Глобальные проблемы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

Одной из характерных особенностей со­временного мирового развития является возрастание масштабности процессов, происходящих в экономической, полити­ческой и духовной сферах, усиливающая­ся их интернационализация, превращение их в процессы глобальные, то есть затраги­вающие человечество в целом и каждого человека в отдельности. Марксизм-лени­низм впервые выявил эти тенденции, обосновав ведущие направления их раз­вития в эпоху перехода от капитализма к социализму. Глобальные проблемы, кон­центрируя в себе противоречия и слож­ности современного прогресса цивилиза­ции, вскрывают новые противоречия в международном развитии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава I.
Глобальные проблемы и судьбы человечества…………………………..
4
Глава II.
Человек и его будущее как глобальная проблема современности ……
12
Заключение…………………………………………………………………….
24
Список использованной литературы...………………………
25

Работа содержит 1 файл

Глобальные проблемы и судьбы человечества.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

Развитие нового общества, задачи, ре­шаемые на современном его этапе, не отменяют эти идеалы, а наполняют их жизненным содержанием, придают им практическую направленность. К тому же люди, наделенные многими качества­ми, присущими иде­алу личности, уже есть и их много. Пусть не у каждого из них эти качества проявляются и равной мере сильно и ярко, но они свидетельствуют о реальности процесса формирования нового человека. Это люди большой творческой, созидатель­ной силы, люди чести, высокой морали и деятельной доброты. Они наследуют и развивают не через гены, а в социаль­ных формах - все лучшее, что создано человечеством на протяжении истории. Черты этого идеала человека будущего мы находим в людях, не только живущих сегодня, но и живших в прошлом, и они напоминают нам о том, как красив и благороден человек, какими должны быть люди завтра. Они воплощают все истинно человеческое в человеке, его подлинные возможности.

Это со всей силой подчеркивает историческую обусловленность, жизненность и перспективность идеала человека. Коммунисты с презрением отвергают, поэтому старые и новые бур­жуазные мифы, намеренно искажающие идеал человека, при­писывающие ему многие отталкивающие черты в духе представлений «казарменного коммунизма» и пр. Коммунистический идеал не имеет с этими домыслами ничего общего, он утверждает истинно гуманистический образ человека во всей полноте его общественных и индивиду­альных проявлений; причем он не только не противопоставляется лучшим чертам общечеловеческого идеала, но в истори­ческой перспективе совпадает с ним, как совпадает сама перспектива коммунизма с общей исторической судьбой всего чело­вечества.

Имея перед собой цель, великую исто­рическую перспективу, соотнося с нею актуальные задачи современного разви­тия, социалистическое общество строит свою политику как в экономической и социальной областях, так и в сфере фор­мирования нового человека.

Приступая к решению этой всемирно-исторической задачи, советские коммуни­сты столкнулись с комплексом новых теоретических проблем, связанных с определением конкретных путей и форм воспитания нового человека, с необходи­мостью преодоления вековых предрассуд­ков и традиций, культурной отсталости и недоразвитости, униженности людей тру­да, которые они унаследовали от прошло­го. Практика открыла многое, что оказа­лось непредвиденным в теории; она столкнулась с трудностями, казавшимися ранее легко преодолимыми. В диалекти­ческом взаимодействии теории и прак­тики и развивалась марксистско-ленин­ская концепция человека в его связи с обществом, идущим по пути к коммуниз­му, формировался новый человек — продукт этого общественного развития и его главная движущая сила.

Проблема формирования нового чело­века — центральная во всем деле комму­нистического строительства. В конечном счете, от этого зависят все наши успехи и в экономической, и в социальной, и в культурной областях. С другой стороны, формирование нового человека объек­тивно обусловлено уровнем производст­ва, характером труда, социальными отно­шениями и культурным уровнем людей.

Наша страна, находящаяся на этапе развитого социализма, имеет теперь все возможности для решения социально-экономических, политических и культур­но-идеологических задач огромнейшего масштаба, о чем ранее приходилось только мечтать. Формирование нового человека является, поэтому реальной практической задачей, решение которой обеспечивается дальнейшим развитием социалистической экономики и культуры, постоянно возрастающим удовлетворени­ем материальных и духовных потребно­стей трудящихся, прогрессивными и изменениями в социалистическом образе жиз­ни.

