Глобальные проблемы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

Одной из характерных особенностей со­временного мирового развития является возрастание масштабности процессов, происходящих в экономической, полити­ческой и духовной сферах, усиливающая­ся их интернационализация, превращение их в процессы глобальные, то есть затраги­вающие человечество в целом и каждого человека в отдельности. Марксизм-лени­низм впервые выявил эти тенденции, обосновав ведущие направления их раз­вития в эпоху перехода от капитализма к социализму. Глобальные проблемы, кон­центрируя в себе противоречия и слож­ности современного прогресса цивилиза­ции, вскрывают новые противоречия в международном развитии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава I.
Глобальные проблемы и судьбы человечества…………………………..
4
Глава II.
Человек и его будущее как глобальная проблема современности ……
12
Заключение…………………………………………………………………….
24
Список использованной литературы...………………………
25

Работа содержит 1 файл

Глобальные проблемы и судьбы человечества.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

В современных условиях большое зна­чение приобретает экологическое вос­питание человека, то есть формирование у него определенных норм поведения в отношении к природной среде, стремле­ния к гармонии с ней, к оптимизации био­сферы на благо человека. Стереотипы сознания, закрепляющие чисто потре­бительские и «завоевательские» подхо­ды к природе, все больше будут вытес­няться установками, ориентирующими человека на сохранение и разумное куль­тивирование природной среды, регенерационные возможности которой; как оказалось, не являются беспредельными.

Весьма серьезной проблемой (и чем дальше, тем больше) становится демо­графическое воспитание человека, бо­лее четкое осознание им принципов и норм семейно-брачных отношений, обя­занностей в отношении рождения и вос­питания детей. Без этого невозможно успешное проведение активной демо­графической политики, основанной на гуманистических принципах.

В комплексе черт нового человека коммунистического общества опреде­ленное место будут занимать и научные представления медико-генетического порядка, которые общество обязано культивировать, заботясь о здоровье на­рода. Важное значение в этой связи при­обретают проблемы медико-генетиче­ского просвещения молодежи, что предполагает развертывание сети консуль­тационных пунктов, создание популяр­ных книг по этим проблемам и пр.

Подготовить человека к жизни в об­ществе, каким оно будет завтра, означа­ет, по-видимому, не только дать ему оп­ределенную общекультурную и профессиональную подготовку. Главное здесь — сформировать деятельную и мыслящую личность, воспитать определенные нрав­ственные принципы, выработать актив­ную жизненную позицию, сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела как повседневную норму поведения, уважение к человеку и вместе с тем нетерпимость ко всякому злу и его носителям, умение смело и принци­пиально следовать своей «жизненной ли­нии», высоким идеалам и целям.

Речь идет, следовательно, о действу­ющей морали, когда принципы нравственности вытекают из потребностей индивида, становятся по­вседневной нормой его поведения. Следуя этим нормам, человек выполняет свой общественный долг, осознавая свою со­циальную ответственность. Вместе с тем он свободен, если нормы его нравствен­ности совпадают с тем, что способствует становлению и развитию истинно челове­ческих, то есть отноше­ний между людьми. И тогда человек осознает себя как человек чести, подчиняющий свою жизнь свободно выбираемым им высшим принципам и целям. «Идея детерминизма, - отмечал В. И. Ле­нин, - устанавливая необходимость че­ловеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести челове­ка, ни оценки его действий»[12].

Нравственная философия человека коммунистического будущего — челове­ка «с высокой душой» - включает все эти основные принципы морали, исходя­щие из разума, совести, оценки действий человека, и вместе с тем подчеркивает их совпадение с общечеловеческим идеалом, утверждавшимся на протяжении веков в самой жизни и получавшим выражение в произведениях философии, литературы и искусства, лучшие из которых всегда были пронизаны высоким нравственным пафосом, любовью к человеку, сострада­нием к нему и одновременно звали к борьбе за торжество справедливости, разума и гуманизма. И это одно из самых главных, величайших завоеваний челове­ческого духа.

Пафос реального, гуманизма пронизывает самые основы образа жизни и культуры, побуждает к развитию, выражая стремление общества и человека к постоянному нравственно­му совершенствованию, идеалом которо­го является для нас человек будущего.

Этот идеал человека прочерчивает ре­альную перспективу, поскольку он опира­ется на объективные тенденции историче­ского развития и является результатом их научного анализа. Вместе с тем он пред­восхищает многое из того, над, чем билась человеческая мысль на протяжении тыся­челетий. И в этом смысле идеал человека оказывает стимули­рующее воздействие на реальную прак­тику сегодняшнего человека, его устрем­ления и поступки. И чем дальше, тем больше человечество будет вдохновлять­ся именно этим идеалом и все решитель­нее следовать ему в своем движении «впе­ред и выше».

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мы живем в обществе зрелого, разви­того социализма и строим общество буду­щего. Естественно, наш взгляд на нынешнюю ситуацию более оптимистичен: не отрицая признаков эко­логического кризиса, разделяя с разви­тыми промышленными странами и блага, и отрицательные последствия научно-технической революции, мы ясно видим выход из сложившегося положения. То, что западные философы туманно называют «улучшением человеческого каче­ства», не указывая никаких конкретных путей к этому, кроме всеобщего просве­щения и образования, для нас связано с реализацией вполне конкретной про­граммы действий.

Плодотворное сотрудничество пред­ставителей естественных, технических и общественных наук лежит в основе по­зитивного научного решения всей систе­мы глобальных проблем современной цивилизации, в том числе проблемы оп­тимизации и охраны природы на уровне современных достижений НТР. Несом­ненна всевозрастающая роль географи­ческой науки в этом процессе. Дальней­шее развитие должны получить социо-культурные исследования, в том чис­ле и в географическом контексте, что имеет существенное значение не только в географии, но и во всех системах наук о природе и обществе.

Для научного и практического разре­шения глобальных проблем требуются классовый подход, высокая степень со­циальной и гуманистической ответствен­ности. Именно эти принципы отвечают фундаментальности глобальных проблем.

Конечно, в последние годы предпри­нимались определенные шаги, направ­ленные на решение глобальных про­блем, — прежде всего в мире социализ­ма, а также и в западном, капиталисти­ческом мире. Результаты, достигнутые в этих двух случаях, весьма различные. И эти различия ясно показывают: соци­ально-экономические факторы играют в данном процессе важнейшую, если не решающую роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.       Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, т.4, т.42, т.46.

2.       Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.1, т.2.

3.       Загладин В.В., Фролов И.Т., Бромлей Ю.В., Максаковский В.П., Пучков П.И. Страны и народы Земля и человечество. Глобальные проблемы. М.:Мысль,1990.

 

 

 

 

 

2

 



[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.II, с.222

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.162

[3] См.  Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с.164

[4] Там же с.92

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 116.

 

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 554.

[7] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч.I, с.18

[8] Маркс  К.,   Энгельс  Ф. Соч. т. 2, с. 145

[9]Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 159

[10] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.II, с.221

[11] Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.2, с.485

[12] Ленин В. И Поли. собр. соч.. т. 1. с. 159.


Информация о работе Глобальные проблемы современности