Государственный строй Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить историю и провести анализ государственного строя в Древнем Китае.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) изучить историю развития Древнего Китая, проанализировать историческое развитие этой древней страны;

2) выяснить, какие периоды входят в историю развития Древнего Китая, изучить их особенности;

3) разобраться, какой преобладал государственный строй в Древнем Китае, выявить особенности и приоритеты развития.

Содержание

Введение 4

Глава 1 История Древнего Китая 7

Сословно-классовое деление в Древнем Китае 9
Историография 12
Глава 2 Периоды развития Древнего Китая 16

2.1 Государство Шан-Инь 16

2.2 Государство Чжоу 18

2.3 Государство Цинь 22

2.4 Государство Хань 23

Глава 3 Государственный строй Древнего Китая 26

3.1 Местное управление 32

3.2 Период распада единого государства (VIII-III вв. до н.э.) 34

3.3 Основные черты права Древнего Китая 38

Заключение 41

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Древний Китай.docx

— 96.86 Кб (Скачать)

     Рабами  могли владеть как частные  лица, так и государство. Источниками  рабства являлись: захват пленных  на войне, продажа в рабство за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение  рабов от подчиненных племен в  качестве дани. Рабы находились на положении  скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

     Значительную  часть населения составляли свободные  общинники. Община играла большую роль в общественных отношениях иньского времени. Общинное землепользование было организовано по системе «колодезных  полей». Все земли делились на две  категории: общественное поле и частные  поля. Общественное поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю. Частные  поля находились в индивидуальном пользовании  семьи. Урожай с этих полей шел  на прокормление свободных общинников. Частные поля, однако, не являлись собственностью их. держателей. Земля рассматривалась  как государственная собственность  и находилась в распоряжении царей. В частной собственности в  данный период были рабы, дома, орудия труда.

     Государственный строй на раннем этапе сохраняет  пережитки родоплеменной военной  демократии. В дальнейшем наблюдается  монополизация царем всей полноты  власти. Старейшины шан-инь из племенных  вождей превратились в единоличных  правителей. Среди подданных укреплялось  представление о них как о  «сыновьях Неба», получивших власть по воле божественных сил.

     Царь  был первым и самым крупным  рабовладельцем, верховным военным  вождем, высшим судьей и первосвященником. Религия представляла в глазах народных масс его божественное происхождение. Царь возглавлял государственный аппарат, на высшие должности в котором  назначал своих близких родственников. Более низкие должности занимали профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п.

     Должностные лица подразделялись на три основные категории: высшие гражданские чиновники; военные чиновники; всевозможные советники, прорицатели. Существовали такие неотъемлемые атрибуты государства, как армия  и тюрьмы.8

     В XII в. до н. э. государство Шан - Инь переживает агонию, вызванную обострением внутренних противоречий. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством чжоу объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало. На смену ему пришло царство, основанное племенем чжоу, по имени которого называется новый большой период в истории Древнего Китая. 

     2.2 Государство Чжоу

     Время правления династии Чжоу делится  на три периода: период Западного Чжоу (1122-742 гг. до н. э.), Восточного Чжоу (770-403 гг. до н. э.), период «воюющих царств» (403-221 гг. до н. э.).

     Период  Западного Чжоу отмечен более  высокой ступенью развития производительных сил, увеличением Численности рабов, развитием крупного землевладения. Укрепляется рабовладельческое  государство, усложняется его структура.

     Общественный  строй. Господствующее положение в  обществе занимала рабовладельческая  аристократия, к которой относились чжоуская наследственная и военная  знать, часть иньской рабовладельческой  аристократии, уцелевшая после покорения.

