Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:24, контрольная работа
Одной из характерных особенностей современного мирового развития является возрастание масштабности процессов, происходящих в экономической, политической и духовной сферах, усиливающаяся их интернационализация, превращение их в процессы глобальные, то есть затрагивающие человечество в целом и каждого человека в отдельности. Марксизм-ленинизм впервые выявил эти тенденции, обосновав ведущие направления их развития в эпоху перехода от капитализма к социализму. Глобальные проблемы, концентрируя в себе противоречия и сложности современного прогресса цивилизации, вскрывают новые противоречия в международном развитии.
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава I.
Глобальные проблемы и судьбы человечества…………………………..
4
Глава II.
Человек и его будущее как глобальная проблема современности ……
12
Заключение…………………………………………………………………….
24
Список использованной литературы...………………………
25
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет заочного обучения
Кафедра
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Концепция современного естествознания»
ТