Государственный строй Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить историю и провести анализ государственного строя в Древнем Китае.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) изучить историю развития Древнего Китая, проанализировать историческое развитие этой древней страны;

2) выяснить, какие периоды входят в историю развития Древнего Китая, изучить их особенности;

3) разобраться, какой преобладал государственный строй в Древнем Китае, выявить особенности и приоритеты развития.

Содержание

Введение 4

Глава 1 История Древнего Китая 7

Сословно-классовое деление в Древнем Китае 9
Историография 12
Глава 2 Периоды развития Древнего Китая 16

2.1 Государство Шан-Инь 16

2.2 Государство Чжоу 18

2.3 Государство Цинь 22

2.4 Государство Хань 23

Глава 3 Государственный строй Древнего Китая 26

3.1 Местное управление 32

3.2 Период распада единого государства (VIII-III вв. до н.э.) 34

3.3 Основные черты права Древнего Китая 38

Заключение 41

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Древний Китай.docx

— 96.86 Кб (Скачать)

     Период  Чжаньго отмечен бурным развитием законодательной деятельности. В идеологии этого времени господствовали два течения, оказавшие большое влияние на развитие права: конфуцианство и легизм. Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства. Одним из ведущих представителей этой школы Лу Куем была написана «Книга законов», рассматривавшая различные преступления и наказания за них.

     Конец рабовладельческого периода в истории  Китая отмечен многочисленными  сборниками права.

     Право собственности. В периоды Инь, Западного  Чжоу земля считалась собственностью вана, на полученные в дар земли  приближенные имели лишь право пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. С середины I в. до н. э. в ряде царств стали совершаться торговые сделки с землей. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.19

     Помимо  земли важнейшим объектом права  собственности были рабы. В период Инь они находились на положений  скота, считались государственной  собственностью и, хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи  еще не подлежали.

     Во  времена Чжоу стали возможны обмен и покупка раба. В V-III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая и свободная торговля рабами.

     Обязательства. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним  из первых является договор мены, который  постепенно по значимости уступает место  договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме  того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил  договор дарения - земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, оформлявшийся долговой распиской, развивается ростовщичество. Были распространены отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V-III вв. до н. э. довольно часто заключался договор аренды земли. К III в. до н. э. относятся сведения о до; говоре личного найма.20

     Брачно-семейные отношения. Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с  абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью  зависела от власти мужа, личного имущества  не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак детей заключали родители.21

     В связи с этим можно сделать  вывод, что в Древнем Китае  царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога, от него уже шла ветка по остальным служащим. Постоянные войны и перемещения государственных центров, частые изменения в «облачной сфере политики» приводили к тому, что рабы часто массами освобождались, а свободные, наоборот, попадали в рабство, хотя производственная структура общин, основанная на натуральном хозяйстве, как правило, оставалась неизменной, что объясняется периодом распада единого государства (VIII-III вв. до н.э.). В каждом периоде Древнего Китая существовали свои особенные черты права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В заключение можно отметить, что первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен.

     В истории Древнего Китая V в. до н.э. был  во многих отношениях переломным. В  это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к  объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. Благодаря  внедрению железных орудий труда  происходит резкий подъем экономики. В  шаньско-иньском (XV-XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI-Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили  между тремя социальными слоями. Одним из первых трудов, посвященных Китаю, была книга Мендозы, вышедшая в 1585 г. под заглавием «История великого китайского царства».

     История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с  правлением определенной династии.

     Согласно  китайским преданиям возникновение  государства в Древнем Китае  связано с покорением в XVIII в. до н. э. племени ся племенем шан. Первый период - Шан - Инь)- -продолжался с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период - Чжоу - с XII в. до 221 г. до н. э.; третий - царство Цинь - с 221 до 207 г. до н. э.; четвертый - царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э. Четвертый период характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное. В каждом государстве присутствовал свой государственный и общественный строй, у каждого государства был свой основатель, проводились всяческие реформы.

     Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени  трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся  сосредоточением высшей государственной  власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном  аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники. Высшую ступень социальной иерархии занимал царь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.  «Власть - это то, чем располагает лишь правитель», - писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи.  Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники.

     Некоторые данные, сохранившиеся в социально-политическом трактате философа Мэн-цзы (IV-III вв. до н. э.), характеризуют хозяйственный и общественный строй этого времени. Упорные войны, которые вели между собой в борьбе за преобладание и господство отдельные княжества, тяжелым бременем ложились на трудовые массы народа.

     История Древнего Китая очень обширна  и интересна, авторы и ученые многих книг могли писать тома по Древнему Китаю. Эту древнюю, зарубежную страну можно изучать, годами, десятками  лет, но она всегда останется для  нас «неизвестной» страной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников:

  1. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2003 г.
  2. Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций.- М.: «Приор», 2002 г.
  3. История государства и права зарубежных стран / Под общей редакцией: О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2001 г.
  4. Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран.- М.,2000 г.
  5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. В 2-х томах.- М.: ТОН - ПРИОР, 2002 г.
  6. «История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии» / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2003 г.
  7. Маурицио Скарпари. Древний Китай. - АСТ, Астрель. - М., 2003 г.
  8. Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. Пегая орда. История «древнего» Китая, НОРМА. - М., 2009 г.
  9. Джон Генри Грэй. История древнего Китая. Центрполиграф. - М., 2006 г.
  10. Жак Жерне. Древний Китай. АСТ, Астрель, - М., 2004 г.
  11. Валерия Хачатурян. Древний Китай. Что есть что. Слово. - М., 2003 г.
  12. Г. К. Пондопуло. Древний Китай. Формирование Культурной традиции. - М., ВГИК, 2006 г.
  13. Историография истории Древнего Востока. Иран, Средняя Азия, Индия, Китай. Востоковедение: учебные пособия и материалы. Алетейя, 2002 г.
  14. А. Платов. Магические Искусства Древней Европы. Москва: «София». ИД «Гелиос» 2002 г.
  15. Лев Любимов. Искусство древнего мира. М.- Просвящение, 2003 г.
  16. М. Л. Меньшикова. Сокровища древнего искусства Китая. Государственный Эрмитаж, 2007 г.

Информация о работе Государственный строй Древнего Китая