Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:24, контрольная работа
Одной из характерных особенностей современного мирового развития является возрастание масштабности процессов, происходящих в экономической, политической и духовной сферах, усиливающаяся их интернационализация, превращение их в процессы глобальные, то есть затрагивающие человечество в целом и каждого человека в отдельности. Марксизм-ленинизм впервые выявил эти тенденции, обосновав ведущие направления их развития в эпоху перехода от капитализма к социализму. Глобальные проблемы, концентрируя в себе противоречия и сложности современного прогресса цивилизации, вскрывают новые противоречия в международном развитии.
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава I.
Глобальные проблемы и судьбы человечества…………………………..
4
Глава II.
Человек и его будущее как глобальная проблема современности ……
12
Заключение…………………………………………………………………….
24
Список использованной литературы...………………………
25
В современных условиях большое значение приобретает экологическое воспитание человека, то есть формирование у него определенных норм поведения в отношении к природной среде, стремления к гармонии с ней, к оптимизации биосферы на благо человека. Стереотипы сознания, закрепляющие чисто потребительские и «завоевательские» подходы к природе, все больше будут вытесняться установками, ориентирующими человека на сохранение и разумное культивирование природной среды, регенерационные возможности которой; как оказалось, не являются беспредельными.
Весьма серьезной проблемой (и чем дальше, тем больше) становится демографическое воспитание человека, более четкое осознание им принципов и норм семейно-брачных отношений, обязанностей в отношении рождения и воспитания детей. Без этого невозможно успешное проведение активной демографической политики, основанной на гуманистических принципах.
В комплексе черт нового человека коммунистического общества определенное место будут занимать и научные представления медико-генетического порядка, которые общество обязано культивировать, заботясь о здоровье народа. Важное значение в этой связи приобретают проблемы медико-генетического просвещения молодежи, что предполагает развертывание сети консультационных пунктов, создание популярных книг по этим проблемам и пр.
Подготовить человека к жизни в обществе, каким оно будет завтра, означает, по-видимому, не только дать ему определенную общекультурную и профессиональную подготовку. Главное здесь — сформировать деятельную и мыслящую личность, воспитать определенные нравственные принципы, выработать активную жизненную позицию, сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела как повседневную норму поведения, уважение к человеку и вместе с тем нетерпимость ко всякому злу и его носителям, умение смело и принципиально следовать своей «жизненной линии», высоким идеалам и целям.
Речь идет, следовательно, о действующей морали, когда принципы нравственности вытекают из потребностей индивида, становятся повседневной нормой его поведения. Следуя этим нормам, человек выполняет свой общественный долг, осознавая свою социальную ответственность. Вместе с тем он свободен, если нормы его нравственности совпадают с тем, что способствует становлению и развитию истинно человеческих, то есть отношений между людьми. И тогда человек осознает себя как человек чести, подчиняющий свою жизнь свободно выбираемым им высшим принципам и целям. «Идея детерминизма, - отмечал В. И. Ленин, - устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий»[12].
Нравственная философия человека коммунистического будущего — человека «с высокой душой» - включает все эти основные принципы морали, исходящие из разума, совести, оценки действий человека, и вместе с тем подчеркивает их совпадение с общечеловеческим идеалом, утверждавшимся на протяжении веков в самой жизни и получавшим выражение в произведениях философии, литературы и искусства, лучшие из которых всегда были пронизаны высоким нравственным пафосом, любовью к человеку, состраданием к нему и одновременно звали к борьбе за торжество справедливости, разума и гуманизма. И это одно из самых главных, величайших завоеваний человеческого духа.
Пафос реального, гуманизма пронизывает самые основы образа жизни и культуры, побуждает к развитию, выражая стремление общества и человека к постоянному нравственному совершенствованию, идеалом которого является для нас человек будущего.
Этот идеал человека прочерчивает реальную перспективу, поскольку он опирается на объективные тенденции исторического развития и является результатом их научного анализа. Вместе с тем он предвосхищает многое из того, над, чем билась человеческая мысль на протяжении тысячелетий. И в этом смысле идеал человека оказывает стимулирующее воздействие на реальную практику сегодняшнего человека, его устремления и поступки. И чем дальше, тем больше человечество будет вдохновляться именно этим идеалом и все решительнее следовать ему в своем движении «вперед и выше».
Заключение
Мы живем в обществе зрелого, развитого социализма и строим общество будущего. Естественно, наш взгляд на нынешнюю ситуацию более оптимистичен: не отрицая признаков экологического кризиса, разделяя с развитыми промышленными странами и блага, и отрицательные последствия научно-технической революции, мы ясно видим выход из сложившегося положения. То, что западные философы туманно называют «улучшением человеческого качества», не указывая никаких конкретных путей к этому, кроме всеобщего просвещения и образования, для нас связано с реализацией вполне конкретной программы действий.
Плодотворное сотрудничество представителей естественных, технических и общественных наук лежит в основе позитивного научного решения всей системы глобальных проблем современной цивилизации, в том числе проблемы оптимизации и охраны природы на уровне современных достижений НТР. Несомненна всевозрастающая роль географической науки в этом процессе. Дальнейшее развитие должны получить социо-культурные исследования, в том числе и в географическом контексте, что имеет существенное значение не только в географии, но и во всех системах наук о природе и обществе.
Для научного и практического разрешения глобальных проблем требуются классовый подход, высокая степень социальной и гуманистической ответственности. Именно эти принципы отвечают фундаментальности глобальных проблем.
Конечно, в последние годы предпринимались определенные шаги, направленные на решение глобальных проблем, — прежде всего в мире социализма, а также и в западном, капиталистическом мире. Результаты, достигнутые в этих двух случаях, весьма различные. И эти различия ясно показывают: социально-экономические факторы играют в данном процессе важнейшую, если не решающую роль.
Список использованной литературы
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, т.4, т.42, т.46.
2. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.1, т.2.
3. Загладин В.В., Фролов И.Т., Бромлей Ю.В., Максаковский В.П., Пучков П.И. Страны и народы Земля и человечество. Глобальные проблемы. М.:Мысль,1990.
2
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.II, с.222
[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.162
[3] См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с.164
[4] Там же с.92
[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 116.
[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 554.
[7] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч.I, с.18
[8] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 2, с. 145
[9]Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 159
[10] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.II, с.221
[11] Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.2, с.485
[12] Ленин В. И Поли. собр. соч.. т. 1. с. 159.