     Собственником земли по-прежнему был царь (ван). Он распоряжался землей, жалуя и  отбирая ее. Развивалось крупное  землевладение. Рабовладельческая  аристократия свободно распоряжалась своими владениями - судя по имеющимся данным, землю можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. В этот период появляется тенденция к превращению владений в частную земельную собственность, хотя формально во владении землей сохраняется зависимость от воли царя. В дальнейшем, с ослаблением власти чжоуских царей, происходит превращение права крупных рабовладельцев на владение землей в право собственности на землю.

     Большую роль в период Западного Чжоу продолжало играть общинное землепользование. Сохранилась  упомянутая выше система «колодезных  полей». В целом земледельцы (нунфу) влачили жалкое существование. Многие из них переходили в разряд безземельных арендаторов.

     В самом низу общественной лестницы находились рабы, число которых увеличивалось  за счет военнопленных, завоеванного мирного  населения, государственных преступников, при этом возрастало число частных  рабов. Рабский труд широко использовался  в различных отраслях хозяйства.

     Государственный строй. Верховная власть находилась в руках наследственного царя (вана).

     В царстве Чжоу существовала дворцовая  система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала большое количество чиновников, имеющих самую разнообразную  компетенцию: чиновник, ведающий конюшнями  вана, писец, начальник царского архива, хранитель царской сокровищницы, чиновник, следящий за ритуалом, и т. д.

     Государственный аппарат складывался из приближенных личных слуг вана, а иногда и доверенных рабов. Высший сановник (сян) возглавлял государственный аппарат. Сян был  главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. Высшие чиновники (дафу) делились на три разряда: старшие, средние, младшие.9

     По  преданию, царь Чэн ван (1115-1079 гг. до н. э.) осуществил организацию и укрепление государственного аппарата. Главными советниками царя являлись «три гуна»: «великий наставник», «великий учитель» и «великий покровитель» (из их числа назначался сян). Кроме того, значительную роль в государстве играли три управителя: один ведал культом, другой возглавлял ведомство общественных работ (в его ведении находились земельный фонд и ирригационная система), третий («великий начальник лошадей») управлял военным ведомством. Видную роль в Западном Чжоу играли жрецы и гадатели. Существовали должности верховного жреца и «великого гадателя».

     Армия не была полностью постоянной. Она  состояла из двух частей: небольших  кадровых отрядов и ополчения, собираемого  во время войны.

     Централизованного государства в течение всего  периода Чжоу не существовало, и  в непосредственном управлении вана находилась лишь столичная область. Остальная территория страны управлялась владетельными князьями - чжухоу. В данный период окончательно установилась созданная еще в эпоху Инь иерархическая система княжеских титулов, состоявшая из пяти категорий: гун, хоу, бо, цзи, инань. Правители получали свою территорию из рук чжоуского царя и были обязаны являться ко двору в определенные сроки. Это подчеркивало их зависимость от царя.

     Территория  княжества делилась на более мелкие административные единицы, сложившиеся  на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной  единицей являлась сельская община. Судя по имеющимся данным, устройство сельских общин было неодинаково в различных  княжествах. Наиболее типичным было следующее: пять семейств составляли соседскую общину - линь, пять таких общин объединялись в деревню - ли, четыре ли образовывали «клан» цзу, пять цзу образовывали группу - дан, пять дан составляли округ - чжоу, пять чжоу образовывали сян. Во главе сяна стоял управитель - цин. Самой низшей была административная должность старосты сельской общины.

     В IX в. до н. э. ослабевают связи центральной  власти с правителями зависимых  княжеств. Правители княжеств прекращают свои приезды ко двору, не присылают  дани. Усиление эксплуатации влечет недовольство народных масс; восстание привело  к изгнанию царя. Неудачные войны  с кочевниками вносят свой вклад в развал Западного Чжоу, и страна распадается на ряд самостоятельных государств. Чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения - Восточного Чжоу.

