Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:24, контрольная работа
Одной из характерных особенностей современного мирового развития является возрастание масштабности процессов, происходящих в экономической, политической и духовной сферах, усиливающаяся их интернационализация, превращение их в процессы глобальные, то есть затрагивающие человечество в целом и каждого человека в отдельности. Марксизм-ленинизм впервые выявил эти тенденции, обосновав ведущие направления их развития в эпоху перехода от капитализма к социализму. Глобальные проблемы, концентрируя в себе противоречия и сложности современного прогресса цивилизации, вскрывают новые противоречия в международном развитии.
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава I.
Глобальные проблемы и судьбы человечества…………………………..
4
Глава II.
Человек и его будущее как глобальная проблема современности ……
12
Заключение…………………………………………………………………….
24
Список использованной литературы...………………………
25
Развитие нового общества, задачи, решаемые на современном его этапе, не отменяют эти идеалы, а наполняют их жизненным содержанием, придают им практическую направленность. К тому же люди, наделенные многими качествами, присущими идеалу личности, уже есть и их много. Пусть не у каждого из них эти качества проявляются и равной мере сильно и ярко, но они свидетельствуют о реальности процесса формирования нового человека. Это люди большой творческой, созидательной силы, люди чести, высокой морали и деятельной доброты. Они наследуют и развивают не через гены, а в социальных формах - все лучшее, что создано человечеством на протяжении истории. Черты этого идеала человека будущего мы находим в людях, не только живущих сегодня, но и живших в прошлом, и они напоминают нам о том, как красив и благороден человек, какими должны быть люди завтра. Они воплощают все истинно человеческое в человеке, его подлинные возможности.
Это со всей силой подчеркивает историческую обусловленность, жизненность и перспективность идеала человека. Коммунисты с презрением отвергают, поэтому старые и новые буржуазные мифы, намеренно искажающие идеал человека, приписывающие ему многие отталкивающие черты в духе представлений «казарменного коммунизма» и пр. Коммунистический идеал не имеет с этими домыслами ничего общего, он утверждает истинно гуманистический образ человека во всей полноте его общественных и индивидуальных проявлений; причем он не только не противопоставляется лучшим чертам общечеловеческого идеала, но в исторической перспективе совпадает с ним, как совпадает сама перспектива коммунизма с общей исторической судьбой всего человечества.
Имея перед собой цель, великую историческую перспективу, соотнося с нею актуальные задачи современного развития, социалистическое общество строит свою политику как в экономической и социальной областях, так и в сфере формирования нового человека.
Приступая к решению этой всемирно-исторической задачи, советские коммунисты столкнулись с комплексом новых теоретических проблем, связанных с определением конкретных путей и форм воспитания нового человека, с необходимостью преодоления вековых предрассудков и традиций, культурной отсталости и недоразвитости, униженности людей труда, которые они унаследовали от прошлого. Практика открыла многое, что оказалось непредвиденным в теории; она столкнулась с трудностями, казавшимися ранее легко преодолимыми. В диалектическом взаимодействии теории и практики и развивалась марксистско-ленинская концепция человека в его связи с обществом, идущим по пути к коммунизму, формировался новый человек — продукт этого общественного развития и его главная движущая сила.
Проблема формирования нового человека — центральная во всем деле коммунистического строительства. В конечном счете, от этого зависят все наши успехи и в экономической, и в социальной, и в культурной областях. С другой стороны, формирование нового человека объективно обусловлено уровнем производства, характером труда, социальными отношениями и культурным уровнем людей.
Наша страна, находящаяся на этапе развитого социализма, имеет теперь все возможности для решения социально-экономических, политических и культурно-идеологических задач огромнейшего масштаба, о чем ранее приходилось только мечтать. Формирование нового человека является, поэтому реальной практической задачей, решение которой обеспечивается дальнейшим развитием социалистической экономики и культуры, постоянно возрастающим удовлетворением материальных и духовных потребностей трудящихся, прогрессивными и изменениями в социалистическом образе жизни.
