Государственный строй Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить историю и провести анализ государственного строя в Древнем Китае.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) изучить историю развития Древнего Китая, проанализировать историческое развитие этой древней страны;

2) выяснить, какие периоды входят в историю развития Древнего Китая, изучить их особенности;

3) разобраться, какой преобладал государственный строй в Древнем Китае, выявить особенности и приоритеты развития.

Содержание

Введение 4

Глава 1 История Древнего Китая 7

Сословно-классовое деление в Древнем Китае 9
Историография 12
Глава 2 Периоды развития Древнего Китая 16

2.1 Государство Шан-Инь 16

2.2 Государство Чжоу 18

2.3 Государство Цинь 22

2.4 Государство Хань 23

Глава 3 Государственный строй Древнего Китая 26

3.1 Местное управление 32

3.2 Период распада единого государства (VIII-III вв. до н.э.) 34

3.3 Основные черты права Древнего Китая 38

Заключение 41

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Древний Китай.docx

— 96.86 Кб (Скачать)

     В империи существовало особое ведомство  обрядов, руководимое верховным  жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе признания  незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный  жрец осуществлял надзор за созданной  в 124 году до н.э. императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он тем самым выступал в роли «министра образования».

     Цензорские  органы возглавлялись верховным  цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители  императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они были «азами и ушами» императора в каждом округе, контролировали работу всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления.

     Глава ведомства Сельского хозяйства  был своеобразным верховным казначеем, ответственным за поступления в  государственную казну налогов, откупных платежей за трудовые повинности, доходов от государственных монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на содержание чиновничества и армии.  

     3.1 Местное управление

     Государственные формы эксплуатации податного крестьянства требовали установления четкого  административно-территориального деления. Еще в Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились первые элементы территориального деления. Здесь были введены округа, являющиеся налоговыми и военными единицами. Уездная территориальная  администрация в Китае начала складываться еще в начале VII в. до н.э., в период существования удельной системы. В каждый уезд направлялся  чиновник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это  впоследствии сыграло важную роль в  ликвидации самой удельной системы, в укреплении власти центра на местах.

     Циньско-ханьский Китай делился на области или округа, те - на уезды, уезды - на волости, а волости - на общины - низшие административно-территориальные единицы. На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов. Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою власть с представителями военного ведомства, в их подчинении были расквартированные там армейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках губернатора.

     Община, несмотря на разрушение общинного землевладения, продолжала играть роль относительно обособленной единицы. Руководство  общиной осуществляли староста и «отцы-старейшины». Низший административный персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав чиновничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью, вплоть до мобилизации общинников-крестьян для защиты общинной территории. Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин (саньлао).

     Бюрократический контроль распространялся и на органы местного самоуправления. Система взаимной слежки, ответственности действовала  на всех уровнях: от сельской общины, построенной  на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа  или за плохую работу подчиненных  им чиновников.

     Армия. Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Войны, в частности завоевание чжоусцами значительных территорий шаньско-иньской эпохи, оказали непосредственное влияние на становление китайского государства.

     Основу  военной силы чжоусцев составляли воины-полупрофессионалы, входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и лагерях. Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их хозяйственную базу. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в распоряжении вана. Должности командующих группой  армий передавались по наследству.16

     Воинские  повинности в империи Цинь существовали наряду со строительными и гужевыми. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в  году служить в ополчении по месту  жительства. На охрану государственных  границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся  чиновники, преступники, потерявшие свободу  за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь  свободные земледельцы.

     Постепенно  формировалась и постоянная армия, находящаяся на содержании казны. Она  состояла из телохранителей императора, частей, охранявших столицу. На эти  части, численность которых в 140 году до н.э. достигала 20 тыс. человек, возлагались  и полицейские функции. Так, поимка бандитов и разбойников была обязанностью военного ведомства. Начальник императорской  гвардии, телохранитель вана, занимал  важное место при дворе.

     Суд. Наличие специального судебного  ведомства в империи Цинь во главе  с тинвэем и провинциальных судей свидетельствует об определенном выделении судебных функций из общеадминистративных, которое, однако, проводилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

     Судебное  ведомство («ведомство наказаний») строго следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками и пр. Вместе с тем в ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью. Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности мог адресовать дело в центр, начальнику судебного или другого ведомства. В качестве последней инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. 

     3.2 Период распада  единого государства  (VIII-III вв. до н.  э.)

     С этого времени история древнего Китая может изучаться на основании  большего количества разнообразных  источников, чем те, которые сохранились  от предшествующих до н. э.) периодов китайской  истории. Но проблема социально-экономических  отношений пока не может быть полностью  разрешена ввиду отсутствия специальных  источниковедческих и историко-лингвистических  работ, которые бы позволили точно  определить характер классовых взаимоотношений  и значение отдельных социально-экономических  терминов. Однако работы китайских историков и советских ученых позволяют установить некоторые факты, которые при дальнейшем изучении источников несомненно помогут объяснить своеобразные черты древнекитайского рабовладения в этот период его истории.

