Государственный строй Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить историю и провести анализ государственного строя в Древнем Китае.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) изучить историю развития Древнего Китая, проанализировать историческое развитие этой древней страны;

2) выяснить, какие периоды входят в историю развития Древнего Китая, изучить их особенности;

3) разобраться, какой преобладал государственный строй в Древнем Китае, выявить особенности и приоритеты развития.

Содержание

Введение 4

Глава 1 История Древнего Китая 7

Сословно-классовое деление в Древнем Китае 9
Историография 12
Глава 2 Периоды развития Древнего Китая 16

2.1 Государство Шан-Инь 16

2.2 Государство Чжоу 18

2.3 Государство Цинь 22

2.4 Государство Хань 23

Глава 3 Государственный строй Древнего Китая 26

3.1 Местное управление 32

3.2 Период распада единого государства (VIII-III вв. до н.э.) 34

3.3 Основные черты права Древнего Китая 38

Заключение 41

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Древний Китай.docx

— 96.86 Кб (Скачать)

     В конце I в. до н. э. императором Ай-ди был принят указ об ограничении количества рабов и земли у крупных  собственников: никто не мог иметь  земли больше 138 га, рабов должно было быть от 30 до 200 в зависимости от социального положения собственника.11

     Структура центрального и местного государственного аппарата осталась прежней. Стремления царской власти были направлены на централизацию страны. Этому способствовало новое административное деление  Китая. Страна была поделена на 13 крупных  округов, возглавляемых наместниками императора - окружными ревизорами, осуществлявшими контроль за местной администрацией. Увеличилось число областей, округов, уездов.

     Во  главе областей и уездов стояли три  назначаемых из центра чиновника: правитель  и его помощники по гражданским  и военным делам. Деятельность местной  администрации контролировалась инспекторами из центра.

     Более решительная попытка смягчить классовые  противоречия реформами сверху была предпринята Ван Маном, который  в 8 г. н. э. совершил дворцовый переворот и захватил власть. В 9 г. н. э. он провозгласил себя императором «новой» династии и объявил о намерении проводить политику решительных реформ. Идейными вдохновителями реформы были конфуцианцы.

     Сущность  реформ сводилась к следующему. Запрещалась  купля-продажа земли, все земли  были объявлены царскими; одновременно восстанавливалась древняя система  общинного землевладения. Была запрещена  купля-продажа рабов. Но, ведя борьбу против частного рабовладения, Ван  Ман не только не сделал попыток  ограничить государственное рабовладение, но пытался обосновать законное право  государства владеть рабами. Численность  государственных рабов увеличилась. Из них стали формировать армии.

     Неоднократно  проводились денежные реформы, были введены новые налоги, учреждены  особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и  регламентировать ссудный процент. Все это способствовало сосредоточению всех источников доходов, в частности  значительной части ссудных операций, в руках государства.

     Ван Ман стремился к тому, чтобы  создать сильную бюрократическую  империю. Был увеличен государственный  аппарат, установлена продажа должностей. Государственные служащие для занятия  должности сдавали экзамен, причем они должны были в совершенстве знать  учение Конфуция. Эти меры подрывали могущество старой родовой и чиновничьей знати и обеспечивали доступ к государственному управлению разбогатевшим купцам, ремесленникам, незнатным землевладельцам. За нарушение «новых законов» были введены суровые наказания, и десятки тысяч людей были казнены или превращены в государственных рабов.

     Но  реформы Ван Мана не дали желаемого  результата. Они не ослабили, а, напротив, углубили, обострили классовые противоречия, привели к разрушению экономики  страны. Доведенное до отчаяния население  в 18 г. н. э. подняло восстание, которое известно под названием восстания «Краснобровых». В период успехов к восставшим примкнули представители свергнутой Ван Маном ханьской династии, стремившиеся восстановить свою власть. В 23 г. н. э. ханьская династия, вернувшись на престол, отменила указы и распоряжения Ван Мана. Экономика страны стала стабилизироваться. Существенные изменения произошли в государственном аппарате. Функции по управлению страной были разделены между пятью ведомствами, при императоре создан высший совещательный орган - императорский совет.12

     Во  второй половине II в. н. э. борьба политических группировок привела к глубокому  политическому кризису. Хозяйственная  система страны пришла в упадок. В 184 г. мощное восстание «Желтых повязок» охватило страну. Оно было подавлено ценой огромного напряжения сил - погибла значительная часть населения, опустели земли, были разрушены некоторые крупные города. В результате мощных ударов восстаний пала единая Ханьская империя. В 220 г. она распалась на три царства.

