Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить историю и провести анализ государственного строя в Древнем Китае.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) изучить историю развития Древнего Китая, проанализировать историческое развитие этой древней страны;
2) выяснить, какие периоды входят в историю развития Древнего Китая, изучить их особенности;
3) разобраться, какой преобладал государственный строй в Древнем Китае, выявить особенности и приоритеты развития.
Введение 4
Глава 1 История Древнего Китая 7
Сословно-классовое деление в Древнем Китае 9
Историография 12
Глава 2 Периоды развития Древнего Китая 16
2.1 Государство Шан-Инь 16
2.2 Государство Чжоу 18
2.3 Государство Цинь 22
2.4 Государство Хань 23
Глава 3 Государственный строй Древнего Китая 26
3.1 Местное управление 32
3.2 Период распада единого государства (VIII-III вв. до н.э.) 34
3.3 Основные черты права Древнего Китая 38
Заключение 41
Список использованных источников
В
империи существовало особое ведомство
обрядов, руководимое верховным
жрецом. Унифицированный ритуал должен
был служить социальному
Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они были «азами и ушами» императора в каждом округе, контролировали работу всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления.
Глава
ведомства Сельского хозяйства
был своеобразным верховным казначеем,
ответственным за поступления в
государственную казну налогов,
откупных платежей за трудовые повинности,
доходов от государственных монополий
на соль и железо. Он контролировал также
расходы на содержание чиновничества
и армии.
3.1 Местное управление
Государственные
формы эксплуатации податного крестьянства
требовали установления четкого
административно-
Циньско-ханьский
Китай делился на области или округа,
те - на уезды, уезды - на волости, а волости
- на общины - низшие административно-
Община, несмотря на разрушение общинного землевладения, продолжала играть роль относительно обособленной единицы. Руководство общиной осуществляли староста и «отцы-старейшины». Низший административный персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав чиновничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью, вплоть до мобилизации общинников-крестьян для защиты общинной территории. Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин (саньлао).
Бюрократический контроль распространялся и на органы местного самоуправления. Система взаимной слежки, ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую работу подчиненных им чиновников.
Армия. Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Войны, в частности завоевание чжоусцами значительных территорий шаньско-иньской эпохи, оказали непосредственное влияние на становление китайского государства.
Основу
военной силы чжоусцев составляли воины-полупрофессионалы,
входившие в армейские группы
и размещенные в военных
Воинские повинности в империи Цинь существовали наряду со строительными и гужевыми. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. На охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники, потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь свободные земледельцы.
Постепенно формировалась и постоянная армия, находящаяся на содержании казны. Она состояла из телохранителей императора, частей, охранявших столицу. На эти части, численность которых в 140 году до н.э. достигала 20 тыс. человек, возлагались и полицейские функции. Так, поимка бандитов и разбойников была обязанностью военного ведомства. Начальник императорской гвардии, телохранитель вана, занимал важное место при дворе.
Суд. Наличие специального судебного ведомства в империи Цинь во главе с тинвэем и провинциальных судей свидетельствует об определенном выделении судебных функций из общеадминистративных, которое, однако, проводилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.
Судебное
ведомство («ведомство наказаний») строго
следило за применением уголовных законов.
Все дела о наиболее тяжких преступлениях
проходили через его руки, особенно дела,
связанные с превышением власти чиновниками
и пр. Вместе с тем в ханьском Китае почти
все административные органы обладали
судебной властью. Пресечение злоупотреблений
чиновников возлагалось также на представителя
верховного цензора в провинциях. Низшим
судом по гражданским делам была уездная
администрация. Если в уезде дело не было
разрешено, оно направлялось губернатору
провинции, который в случае его сложности
мог адресовать дело в центр, начальнику
судебного или другого ведомства. В качестве
последней инстанции выступал сам император,
который мог непосредственно разбирать
судебные дела.
3.2 Период распада единого государства (VIII-III вв. до н. э.)