     Период  Восточного Чжоу характеризуется крупными изменениями в экономической  и политической жизни страны. Развитие ремесел и торговли обусловливает  возрастание роли купечества в общественной жизни. Происходит утрата наследственной рабовладельческой знатью своих  родовых земельных владений, которые  переходят в руки военачальников, служилых людей, купцов. Это приводит к упадку наследственного землевладения  родовой аристократии и укреплению частной собственности рабовладельцев на землю. В руках служилой знати  сосредоточиваются значительные земельные  владения. Крупное землевладение  образуется за счет не только пожалований  за постоянную службу и особые заслуги, но и насильственных захватов.10

     Развитием крупного землевладения отмечен  и следующий период в истории Китая - период Чжаньго («воюющих царств»). Одновременно разрушается общинное землевладение старого типа (системы «колодезных полей»). Один из первых ударов по общинному землевладению был нанесен введением земельного налога: вместо обработки общинных полей земледельцы должны были уплачивать налог со своей земли.

     С момента уничтожения монархии Западного  Чжоу единого государства не существовало. Страна распалась на множество самостоятельных  государств, которые вели между собой  ожесточенную борьбу; в процессе которой  более слабые государства поглощались  более сильными. В VI в. до н. э. происходит усиление царства Цинь, которое выходит  победителем из борьбы с другими  царствами и в III в. до н. э. основывает новое Циньское царство. 
 
 

     2.3 Государство Цинь

     Созданию  сильного централизованного государства  Цинь способствовали реформы Шан Яна - сановника Циньского государства. Эти реформы заключались в следующем. Была узаконена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению. Распад общины ускорил реализацию закона о принудительном дроблении больших семей. В целях централизации государства было проведено новое административное деление по территориальному принципу. Изменилась система взимания налогов: новый налог определялся количеством обрабатываемой земли. Было перевооружено и реорганизовано войско, создано 18 степеней знатности за военные заслуги. Эти реформы ознаменовали переход к развитому рабовладельческому государству. Жизнь в государстве подчинялась общим правилам. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы, даже обрядовая утварь и оружие изготовлялись по единому образцу. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране.

     Сильное централизованное государство Цинь сумело подчинить себе остальные  китайские государства, и в результате была образована огромная империя. Главой государства был император (ху-анди). В его руках сосредоточивалась  вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Управление империей осуществлял разветвленный государственный  аппарат, в состав которого входили  десятки тысяч чиновников. Во главе  аппарата управления стояли левый и  правый ченсяны (министры). Заместителями  ченсянов были секретари. К высшим государственным  чиновникам относились начальник дворцовой  стражи, чиновник, ведавший культом  предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую  роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

     После завоевания древнекитайских царств в империи были проведены административная, аграрная, финансовая и военная реформы  по образцу реформ Шан Яна. Границы  прежних царств были уничтожены. Огромную территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды - на волости, а волости - на тин (низшая административная единица). Во главе каждой области стояли два управителя - представители военной и гражданской власти, которые назначались из столицы и в любой момент могли быть смещены императором. Прежняя аристократия была поставлена под строжайший надзор имперских чиновников. Старые аристократические титулы были уничтожены. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги. Были введены очень суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Чиновники в своей деятельности руководствовались твердо установленными едиными законами. Государственный аппарат этого периода был громоздким, сложным, на службе состояла масса чиновников.

     Проведенные реформы ненадолго сплотили государство. Из-за глубоких социальных противоречий вспыхивали восстания, самое мощное из которых в 206 г. до н. э. привело к гибели циньской монархии. К власти пришла новая династия - Ханьская. 

     2.4 Государство Хань

     Основателем новой династии был сельский староста Лю Бан, один из руководителей восстания. В начале своего правления он осуществил ряд реформ, направленных на смягчение  положения рабов и крестьян (были освобождены многие рабы, уменьшен поземельный налог и т. д.). Однако эти реформы не остановили роста  рабовладения и крупного частного землевладения - основных причин, порождающих социальные противоречия. Положение народных масс спустя некоторое время вновь ухудшилось.

Информация о работе Государственный строй Древнего Китая