     Следовательно, мы узнали, что Древний Китай состоял  из четырех государств: Шан-Инь, Чжоу, Цинь и Хань. В каждом государстве  присутствовал свой государственный  и общественный строй, у каждого  государства был свой основатель, проводились всяческие реформы. 
 

     Глава 3 Государственный  строй Древнего Китая

     Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени  трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся  сосредоточением высшей государственной  власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном  аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков  налогов и др. - профессиональные чиновники. Высшую ступень социальной иерархии занимал царь (Ван). Затем  шли шанская рабовладельческая  аристократия и жречество. Следующую  ступень занимала рабовладельческая  аристократия покоренных племен. В  зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии. Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Шан - Инь община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе «колодезных полей». Все земли делились на две категории: «общественное» поле и «частные» поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. «Частные» поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда. В период Чжоу китайское государство претерпело ряд существенных трансформаций и в конечном счете распалось на отдельные самостоятельные государства, которые вели между собой постоянную борьбу. В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна -сановника Цинского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа, и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Но и это государство оказалось недолговечным. Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бал стал основателем новой династии Хань. Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов. Наибольшую известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором. Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю. Был увеличен аппарат государственных чиновников, назначение на должности стало практиковаться на экзаменационной основе.13

     Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала  не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.

     В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он носит титул «сына Неба», который «управляется Небом», его называют «отцом и матерью» своих подданных. Ван - первосвященник.

     Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных «надзирателю земель».

     По  образцу двора вана строилось  управление и в автономных уделах. Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями - чэкухоу, они опирались на советников и помощников. Правителей уделов собирал ван для обсуждения вопросов о «наказаниях, о ритуале, о справедливости». В VII-VI вв. до н.э. чэкухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать на своих съездах «клятвенные договоры» между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.

     В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем  Китае можно объяснить рядом  причин, в частности этнической, духовной, культурной общностью населения  Китая. Не последнюю роль сыграло  и осознание наиболее дальновидными  представителями правящих слоев  Китая необходимости объединения, прекращения междуусобной борьбы «всех против всех». Эти стремления выразились в распространении в эпоху Чжаньго идеологии легистов.

     «Власть - это то, чем располагает лишь правитель», - писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной земельной собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного крестьянства.

     Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации  царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием  Циньской империи. На основании этих реформ была разрешена свободная  купля-продажа земли, введен налог  на землю, который взимался с каждого  землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. С налогом на землю было введено  четкое административно-территориальное  деление, а также круговая порука в десяти, пятидворках, призванных на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.

     Политика  легистов в царстве Цинь нанесла  сильный удар главному противнику централизации потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалованье. Последнее означало выплату от 10 тыс. даней зерна в год обладателю 1-го ранга, до 100 даней - обладателю 20-го ранга.14

     Власть  монарха в циньско-ханьском Китае  обожествлялась. Правитель царства  Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора (ди). Император  выступал в качестве символа, олицетворения «связывающего единства» страны. Важное место в государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении «сына Неба» В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.

     Легисты (законники) - сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления. 1 дань - 103,5 литра зерна. Часть жалования выплачивалась деньгами.

     Центральный аппарат империи включал в  себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой  стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых  обсуждались важные вопросы государственной  жизни.

     По  сравнению с государственным  аппаратом других древневосточных  государств этот аппарат отличался  и многочисленностью, и большим  объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества.

     Финансовое  ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в VII-IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэпсян), выполнявший обязанности первого министра, главного помощника правителя (вначале их было два - «левый» и «правый»). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны, государственные расходы и пр.

     Со  временем вместе с усложнением функций  государственного аппарата стала больше разграничиваться деятельность отдельных  ведомств, но это был длительный и незавершенный в Древнем  Китае процесс. Командующим армией, например, считался сам император, но положение канцлера как первого  помощника и главы административного  аппарата делало его ответственным  за все военные приготовления.

     Финансовое  ведомство осуществляло свои функции  вместе с ведомством императорского двора, которое выполняло и некоторые  функции организатора общественных работ.

     Ведомство императорского двора сложилось  в Ханьской империи, когда содержание императора и придворных стало требовать  много денег и за правителем была закреплена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нужды. Налоговые  функции финансового ведомства  и ведомства императорского двора, располагавших значительным штатом, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В этом ведомстве существовала должность особого чиновника (душуйя), руководящего строительством и эксплуатацией оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование оросительными сооружениями для личных нужд правителя свидетельствует о том, что верховная собственность на воду сосредоточивалась в руках императора.15

     Особая  роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тайвэй наряду с первым министром (чэн-сяном) и верховным цензором (юйшидафу) входил в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников - «рех гуннов».

Информация о работе Государственный строй Древнего Китая