К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что, «какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами». Это значит, что социалистические отношения создают новые условия связи общественного и личного, при которых исчезает противопоставление личности и общества. Оценка личности по ее делам, совершенным для общества, является неотъемлемым атрибутом социалистического образа жизни. Это, однако, не приводит к нивелированию людей, а, наоборот, создает условия для проявления индивидуальности в рамках общества. Социализм все более полно реализует единство всех сфер образа жизни человека, их гуманистическое содержание.
Однако и при социализме возможно проявление определенных противоречий, хотя и неантагонистических, например, между методами, связанными с необходимостью централизованного управления хозяйством, и максимальной реализацией возможностей свободного и всестороннего развития каждой личности. Это может происходить, в частности, при недостаточном согласовании задач оптимального экономического программирования с ценностно сформулированными целями развития человека и условий его жизнедеятельности. Естественно также существенное различие между формами организации производственно-трудовой и внепроизводственной (условно говоря, бытовой) сфер жизнедеятельности людей. Если для первой характерен трудовой коллектив, то для второй — семья, неформальное общение, хотя природа общественных отношений сотрудничества и товарищеской взаимопомощи делает и здесь основное содержание отношений между людьми качественно новым, коллективистским.
Эта принципиальная особенность социалистического образа жизни накладывает свой отпечаток на все сферы общественной жизни при социализме. В каждую из них вносятся высокие гуманные цели, которые соответственно ориентируют и материальное производство, и социальные отношения, и развитие науки и техники, и культуры социалистического общества в целом. В диалектическом взаимодействии этих сфер бытия заключена возможность решения проблемы человека и как главной производительной силы общества, и как социально активной личности, оказывающей существенное влияние на будущее того общества, в котором она живет и действует.
Основная сфера проявления сущностных сил человека — его труд, и, следовательно, одним из важных условий развития человека как работника является преобразование технической основы его трудовой деятельности, повышение ее содержательности, насыщение ее творческими элементами. Этому способствует сама атмосфера общественного производства в условиях социализма. В свое время Ф. Энгельс отмечал, что «общее ведение производства силами всего общества и вытекающее отсюда новое развитие этого производства будет нуждаться в совершенно новых людях и создаст их... Промышленность же, которая ведется сообща и планомерно всем обществом, тем более предполагает людей со всесторонне развитыми способностями....».
Ныне уже ясны основные черты такого преобразования производства, при котором на долю человека останутся функции управления, а центр тяжести рабочего процесса будет все больше переноситься на подготовительную фазу - конструирование, проектирование, планирование, прогнозирование, что, несомненно, связано с развитием творческих способностей человека. В этих условиях возрастает роль инженерного труда, применение в производстве результатов фундаментальных естественных и технических наук. Такая перспектива вырисовывается все реальнее, хотя структура современного производства пока еще далека от этого. Исходя из научно обоснованной перспективы и строится конкретная политика в области экономики и социального развития, в подходе к проблемам формирования нового человека.
В решении этих проблем основополагающее методологическое значение сохраняют теоретические положения К. Маркса. «Сбережение рабочего времени, писал он, — равносильно увеличению свободного времени, то есть времени для того полного развития индивида, которое само, в свою очередь, как величайшая производительная сила обратно воздействует на производительную силу труда. С точки зрения непосредственного процесса производства сбережение рабочего времени можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек»[10].
На первый план в практическом решении данной проблемы выступает систематическая работа по повышению уровня образования и профессиональной квалификации трудящихся, причем рост этого уровня должен опережать по своим темпам внедрение новой техники и технологии. Должны дополнительно стимулироваться и процессы нарастания научно-технического прогресса. Как показывают подсчеты экономистов, подготовка квалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства, образованных и культурных работников материального производства - одна из наиболее выгодных статей вложения материальных ресурсов. От уровня образования и профессиональной квалификации трудящихся, как правило, прямо зависит эффективность их трудовой деятельности, выполнение ими производственных нормативов, повышение качества продукции, их участие в рационализации производства и т. д.
Еще в конце прошлого века В. И. Ленин писал, что «нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания»[11]. В современных условиях это положение особенно актуально. В настоящее время развернута сеть учебных заведений, которые готовят специалистов, сочетающих в себе широкие теоретические знания, высокий уровень профессиональной подготовки, способностью к самостоятельному повышению своего общего и специального образования.
