества, состав и компетенция органов
управления, направления использования
остатка имущества после ее ликвидации.
В автономной некоммерческой организации
создается коллегиальный высший (волеобразующий)
орган3, имеющий исключительную
компетенцию. В него включаются как учредители
(их представители), так и наемные работники
этой организации, которые, однако, не
могут составлять более одной трети от
общего числа членов этого органа. Вопросы,
не включенные в компетенцию высшего органа,
решаются единоличным исполнительным
органом данной организации (в соответствии
с ее уставом может быть образован также
и коллегиальный исполнительный орган.
Учредители автономной некоммерческой
организации не приобретают никаких прав
на ее имущество и не несут никакой ответственности
по ее обязательствам. Они, однако, обязаны
осуществлять надзор за соответствием
ее деятельности уставным задачам в порядке,
определенном ее учредительными документами.
Они вправе пользоваться услугами, предоставляемыми
созданной ими организацией, только на
равных условиях с другими лицами.4
Автономная некоммерческая организация
реорганизуется и ликвидируется по общим
правилам гражданского законодательства.
По решению ее высшего органа она может
преобразовываться в общественную или
религиозную организацию (объединение)
либо в фонд, но не в коммерческую организацию.5
По смыслу п. 1 ст. 65 ГК РФ она не может быть
объявлена банкротом. Остаток имущества
ликвидируемой организации используется
в соответствии с указаниями ее устава
или в порядке, предусмотренном п. 1 ст.
20 Закона о некоммерческих организациях.
1.2
Развитие и современное
состояние законодательства
об автономных некоммерческих
организаций
Законодательный акт об автономных учреждениях появился относительно недавно. Автономные учреждения, как следует из текста Закона №174-ФЗ от 3 ноября 2006 года, представляют собой новый вид юридических лиц, который учреждает государство или муниципальное образование для решения своих задач.
Органам государственной власти достаточно было учреждать государственные унитарные и муниципальные предприятия, а также учреждения. За данными организациями имущество государства или муниципального образования закреплялось на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Унитарные предприятия в основном решают задачи производственного характера и работают по государственным заказам. Учреждения не занимаются решением каких-либо производственных задач, они в большом количестве существуют на уровне муниципальных образований. В форме муниципальных учреждений (реже государственных) организовывают школы, детские сады, больницы. Это учреждения, которые занимаются обслуживанием таких потребностей населения, как образование, здоровье, возможно, и некоторые другие, на строго определенной для них территории.
Автономное учреждение представляет собой новый вид образования. Принятие Закона вызвало немало откликов и самых разных мнений. Сам статус автономного учреждения существенно отличается от всех подобных образований, кроме того, можно выявить ряд противоречий положений комментируемого Закона действующему законодательству страны.
Как отмечает М. Клишина, вместе с рассматриваемым Законом принимался и ряд дополнений в другие законодательные акты страны, связанные с введением в действие нового типа юридических лиц - автономных учреждений. В частности, изменения были внесены в Законы "О некоммерческих организациях", "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "Об исполнительном производстве", в Основы законодательства о культуре, а также в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы.
Согласно новому Закону все учреждения подразделяются на частные и государственные (муниципальные). При этом последние могут быть двух типов: бюджетные и автономные. В числе важнейших задач, которые пытались решить посредством введения учреждений нового типа, - создание условий для тех учреждений, которые способны зарабатывать самостоятельно, что позволит уменьшить возложенное на государство бремя их содержания и повысить качество услуг. На первый взгляд новый Закон дает множество преимуществ: готовое зарабатывать автономное учреждение, реализуя предоставленные ему права, поставит во главу угла интересы потребителей, получит дополнительные доходы, повысит уровень материально-технического обеспечения, введет достойную оплату труда своим работникам. При этом государство не будет нести субсидиарную ответственность за неблагоприятные последствия деятельности подобных учреждений.6.
