Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:24, контрольная работа
Одной из характерных особенностей современного мирового развития является возрастание масштабности процессов, происходящих в экономической, политической и духовной сферах, усиливающаяся их интернационализация, превращение их в процессы глобальные, то есть затрагивающие человечество в целом и каждого человека в отдельности. Марксизм-ленинизм впервые выявил эти тенденции, обосновав ведущие направления их развития в эпоху перехода от капитализма к социализму. Глобальные проблемы, концентрируя в себе противоречия и сложности современного прогресса цивилизации, вскрывают новые противоречия в международном развитии.
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава I.
Глобальные проблемы и судьбы человечества…………………………..
4
Глава II.
Человек и его будущее как глобальная проблема современности ……
12
Заключение…………………………………………………………………….
24
Список использованной литературы...………………………
25
При всей важности такой работы остается фактом, однако, то, что даже эти модели глобального развития ни в коей мере не могут заменить содержательного теоретического анализа глобальных проблем и их развития, выполняемого многими дисциплинами как естественнонаучного и технического профиля, так и обществоведением, науками о человеке, причем на первый план здесь сейчас выдвигается задача единства и взаимодействия наук.
Обоснованность такого вывода косвенно демонстрируют и те противоречия и неудачи, которые неизбежно сопровождают немарксистскую и антимарксистскую мысль, обращающуюся к будущему в аспекте глобальных проблем и пытающуюся построить его модели и сценарии на односторонней методологической основе либо сциентизма и технократизма, либо антропологизма и абстрактного социологизма. Такие попытки неизбежно сопровождаются тем, что можно было бы назвать «мифологией на глобальном уровне», то есть социальным утопизмом. Надо сказать, что эти тенденции сциентизма и технократизма, с одной стороны, и антропологизма и абстрактного социологизма — с другой, вообще образуют сегодня два полюса западной футурологии, включая и те «модели будущего», которые обращаются к решению глобальных проблем мирового развития. Характерно, что по большей части они как бы дополняют друг друга, так как методология у них однотипная и основана, как правило, на метафизическом абсолютизировании и противопоставлении отдельных фактов общественного развития, их изоляции от всего контекста социальных связей, имеющих место в современном мире. В итоге, однако, обнаружение известной значимости отвергаемых в исходном пункте факторов может приводить к тому, что именно они, а не ранее абсолютизировавшиеся факторы начинают признаваться главными, решающими.
Подобные «прыжки мысли», движущейся от одной крайности к другой, можно обнаружить и в буржуазно-футурологических прогнозах будущего в аспекте глобальных проблем. Возьмем, например, последние доклады Римского клуба и сравним их с первыми глобальными моделями мирового развития, предложенными, в частности, Дж. Форрестером в книге «Мировая динамика» и Д. Медоузом с соавторами в книге «Пределы роста». Поразительно, как на протяжении одного десятилетия — в течение 70-х годов — может меняться подход к одной и той же проблеме! Если в первых докладах Римского клуба обнаруживался почти ничем не прикрытый технократизм, основная ставка в решении глобальных проблем делалась на научно-технические меры при условии «нулевого» или «ограниченного роста» производства, народонаселения и др., то в последующих докладах научно-технические предложения во все большей мере дополнялись социально-этическими, обращенными как к обществу в целом, так и к отдельному индивиду. Предложения эти, были во многом абстрактно-утопическими, на что уже неоднократно обращалось внимание, а позицию авторов одного из докладов рельефно выражает эпиграф к их труду: «Мир поражен раком, и этот рак — сам человек» (А. Грэгг).
Конечно, такая позиция вряд ли могла вдохновить «будущие поколения», к которым обращались авторы. Однако она уже содержала в себе начало того поворота, который получил свое воплощение в последующих докладах Римского клуба. Этот поворот вел к отказу от технократических иллюзий и к признанию (хотя и в недифференцированной, абстрактной форме) роли и значения социальных факторов в решении глобальных проблем человечества, регионализации мира, не учитывающей, правда, конкретных социально-экономических различий между капитализмом и социализмом. При этом все более обнаруживался антропологический крен, сосредоточение на вопросе о необходимости изменения самого человека, его сознания, морали, образования как предпосылки и условия других изменений, включая научно-технические и социальные, которые позволили бы решить проблемы мирового развития.При этом абстрактно-утопические построения, исходящие из антропологической абсолютизации «природы человека», благополучно трансформируются в ряде докладов Римского клуба в весьма конкретные социально-политические предложения и выводы, имеющие отчетливую классовую установку (апологетика «реформированного» капитализма, идея конвергенции и пр.). И это, по-видимому, не случайно, хотя сама по себе акцентировка поли и значения «человеческого фактора» в решении глобальных проблем человечества и выборе альтернатив будущего не имеет с этим прямой связи.