С
этого времени история древнего
Китая может изучаться на основании
большего количества разнообразных
источников, чем те, которые сохранились
от предшествующих до н. э.) периодов китайской
истории. Но проблема социально-экономических
отношений пока не может быть полностью
разрешена ввиду отсутствия специальных
источниковедческих и историко-лингвистических
работ, которые бы позволили точно
определить характер классовых взаимоотношений
и значение отдельных социально-
Медленное распространение железа постепенно производит целый переворот в развитии техники, содействуя появлению новых и более совершенных железных орудий. В VII в. до н. э. в княжестве Ци появляется государственная монополия на железо. Начинают применяться железные сошники, что делает труд раба более продуктивным и даёт возможность использовать большее количество рабов в сельском хозяйстве. Однако прочное существование старых сельских общин в значительной степени задерживало процесс развития рабовладельческих отношений. Многие из этих общин, в особенности на периферии страны, жили в условиях примитивного родоплеменного или несколько более развитого семейно-общинного строя. Завоевание обширных соседних территорий китайскими царями и образование ряда независимых княжеств привело к особым, специфическим для древнего Китая формам порабощения целых больших родоплеменных и семейно-общинных групп, которые номинально считались «рабами» государства, а фактически отчасти передавались во владение отдельных аристократов. Поэтому некоторые термины, служившие для обозначения свободных общинников, иногда использовались и для обозначения рабов.17
С
другой стороны, при неразвитости рабовладельческих
отношений существовали различные
градации, переходные стадии от рабовладельческой
зависимости к свободному состоянию,
что объясняется как
Некоторые
данные, сохранившиеся в социально-
«Многочисленные армии отправляются в путь вместе с правителем (служа ему охраной) и поглощают все продукты. Голодающие не находят себе пищи; те, которые могут работать, не находят более покоя. Теперь одни лишь злобные взгляды, хор проклятий! И тогда в сердцах народа рождается лишь глубокая ненависть. Он сопротивляется приказам (царя), которые предписывают угнетать народ».
Развитие сельского хозяйства и ремесла, в значительной степени основанного на широко распространенном рабстве, привело к дальнейшему росту торгового обмена, к появлению торговых городов и выделению купечества. Однотипные памятники материальной культуры, найденные в различных районах Китая к северу и к югу от Хуанхэ, свидетельствуют о возникновении более или менее заметного товарного производства. И. В. Сталин указал на то, что товарное производство «существовало при рабовладельческом строе и обслуживало его».
В
политико-экономическом
В IV в. до н. э. в княжестве Цинь был проведен ряд реформ, направленных на то, чтобы разрушить древнее общинное землепользование и всячески укрепить крупное аристократическое землевладение. Эти реформы были проведены циньским сановником Шан Яном. Земельная реформа заключалась в том, что была введена неограниченная частная собственность на землю и была полностью разрешена свободная продажа и купля земли. Согласно налоговой реформе Шан Яна прежний налог с урожая был заменен налогом на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. Наконец, специальная административная реформа предусматривала полицейский контроль за всем населением страны, которое было строго разделено на определённые мелкие ячейки. Одновременно с этим принимался ряд мер к тому, чтобы расширить посевную площадь и привлечь в страну земледельческое население, что было необходимо для поднятия уровня земледельческого хозяйства.
Обострение классовых противоречий создавало реальную угрозу для существования и дальнейшего обогащения правящего класса - рабовладельческой аристократии. Попытки социальных реформ не могли ослабить напряжения классовой борьбы. Рост аристократического землевладения, развитие торговли и необходимость сохранения ирригационной сети, а также необходимость защиты страны от кочевников требовали восстановления сильного централизованного государства и создания прочного и единого для всей страны государственного аппарата. В связи с этим уже в философских трудах VI в. до н. э. формулируются твёрдые принципы государственного управления и указывается на необходимость восстановления деспотии после периода временной смуты и внутренней борьбы. Так, в книге философа Мэн-цзы даётся яркая характеристика сильной деспотической власти. Мэн-цзы рекомендовал установить государственный контроль над земледелием, а императорам советовал в частности осуществлять крупное ирригационное строительство для поднятия сельского хозяйства.
В IV в. до н. э. княжество Цинь становится наиболее сильным среди всех остальных крупных княжеств. В течение целого столетия князья, стоявшие во главе княжества Цинь, ведут упорную борьбу за преобладание и господство во всем Китае.
3.3 Основные черты права Древнего Китая
Если верить преданиям, уже в X в. до н. э. чжоуским Муваном было разработано уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности, Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.