В.К. Андреев полагает, что автономные учреждения в таких сферах, как наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт будут осуществлять полномочия, которые сейчас согласно законодательству Российской Федерации предоставлены органам государственной власти и органам местного самоуправления. Свои полномочия федеральные агентства в отношении названных автономных учреждений будут выполнять не на основе постоянных бюджетных ассигнований, а за счет субвенций и субсидий, получаемых в результате работы учебных, научных и других учреждений, перечисленных в п. 1 ст. 2 №174 - ФЗ. Тем самым административная реформа, объявленная Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314, получает реальное воплощение. Закон создает здоровую конкуренцию между эффективно работающими учреждениями и организациями, не имеющими в штате высококвалифицированных специалистов. 7
Можно отметить, что бесспорно положительным окажется действие Закона именно в связи с административной реформой. Создание автономных учреждений способно "перетянуть" на себя часть государственных и муниципальных полномочий, которые ранее осуществлялись не столь эффективно и требовали больших бюджетных вложений. Следовательно, в настоящее время законодатель еще должен совершенствовать нормативно-правовую базу по вопросам создания и деятельности автономных учреждений в системе некоммерческих организаций.
В целом правоотношения, в которых участвуют автономные учреждения в качестве одного из заинтересованных участников, характеризуются как гражданско-правовые, осложненные публично-правовым элементом. Гражданско-правовые они постольку, поскольку практически весь текст Закона №174-ФЗ состоит из норм, устанавливающих основы организации и деятельности автономных учреждений. Правовое регулирование автономных учреждений построено законодателем по аналогии с правовым регулированием обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ, потребительских кооперативов и других видов юридических лиц. Однако одним из непосредственных участников правоотношений будет являться орган государственной власти и местного самоуправления. Это такой участник правоотношений, который в силу закона наделен особыми властными полномочиями в отношении других участников гражданских правоотношений. Полномочный орган государственной власти и местного самоуправления будет являться особым участником правоотношений, так как обладает определенным набором прав и обязанностей, продиктованных двумя причинами (основаниями).
Первое
основание состоит в том, что
полномочный орган
Другое основание связано с тем, что учредитель автономного учреждения - это субъект властных отношений, более того, само автономное учреждение создается для того, чтобы реализовывать какие-то задачи (цели), стоящие перед государством, муниципалитетом (это здравоохранение, образование, культура, спорт, бытовое обслуживание, благоустройство и т.д.). Отсюда органы государственной власти и местного самоуправления наделяются уже другими контрольными полномочиями, как и любой другой субъект властных правоотношений.
Органы государственной власти и местного самоуправления участвуют в гражданско-правовых отношениях, там они пользуются равными правами и обязанностями с другими участниками правоотношений. Применительно к автономным учреждениями органы государственной власти должны действовать как равные участники гражданских правоотношений, без применения властных полномочий органов власти в тех случаях, когда такие правоотношения основаны на том, что орган государственной власти является учредителем автономного учреждения.
Предполагается, что со временем такая организационно-правовая форма юридического лица, как автономное учреждение, сможет заменить собой ряд других видов организаций - юридических лиц в таких областях деятельности, как образование, медицина, спорт и физическая культура, социальное обслуживание.
Нормативно-правовая
основа изменения статуса учреждений
Закон N 174-ФЗ является нормативным актом
гражданского законодательства, т.е. принятым
на основании и в соответствии с Гражданским
кодексом РФ , что определяет исключительную
сферу нормотворчества Российской Федерации
. Поэтому нормативные акты, направленные
на реализацию указанного Закона, должны
приниматься на федеральном уровне - указы
Президента РФ, постановления Правительства
РФ.
В Законе N 174-ФЗ
содержатся ссылки на принятие подзаконных
нормативных актов на уровне Правительства
РФ в ч. 10 ст. 2 (порядок опубликования отчетов
о деятельности и использовании имущества),
ч. 7 ст. 5 (форма предложения о создании
автономного учреждения). Кроме того, ряд
вопросов, помимо "сферы" федерального
центра, отнесен на уровень субъекта или
местной администрации и составляет их
компетенцию. К этим вопросам относятся:
порядок определения особо ценного имущества
(ч. 3 ст. 3); порядок рассмотрения предложений
о создании автономных учреждений (ч. 8
ст. 5); условия и порядок формирования
задания учредителя и финансирования
задания (ч. 5 ст. 4); перечень учреждений,
тип которых не подлежит изменению (ч.