Дальнейшее повышение уровня образования и культуры, профессионального мастерства работников диктуется необходимостью развивать социалистическое производство интенсивными методами – почти целиком за счет повышения производительности труда. Решающее значение в этом деле имеет соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства. Развитие науки как непосредственной производительной силы социалистического общества является одновременно развитием производительных сил самого человека.
Более того, научно-технический прогресс предъявляет новые требования человеку, колоссально повышает роль «человеческого фактора» в материальном производстве в условиях научно-технической революции. Самые продуктивные научные идеи, самые совершенные технологические схемы могут не принести должной «отдачи», если для их осуществления не окажется достаточного количества хорошо подготовленных работников или соответствующих организационных структур. Осуществление действительно научной организации труда предполагает в качестве своего условия уже значительный уровень развития социалистической трудовой дисциплины, навыков коллективизма, нравственных мотивов трудовой деятельности, а не одних только профессиональных качеств. Точнее говоря, в число если не собственно профессиональных, то во всяком случае необходимых качеств социалистического работника входят его общекультурное и нравственное развитие, социальная активность, политическая сознательность.
Указанные качества, мало поддающиеся количественному учету, - важные факторы повышения трудовой активности работников, их творческого отношения к процессам труда, к интересам коллектива, к целям и задачам общественного производства. Именно эти качества «человеческого фактора» в материальном производстве составляют одно из решающих преимуществ социализма по сравнению с капитализмом. Творческое отношение к труду, соответствующая идейно-нравственная атмосфера в трудовых коллективах, органическое соединение действия материальных и моральных стимулов, наиболее полное использование возможностей социалистического соревнования — все это имеет важное значение и при народнохозяйственном планировании, и при разработке комплексных планов социально-экономического развития предприятий, производственных объединений, городов и сел.
Таким образом, поскольку особенностью современного производства и всей жизни социалистического общества является чрезвычайное усиление роли и удельного веса «человеческого фактора», без развития которого невозможно успешное продвижение вперед, все общественно значимые проекты, все меры по развитию хозяйства, развертыванию строительства, подъему культуры, организации общественной жизни должны так или иначе включать в себя в качестве органического элемента проблемы человека, учитывать его реальные возможности и запросы, потребности его развития в условиях, при которых становится возможным раскрытие подлинного богатства человеческой природы. Развитие человека нуждается в такой же основанной на науке и ее рекомендациях планомерности, какую получают при социализме производство и общественная жизнь в целом.
Анализ проблемы развития в условиях научно-технической революции – необходимая предпосылка исследования путей к идеалу человека. Он включает в себя целый комплекс специальных вопросов, имеющих большое самостоятельное значение в теории и практике коммунистического строительства.
Имеются в виду, в частности, проблемы воспитания и образования, проблемы культуры в широком смысле и т. п.
Все более актуальной проблемой становится рациональное использование свободного времени. Теория ясно указывает: решающим моментом для развития личности служит не просто количественное увеличение свободного времени трудящихся, а его качество, его содержание. Свободное время должно служить всестороннему развитию человека, усилению его творческих способностей, духовному и физическому совершенствованию. В этом направлении в нашей стране предпринимаются большие усилия, и здесь уже достигнуто много положительного. Однако, разумеется, есть и ряд нерешенных проблем, связанных как с недостаточным уровнем экономического развития общества, так и с весьма низким порой уровнем культуры, личностного развития отдельных людей. Все это отрицательно сказывается на их образе жизни и поведении, приводит к нарушению норм социалистического общежития.
Научно-технический прогресс, способствуя повышению культуры производства, создает материальные предпосылки для более рационального использования свободного времени, облегчает приобщение трудящихся к вершинам духовной культуры человечества. И здесь наша страна добилась выдающихся результатов. В решении этих задач большую роль играет техника массовых коммуникаций, которая при социализме служит не распространению так называемой «массовой» культуры -- суррогата подлинной культуры, используемого в целях эксплуатации неразвитого восприятия масс, а распространению лучших образцов подлинной, высокой культуры.