К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что, «какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами». Это значит, что социалистические отношения создают но­вые условия связи общественного и лич­ного, при которых исчезает противопо­ставление личности и общества. Оценка личности по ее делам, совершенным для общества, является неотъемлемым атри­бутом социалистического образа жизни. Это, однако, не приводит к нивелирова­нию людей, а, наоборот, создает условия для проявления индивидуальности в рам­ках общества. Социализм все более пол­но реализует единство всех сфер образа жизни человека, их гуманистическое со­держание.

Однако и при социализме воз­можно проявление определенных проти­воречий, хотя и неантагонистических, например, между методами, связанными с необходимостью централизованного управления хозяйством, и максимальной реализацией возможностей свободного и всестороннего развития каждой лично­сти. Это может происходить, в частности, при недостаточном согласовании задач оптимального экономического програм­мирования с ценностно сформулирован­ными целями развития человека и усло­вий его жизнедеятельности. Естественно также существенное различие между фор­мами организации производственно-тру­довой и внепроизводственной (условно говоря, бытовой) сфер жизнедеятельно­сти людей. Если для первой характерен трудовой коллектив, то для второй — семья, неформальное общение, хотя природа общественных отношений со­трудничества и товарищеской взаимопо­мощи делает и здесь основное содержание отношений между людьми качественно новым, коллективистским.

Эта принципиальная особенность со­циалистического образа жизни наклады­вает свой отпечаток на все сферы обще­ственной жизни при социализме. В ка­ждую из них вносятся высокие гуманные цели, которые соответственно ориентиру­ют и материальное производство, и социальные отношения, и развитие науки и техники, и культуры социалистического общества в целом. В диалектическом вза­имодействии этих сфер бытия заключена возможность решения проблемы челове­ка и как главной производительной силы общества, и как социально активной лич­ности, оказывающей существенное вли­яние на будущее того общества, в котором она живет и действует.

Основная сфера проявления сущностных сил человека — его труд, и, следовательно, одним из важных условий разви­тия человека как работника является преобразование технической основы его трудовой деятельности, повышение ее содержательности, насыщение ее творческими элементами.    Этому    способствует сама атмосфера общественного производства в условиях     социализма.     В     свое     время Ф. Энгельс отмечал,  что  «общее ведение производства   силами   всего   общества   и вытекающее отсюда новое развитие этого производства   будет   нуждаться   в   совершенно новых людях и создаст  их... Промышленность же, которая ведется сообща и планомерно всем обществом, тем более предполагает  людей со всесторонне развитыми способностями....».

Ныне уже ясны основные черты такого преобразования производства, при котором на долю человека останутся функции управления, а центр тяжести рабочего процесса будет все больше переноситься на подготовительную фазу - конструирование, проектирование, планирова­ние, прогнозирование, что, несомненно, связано с развитием творческих способ­ностей человека. В этих условиях возрас­тает роль инженерного труда, примене­ние в производстве результатов фунда­ментальных естественных и технических наук. Такая перспектива вырисовыва­ется все реальнее, хотя структура совре­менного производства пока еще далека от этого. Исходя из научно обоснованной перспективы и строится конкретная по­литика в области экономики и социаль­ного развития, в подходе к проблемам формирования нового человека.

В решении этих проблем основополагающее методологическое значение сохра­няют теоретические положения К. Мар­кса. «Сбережение рабочего времени, писал он, — равносильно увеличению свободного времени, то есть времени для того полного развития индивида, которое само, в свою очередь, как величайшая производительная сила обратно воздей­ствует на производительную силу труда. С точки зрения непосредственного процесса производства сбережение рабочего вре­мени можно рассматривать как производ­ство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам чело­век»[10].

На первый план в практическом реше­нии данной проблемы выступает система­тическая работа по повышению уровня образования и профессиональной квали­фикации трудящихся, причем рост этого уровня должен опережать по своим темпам внедрение новой техники и техноло­гии. Должны дополнительно стимулиро­ваться и процессы нарастания научно-технического прогресса. Как показывают подсчеты экономистов, подготовка ква­лифицированных специалистов для раз­личных отраслей народного хозяйства, образованных и культурных работников материального производства - одна из наиболее выгодных статей вложения материальных ресурсов. От уровня об­разования и профессиональной квалифи­кации трудящихся, как правило, прямо зависит эффективность их трудовой де­ятельности, выполнение ими производ­ственных нормативов, повышение каче­ства продукции, их участие в рационали­зации производства и т. д.

Еще в конце прошлого века В. И. Ле­нин писал, что «нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом мо­лодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания»[11]. В современных условиях это положение особенно актуально. В настоящее время развернута сеть учебных заведений, которые готовят специалистов, сочетающих в себе широкие теоретические знания, высокий уровень профессиональной подготовки, способностью к самостоятельному повышению своего общего и специального образования.