5 ст. 5); функции и полномочия учредителя
(ч. 3 ст. 6). Из этого следует необходимость
достаточно четкой работы органов на всех
уровнях власти.
В настоящее
время сделаны первые шаги в этой сфере:
Правительством РФ приняты Постановления
от 28 мая 2007г. N 325 "Об утверждении формы
предложения о создании автономного учреждения
путем изменения типа существующего государственного
или муниципального учреждения"8
и от 31 мая 2007г. N 337 "О порядке определения
видов особо ценного движимого имущества
автономного учреждения»9.
Начало перехода существующих
государственных (муниципальных) учреждений
в автономные учреждения предполагает
предъявление определенных требований
к учреждению, соответствие которым позволяет
начать процедуру по переходу в автономный
статус.
Установленная в Постановлении от 28 мая
2007 г. N 325 форма предложения включает:
обоснование создания автономного учреждения;
общие сведения о существующем государственном
или муниципальном учреждении;
сведения о целях и видах деятельности
существующего государственного или муниципального
учреждения;
сведения об имуществе существующего
государственного или муниципального
учреждения;
сведения об ином имуществе, подлежащем
передаче в оперативное управление создаваемого
автономного учреждения;
сведения о финансировании и доходах существующего
государственного или муниципального
учреждения;
сведения о задолженности;
сведения об услугах (работах), оказываемых
государственным или муниципальным учреждением;
сведения о работниках государственного или муниципального учреждения и
об уровне их заработной платы.
1.3.Автономные учреждения - политика реформирования учреждений, особенности реализации новой правоспособности.
Модель построения государственного аппарата в сферах и отраслях управления отличалась "застойными" элементами, долгое время не менялись функции и методы деятельности управленческих органов. Такая ситуация приводила к тому, что устаревание управленческой структуры сопровождалось одновременно консервацией старых и отсутствием новых связей между субъектами и объектами управления. Поэтому весьма длительный период система учреждений не получала достаточного стимулирующего воздействия. Общим итогом такого положения дел стали негативные процессы в государственном секторе экономики, показателем явился упадок деятельности учреждений и, как следствие, недовольство государства и общества.
Современный период развития экономики характеризуется сосредоточением на функциях и методах не прямого, а косвенного воздействия на сферы государственной жизни, направленного на управление процессами в данных областях. Децентрализация управления связывается с изменением правового статуса хозяйствующих субъектов, стимулированием предпринимательства, обеспечением новых регуляторов экономической деятельности в условиях правового воздействия, отражающего новое экономическое развитие. Такие мероприятия потребуют улучшения управленческого учета, широкого использования методов анализа затрат и ценообразования, маркетинга услуг в рамках учреждений. Кроме того, необходима рациональная сеть учреждений: ее структура должна отвечать целям оптимального соотношения потребностей в конкретных услугах и субъектов которые их оказывают. Поэтому перевод государственных (муниципальных) учреждений в автономные учреждения имеет среднесрочную перспективу в контексте реализации Указа Президента РФ от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"10, принятого в соответствии с п. 1 ст. 26.3.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 11 (в ред. от 21 июля 2007 г.). В соответствии с названным Указом утвержден перечень показателей, в числе которых должна быть определена доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых автономными учреждениями и негосударственными (немуниципальными) организациями, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование отраслей социальной сферы. Это указывает, в том числе на целенаправленную политику разгосударствления бюджетной сферы, расширения организационной самостоятельности юридических лиц, выполняющих соответствующие государственные функции.
Информация о работе Гражданская правосубъектность автономных некоммерческих организаций