Утопизм и искусственное «соединение» технократизма антропологическими крайностями присущи и докладу Римскому клубу, который опубликован в 1982 г. и называется «Микроэлектроника и общество. На радость или на горе». В нем ставятся и обсуждаются важнейшие проблемы будущего человеческой цивилизации, но нет даже попытки определить реальные социальные пути к нему.
В противовес абстрактному утопизму, техницизму и антропологизму, содержащимся во многих буржуазных «проекциях в будущее», марксизм дает последовательно научное рассмотрение альтернатив будущего в аспекте глобальных проблем, причем делает он это, ставя человека в центр всей глобальной проблематики и вместе с тем исследуя его общественные связи, не выводимые из абстрактного анализа «человеческой природы», а обусловленные особенностями того или иного периода истории, его экономическими и социально-классовыми отношениями, идеологическими и философскими формами общественного сознания, наукой и техникой, культурой в целом. Поэтому-то К.Маркс определял сущность человека как совокупность всех общественных отношений. И в то же время он писал «…общество, то есть сам человек в его общественных отношениях»[1]. Маркс еще в ранних своих работах отмечал, что «вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы»[2]. «Историческим процессом человека» назвал все это уже в зрелые свои годы.
Вот почему мы исходим из того, что глобальная проблема человека и его будущего, затрагивающая жизненно важные основы человечества, - это, прежде всего насущная общественная проблема. Ее всестороннее решение не может и опираться на целый комплекс наук о человеке, включая биологические. Без этого невозможна, в частности, и научная постановка обучения и воспитания, развития человека, начиная с ранних этапов онтогенеза человека и кончая теми, на которых совершается формирование личности.
Учение марксизма о социальной сущности человека вскрывает диалектику социального и биологического, которая заключается в опосредствовании и преобразовании биологического социальным, поскольку «человеческие предметы не являются природными предметами в том виде, как эти последние непосредственно даны в природе»[3]. Это относится к биологическим потребностям человека, преобразование которых имеет чрезвычайно глубокий характер. И это имеет место вообще во взаимодействии человека с природой, поэтому-то мы и говорим вслед за Марксом о «второй природе». Вместе с тем «человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть»[4].
С особой остротой это обнаружилось сегодня, в условиях глобальных проблем, когда «тело человека» уже не может ограничиваться его биологическими параметрами, а поэтому и диалектика социального и биологического предстает в более широком плане – как диалектика социального и природно-биологического, куда включается также и то, что ранее воспринималось как «внешняя природа». Человек в своем природно-биологическом качестве – это уже теперь, строго говоря, не просто «часть» природы, а ее органический элемент, находящийся во взаимодействии и взаимовлиянии с другими элементами и частями, составляющими некоторое диалектически противоречивое единство, целостность. В этом смысле человек скорее орган такого целого, и он доказал это, может быть, пока что в большей степени деструктивной функцией в природе как в своем «теле». Деятельность человека (прежде всего производственная) – вот то, что создало возможность его обратного, в том числе и негативного, воздействия на природу. Следуя Марксу, негативное воздействие человека на природу можно воспринимать именно как неразумное разрешение своего «тела», то есть саморазрушение и самоуничтожение.
К сожалению, последнее имеет не только, так сказать, метафорическое, но и прямое значение, когда дело касается действия на человека таких природно-биологических факторов, которые, являясь побочным результатом производства, вызывают глубокие негативные изменения биологии и генетики человека, его психики, угрожают самому существованию человека и жизни на Земле. Об этом сейчас много говорят и пишут, и хорошо, что все слышнее становится тревожный голос специалистов-ученых, врачей и других, так как именно они могут и должны сообщать широкой общественности правду о действительном положении, в котором оказались человек и человечество вследствие неразумного обращения с могущественными силами природы, составляющими «тело» человека и рода человеческого.
Выход здесь, конечно, не в возвращении к допромышленной эпохе: природа не может быть возвращена в то «первобытное» состояние, которое она имела до того, как деятельность человека приобрела глобальный характер. Напротив, именно в результате этой деятельности, принимающей все более организованные формы в масштабах всей планеты, возможна и новая форма жизни природы, как и самого человека.
