Государственная регистрация юридических лиц в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Известно, что появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права, т.е. усложнением социальной организации общества, развитием производственных отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 5
1.1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 5
1.2. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 8
1.3. ВИДЫ И ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 12
1.4. ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 12
2. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 15
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И УЧЕТНОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ФИЛИАЛОВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ. 15
2.2. ПОНЯТИЕ И ОРГАНЫ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И УЧЕТНОЙ РЕГИСТРАЦИИ ФИЛИАЛОВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ. 16
2.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СОЗДАВАЕМОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 16
2.4. УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 17
2.5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ПРИНЦИПУ «ОДНОГО ОКНА». ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОЦЕДУРЕ РЕГИСТРАЦИИ (ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ И СТАТИСТИКИ, НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ). 19
2.6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, СОЗДАННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ. 21
2.7. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 22
2.8. РЕГИСТРАЦИИ ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 23
2.9. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 24
3. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 26
3.1. РЕГИСТРАЦИОННЫЙ СБОР 26
3.2. СРОКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ 27
3.3. ОТКАЗ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованной литературы: 30

Работа содержит 1 файл

KR po urlicam.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

     1.2. Правоспособность юридического лица

 

     Поскольку юридическое лицо является участником имущественных и личных неимущественных  правоотношений, оно наделено гражданской  правоспособностью. Правоспособность юридического лица (как и физического) лица – это его способность приобретать права и обязанности в различных сферах общественной жизни.

     Правоспособность  юридического лица возникает в момент создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Правоспособность юридического лица в сфере деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии и прекращается в момент ее изъятия, истечения срока действия или признания недействительной в установленном законодательными актами порядке.1

     Поскольку гражданские права и обязанности  возникают в результате юридических  фактов, прежде всего сделок, совершаемых  юридическими лицами, содержание и  границы правоспособности во многом определяются кругом сделок, какие вправе совершать юридические лица.

     Прежде  действовавшее законодательство запрещало  всем юридическим лицам совершать  не разрешенные им сделки, то есть сделки, не соответствующие уставным целям  их деятельности (ст. 27 ГК КазССР). Нарушение данного правила вело к недействительности подобных сделок (ст. 48 прежнего ГК). Общепринятым поэтому было мнение, что юридические лица в отличие граждан, обладавших общей правоспособностью, наделялись правоспособностью специальной.

     Новый ГК РК, следуя общим современным тенденциям развития гражданского законодательства, закрепил почти за всеми коммерческими организациями иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых, не запрещенных законом, видов деятельности, т.е. общую и равную правоспособность. Исключения допускаются лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

     Иное  положение с некоммерческими  юридическими лицами. Поскольку они  вправе совершать лишь то, что предусмотрено  их уставами, их правоспособность является специальной. Так, например, государственные учреждения или общественные объединения не должны иметь широких возможностей для занятия коммерческой деятельностью, поскольку они создавались для достижения совсем других целей.

     В особом положении находятся государственные предприятия. Предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения, обладают узкой правоспособностью, нежели та, которой обладают негосударственные коммерческие юридические лица (права и обязанности предусмотрены ст. 200 ГК РК и Законом РК «О государственном предприятии»).

     Предприятия же, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления (казенные предприятия), создаются для осуществления  лишь определенных видов деятельности и поэтому должны признаваться субъектами со специальной правоспособностью (Закон «О государственном предприятии»).

     Правоспособность юридического лица условно разделена на:

     1) Основную, которая возникает в момент создания юридического лица, и прекращается в момент завершения его ликвидации.

     2) Дополнительную, которая возникает  на основании лицензии, и прекращается  при её изъятии, истечении срока  действия, признания недействительной.

     Основная  правоспособность возникает на основании  акта, подтверждающего получение  организацией статуса юридического лица. Таким актом является свидетельство о государственной регистрации, выдаваемое органами юстиции2.

     Сходный порядок действует в Российской Федерации, где организация обретает статус юридического лица с даты ее государственной регистрации. Основным законодательным актом в РК, регулирующим эти вопросы является Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», в статье 18 которого закреплено, что «Не допускается деятельность в качестве юридического лица без государственной регистрации. Доходы, полученные от деятельности без государственной регистрации, изымаются в доход республиканского бюджета в соответствии с законодательством Республики Казахстан.».

     Таким образом, доходы от деятельности не правоспособной организации получает государство, что заставляет более серьёзно относиться к приобретению правоспособности.

     Осуществление тех видов предпринимательства, для которых требуется специальное разрешение государства (лицензия), возможно лишь с момента его получения и до истечения срока его действия и не зависит от наличия или отсутствия соответствующей записи в учредительных документах юридического лица. Поэтому коммерческой организации не может быть отказано в выдаче соответствующей лицензии только на том основании, что данный вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами. Перечень лицензируемых видов деятельности должен определяться законом. Вместе с тем государственное лицензирование отдельных видов деятельности означает, что коммерческие организации, не имеющие соответствующей лицензии, не вправе заниматься такой деятельностью, и потому также можно говорить об известном ограничении содержания их общей правоспособности.

     Необходимость лицензирования некоторых видов  деятельности требует уточнения времени возникновения и прекращения правоспособности юридических лиц, а также определения ее границ.

     Способы возникновения юридического лица традиционно  подразделяются на три типа: нормативно-явочный, разрешительный и распорядительный.