Дальнейшее повышение уровня образования и культуры, профессионального мастерства работников диктуется необходимостью развивать социалистическое производство интенсивными методами – почти целиком за счет повышения производительности труда. Решающее значение в этом деле имеет соединение достижений научно-технической револю­ции с преимуществами социалистической системы хозяйства. Развитие науки как непосредственной              производительной силы социалистического общества явля­ется одновременно развитием производи­тельных сил самого человека.

Более того, научно-технический про­гресс предъявляет новые требования че­ловеку, колоссально повышает роль «че­ловеческого фактора» в материальном производстве в условиях научно-техниче­ской революции. Самые продуктивные научные идеи, самые совершенные техно­логические схемы могут не принести должной «отдачи», если для их осуще­ствления не окажется достаточного ко­личества хорошо подготовленных работ­ников или соответствующих организа­ционных структур. Осуществление дей­ствительно научной организации труда предполагает в качестве своего условия уже значительный уровень развития социалистической трудовой дисциплины, навыков коллективизма, нравственных мотивов трудовой деятельности, а не одних только профессиональных качеств. Точнее говоря, в число если не собственно профессиональных, то во всяком случае необходимых качеств социалистического работника входят его общекультурное и нравственное развитие, социальная активность, политическая сознательность.

Указанные качества, мало поддающиеся количественному учету, - важные факторы повышения трудовой активности работников, их творческого отношения к процессам труда, к интересам коллектива, к целям и задачам общественного производства. Именно эти качества «человеческого фактора» в материальном производстве составляют одно из решающих преимуществ социализма по сравнению с капитализмом. Творческое отношение к труду, соответствующая идейно-нравственная атмосфера в трудо­вых коллективах, органическое соедине­ние действия материальных и моральных стимулов, наиболее полное использова­ние возможностей социалистического со­ревнования — все это имеет важное зна­чение и при народнохозяйственном пла­нировании, и при разработке комплекс­ных планов социально-экономического развития предприятий, производственных объединений, городов и сел.

Таким образом, поскольку особенно­стью современного производства и всей жизни социалистического общества явля­ется чрезвычайное усиление роли и удель­ного веса «человеческого фактора», без развития которого невозможно успешное продвижение вперед, все общественно значимые проекты, все меры по развитию хозяйства, развертыва­нию строительства, подъему культуры, организации общественной жизни должны так или иначе включать в себя в каче­стве органического элемента проблемы человека, учитывать его реальные воз­можности и запросы, потребности его развития в условиях, при которых стано­вится возможным раскрытие подлинного богатства человеческой природы. Разви­тие человека нуждается в такой же осно­ванной на науке и ее рекомендациях пла­номерности, какую получают при социа­лизме производство и общественная жизнь в целом.

Анализ проблемы развития в условиях научно-технической революции – необходимая предпосылка исследования путей к идеалу человека. Он включает в себя целый комплекс специальных вопросов, име­ющих большое самостоятельное значение в теории и практике коммунистического строительства.

Имеются в виду, в частности, пробле­мы воспитания и об­разования, проблемы культуры в широ­ком смысле и т. п.

Все более актуальной проблемой стано­вится рациональное использование сво­бодного времени. Теория ясно указывает: решающим моментом для развития лич­ности служит не просто количественное увеличение свободного времени трудя­щихся, а его качество, его содержание. Свободное время должно служить всесто­роннему развитию человека, усилению его творческих способностей, духовному и физическому совершенствованию. В этом направлении в нашей стране пред­принимаются большие усилия, и здесь уже достигнуто много положительного. Однако, разумеется, есть и ряд нерешен­ных проблем, связанных как с недоста­точным уровнем экономического разви­тия общества, так и с весьма низким порой уровнем культуры, личностного развития отдельных людей. Все это отри­цательно сказывается на их образе жизни и поведении, приводит к нарушению норм социалистического общежития.

Научно-технический прогресс, спо­собствуя повышению культуры произ­водства, создает материальные предпо­сылки для более рационального исполь­зования свободного времени, облегчает приобщение трудящихся к вершинам ду­ховной культуры человечества. И здесь наша страна добилась выдающихся ре­зультатов. В решении этих задач боль­шую роль играет техника массовых ком­муникаций, которая при социализме слу­жит не распространению так называе­мой «массовой» культуры -- суррогата подлинной культуры, используемого в целях эксплуатации неразвитого вос­приятия масс, а распространению лучших образцов подлинной, высокой культуры.

Информация о работе Глобальные проблемы современности