Коммунистическая цивилизация, этапом становления которой является социализм, провозглашающая гуманистические принципы разумной организации общественной деятельности человека, включая производственные, связанные с отношениями человека к природе, выступает истинной альтернативой усугубляющемуся отчуждению человека и природы, к которому ведет капитализм. Эта новая цивилизация вместе с тем в виде своей предпосылки и результата имеет нового человека, обладающего таким комплексом качеств, которые концентрируют в себе совокупность всех общественных отношений, а это значит, что сюда включаются и отношения человека с природой и с себе подобными. Ведь все это в своей диалектической целостности и характеризует коммунизм как «подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека»[5].
Марксистский подход к проблемам будущего не имеет ничего общего с попытками примирить социализм с капитализмом, с попытками любым способом, пусть через черный ход, тайком, протащить в грядущее элементы или детали капиталистической структуры. Вообще победа социализма — это не увековечение каких-то сегодняшних социальных или экономических отношений, а снятие всяких барьеров на пути прогрессивного развития человечества. В самом деле, побеждая в борьбе против капитализма, рабочий класс не только не стремится увековечить свое собственное господство, но, напротив, делает все, что в его силах, чтобы приблизить рождение бесклассового общества. Иными словами, наша коммунистическая концепция будущего — концепция динамическая, не ставящая развитию общества никаких пределов, кроме ограничений, определяемых разумом, необходимостью, понимаемой как осознанная закономерность.
В наше время, грядущее для всех нас - это не просто будущее, то есть не что-то лишь предстоящее, принадлежащее грядущим поколениям. Это и наш сегодняшний день и не только потому, что основы будущего закладываются сегодня, но и потому, что само это будущее ныне все ощутимее влияет на нас.
И это не парадокс, так как, предпринимая какие-то действия, мы уже сегодня должны все больше и все внимательнее думать о грядущем. Планируя что-то на завтра, мы должны все больше думать и о послезавтра, о предстоящих уже не годах, а десятилетиях, ибо последствия наших действий должны в силу самого характера нынешней цивилизации учитывать потребности не только наших детей, но и внуков и правнуков.
Так сам характер нынешнего столь стремительно текущего времени порождает новые масштабы мышления, новые измерения принимаемых решений, новое ощущение общности судеб человечества не только в пространстве, но и во времени. Это, конечно, усложняет наши повседневные труды, но делает их более интересными, открывает перед нами новые перспективы и в огромной степени повышает нашу ответственность за все, что мы делаем.
Глава II. Человек и его будущее как глобальная проблема современности
Проблема человека и его будущего приобрела сегодня поистине глобальный характер вследствие угроз его существованию и необходимой адаптации к новым условиям цивилизации. Вместе с тем является центром всей системы глобальных проблем, которая имеет единую точку пересечения, своеобразный фокус, где объединяются и многократно усиливаются отдельные тенденции развития, определяющие будущее.
Сегодня уже нет в мире такой социально-философской и политической доктрины, которая может обойти эту ключевую проблему. Такой интерес к проблеме человека вызван многими причинами, прежде всего тем, что развитие мировых событий, рост производства и культуры предъявляют к нему новые, повышенные требования. Вместе с тем угроза мировой термоядерной войны, обострение других глобальных проблем ставят перед человеком и человечеством поистине гамлетовский вопрос: быть или не быть? Речь идет о том, быть ли нашей планете обитаемой. От нас, сегодняшних землян, зависит ответ на этот вопрос.
Для человечества сейчас очень важно разумно решать и проблему приспособления к резко изменившейся в последние годы окружающей среде.
Это ставит большие задачи не только перед биологией человека, но и перед социологией, психологией и педагогикой, теорией нравственного воспитания и научной организации труда.
Человек будущего, безусловно, необычайно расширит свои возможности с помощью самых разнообразных средств, включая фармакологию и психотерапию, и это поможет ему полноценно и без ущерба для здоровья действовать в самых сложных, подчас экстремальных условиях. Уже сегодня получены серьезные данные, которые свидетельствуют о новых, неизвестных ранее резервах биологической природы человека и его психофизиологических возможностях. «Биологическое оснащение» человека ярко обнаруживает свою универсальность. Человек, как «венец природы», должен высвободить и новые резервы, включая биологические, направляя их по пути гармонизации с социальными, психическими и нравственными силами, которые он пока еще не научился прочно удерживать в необходимом равновесии, что приводит, например, к так называемым стрессовым состояниям, а также всякого рода психическим аномалиям, возникающим в экстремальных условиях эмоциональной напряженности, и т.п.