     Медленное распространение железа постепенно производит целый переворот в  развитии техники, содействуя появлению  новых и более совершенных  железных орудий. В VII в. до н. э. в княжестве Ци появляется государственная монополия на железо. Начинают применяться железные сошники, что делает труд раба более продуктивным и даёт возможность использовать большее количество рабов в сельском хозяйстве. Однако прочное существование старых сельских общин в значительной степени задерживало процесс развития рабовладельческих отношений. Многие из этих общин, в особенности на периферии страны, жили в условиях примитивного родоплеменного или несколько более развитого семейно-общинного строя. Завоевание обширных соседних территорий китайскими царями и образование ряда независимых княжеств привело к особым, специфическим для древнего Китая формам порабощения целых больших родоплеменных и семейно-общинных групп, которые номинально считались «рабами» государства, а фактически отчасти передавались во владение отдельных аристократов. Поэтому некоторые термины, служившие для обозначения свободных общинников, иногда использовались и для обозначения рабов.17

     С другой стороны, при неразвитости рабовладельческих  отношений существовали различные  градации, переходные стадии от рабовладельческой  зависимости к свободному состоянию, что объясняется как сохранением  домашнего патриархального рабства, так и коллективным порабощением целых общин, наконец, резким различием  между экономически развитыми центральными районами Китая и примитивным  бытом кочевников и земледельцев, населявших обширные окраины Китайского государства Чжоу. Постоянные войны  и перемещения государственных  центров, частые изменения в «облачной  сфере политики» приводили к  тому, что рабы часто массами освобождались, а свободные, наоборот, попадали в  рабство, хотя производственная структура  общин, основанная на натуральном хозяйстве, как правило, оставалась неизменной. С этим связана в конечном счете текучесть форм рабовладения и неточность социальных терминов древнего Китая. Словом «чэнь» обычно обозначали понятия «слуга», «раб» в частности «домашний раб». Слово «минь» обычно обозначало в своей совокупности весь трудовой «народ», возможно общинников, находящихся в тяжёлых условиях почти рабской зависимости.

     Некоторые данные, сохранившиеся в социально-политическом трактате философа Мэн-цзы (IV-III вв. до н. э.), характеризуют хозяйственный и общественный строй этого времени. Упорные войны, которые вели между собой в борьбе за преобладание и господство отдельные княжества, тяжелым бременем ложились на трудовые массы народа.

     «Многочисленные армии отправляются в путь вместе с правителем (служа ему охраной) и поглощают все продукты. Голодающие не находят себе пищи; те, которые  могут работать, не находят более  покоя. Теперь одни лишь злобные взгляды, хор проклятий! И тогда в сердцах  народа рождается лишь глубокая ненависть. Он сопротивляется приказам (царя), которые  предписывают угнетать народ».

     Развитие  сельского хозяйства и ремесла, в значительной степени основанного на широко распространенном рабстве, привело к дальнейшему росту торгового обмена, к появлению торговых городов и выделению купечества. Однотипные памятники материальной культуры, найденные в различных районах Китая к северу и к югу от Хуанхэ, свидетельствуют о возникновении более или менее заметного товарного производства. И. В. Сталин указал на то, что товарное производство «существовало при рабовладельческом строе и обслуживало его».

     В политико-экономическом трактате Гуаньцзы сохранились рассуждения о значении рынка и регулировании цен  на товары. Автор, проявляя значительный интерес к торговле, говорит о  купцах, как об особом сословии народа, подчеркивая большую политическую и экономическую осведомлённость людей, «связанных с рынком». Особенно показательно для этой эпохи значительное развитие ростовщичества, которое в те времена обследовалось специальными чиновниками. Ко времени образования Циньского государства появляется особый слой «богачей», которые владели крупными земельными поместьями и принимали живейшее участие в торговле. Китайские источники сообщают, что богачей в то время было так много, что Цинь Ши Хуан-ди для развития торговли в своей столице переселил туда 120 тыс. семей таких богачей. Весьма возможно, что эта цифра сильно преувеличена. Развитие торговли и ростовщичества приводило к обострению классовых противоречий. В целях предотвращения резких вспышек классовой борьбы выдвигались проекты социальных реформ, которые имели своей целью оградить интересы правящего класса аристократии и главным образом средних зажиточных слоев торговцев от возможных социальных потрясений.18

     В IV в. до н. э. в княжестве Цинь был проведен ряд реформ, направленных на то, чтобы разрушить древнее общинное землепользование и всячески укрепить крупное аристократическое землевладение. Эти реформы были проведены циньским сановником Шан Яном. Земельная реформа заключалась в том, что была введена неограниченная частная собственность на землю и была полностью разрешена свободная продажа и купля земли. Согласно налоговой реформе Шан Яна прежний налог с урожая был заменен налогом на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. Наконец, специальная административная реформа предусматривала полицейский контроль за всем населением страны, которое было строго разделено на определённые мелкие ячейки. Одновременно с этим принимался ряд мер к тому, чтобы расширить посевную площадь и привлечь в страну земледельческое население, что было необходимо для поднятия уровня земледельческого хозяйства.

     Обострение  классовых противоречий создавало  реальную угрозу для существования  и дальнейшего обогащения правящего класса - рабовладельческой аристократии. Попытки социальных реформ не могли ослабить напряжения классовой борьбы. Рост аристократического землевладения, развитие торговли и необходимость сохранения ирригационной сети, а также необходимость защиты страны от кочевников требовали восстановления сильного централизованного государства и создания прочного и единого для всей страны государственного аппарата. В связи с этим уже в философских трудах VI в. до н. э. формулируются твёрдые принципы государственного управления и указывается на необходимость восстановления деспотии после периода временной смуты и внутренней борьбы. Так, в книге философа Мэн-цзы даётся яркая характеристика сильной деспотической власти. Мэн-цзы рекомендовал установить государственный контроль над земледелием, а императорам советовал в частности осуществлять крупное ирригационное строительство для поднятия сельского хозяйства.

     В IV в. до н. э. княжество Цинь становится наиболее сильным среди всех остальных  крупных княжеств. В течение целого столетия князья, стоявшие во главе  княжества Цинь, ведут упорную  борьбу за преобладание и господство во всем Китае.

     3.3  Основные черты  права Древнего  Китая

     Если  верить преданиям, уже в X в. до н. э. чжоуским Муваном было разработано уложение о наказаниях. Эта кодификация  насчитывала якобы 3000 статей. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности, Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и  закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Информация о работе Государственный строй Древнего Китая