     Нормативно-явочный  порядок предусматривает наделение организации правами юридического лица на основании закона специальным государственным (или международным) органом путем явочной регистрации и занесения в особый регистр (реестр). При этом регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации создаваемой организации при отсутствии нарушений установленных требований. В настоящее время нормативно-явочный способ является базисным. Именно так возникает большинство коммерческих организаций, в частности в Казахстане, России и других странах СНГ и Балтии, а в некоторых странах, например в Швейцарской Конфедерации, этот способ применяется даже для регистрации учреждений.

     Разрешительным  порядком является, когда для регистрации банков, финансовых компаний (кредитных товариществ), страховых, медицинских и многих других специализированных организаций, помимо пакета учредительных документов, требуется разрешение государственного (контролирующего) органа или лицензия.

     Так, например, для создания юридического лица, предметом которого является банковская или страховая деятельность, требуется разрешение Национального банка РК на его открытие. Антимонопольный комитет в пределах своих полномочий вправе давать заключение на создание субъектов рынка, если это приводит к появлению хозяйствующих субъектов, доля которых на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%3 .

     Прекращение юридического лица, как в России, так и в Казахстане закон связывает  с его исключением из единого  государственного регистра (реестра  в РФ).

     Но  права совершать действия, требующие  лицензирования, в содержание основной правоспособности не входят. Лишь после  получения лицензии указанные права  вводятся в содержание правоспособности, расширяя ее границы. При истечении  срока действия лицензии, признании ее недействительной, ее досрочном прекращении, отзыве либо приостановлении ее действия содержание правоспособности юридического лица возвращается в его прежние общие границы.

     Важным  моментом в рассмотрении правосубъектности  юридического лица, является вопрос её осуществления.

     В соответствии со статьей 37 ГК дееспособность юридического лица (т. е. способность  осуществлять свои права и обязанности) реализуется действиями органов юридических лиц, а в предусмотренных законодательными актами случаях также через своих участников и представителей.

     К органам юридического лица относятся  должностные лица и коллективные звенья юридического лица, уполномоченные законодательством или учредительными документами решать вопросы, определяющие правовое положение юридического лица, а также выступать от имени юридического лица перед другими субъектами и органами государства.

     Орган юридического лица не является самостоятельным  субъектом права. Поэтому он лично (если это физическое лицо), действуя в качестве органа, не приобретает для себя никаких прав и обязанностей. Таковые непосредственно приобретает юридическое лицо. В связи с чем, смена конкретных физических лиц, осуществляющих функции органа юридического лица, а также реорганизация самих органов не влекут за собой изменения или прекращения тех прав и обязанностей, которые уже приобретены юридическим лицом через действия органов

     Органы  юридического лица могут быть индивидуальными (директор, президент, управляющий) либо коллективными (коллегиальными).

     Органы юридического лица играют решающую роль в вопросах его дееспособности. Хотя по общему правилу, закреплённому в п.4 ст. 44 ГК РК «Юридическое лицо несет ответственность перед третьими лицами по обязательствам, принятым органом юридического лица с превышением его полномочий, установленных учредительными документами…», важным моментом является определение компетенции органа юридического лица. Даная дефиниция подкрепляется тем аргументом, что указанное общее правило имеет исключения одно из которых закреплено в п.11 ст.159 ГК РК: «Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными настоящим Кодексом, иными законодательными актами или учредительными документами, либо с нарушением уставной компетенции его органа, может быть признана недействительной по иску собственника имущества юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о таких нарушениях». Вторым исключением из общего правила является случай, когда физическое лицо, которое хотя и является сотрудником органа юридического лица, но в свободное от своих функциональных обязанностей время может приобретать для себя лично права и обязанности.

     Для юридических лиц, сохраняющих целевую  правоспособность по прямому указанию закона (некоммерческих организаций, государственных предприятий, банков и страховых компаний), возможно совершение лишь таких действий (сделок), которые соответствуют установленным учредительными документами целям деятельности. Специального оповещения контрагентов об этом не требуется (знание ими действующего закона предполагается), а потому сделки, выходящие за указанные пределы, считаются недействительными вне зависимости от того, знали ли они о таких ограничениях (ст.159 ГК РК).

     Прекращение правоспособности юридического лица наступает:

     - в момент завершения его ликвидации – в момент внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц;

     - по истечении срока действия лицензии. 4

     1.3. Виды и формы юридических лиц

 

     Все юридические лица делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие (ст. 34 ГК РК). Они различаются по той цели, которую преследует их деятельность. Для первых характерна цель извлечения прибыли, для вторых - эта цель как основная исключена. Предпринимательская деятельность возможна для них лишь постольку, поскольку это служит тем непосредственным целям, для достижения которых они созданы.

     Юридические лицо, являющееся коммерческой организацией может быть создано только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива.

     Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может быть создано в форме  учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, общественного фонда, религиозного объединения и иной форме, предусмотренной законодательными актами.

     ГК  определяет исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться коммерческие юридические лица. Необходимость такой организационно-правовой четкости вызвана стремлением предпринимателей создавать различные нестандартные и комбинированные экономические образования (например, фирма, корпорация, трест, трастовая компания, концерн, холдинг и т.п.) без точной характеристики их организационно-правовой формы. Поскольку права, обязанности, внутренняя структура, компетенция органов и обязанности по обязательствам во многом зависят от организационно-правовой формы, особенности которой, как правило, определяются «своим законом», создание «бесформенных» юридических лиц затрудняет определение их подлинного юридического статуса.

Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц в Казахстане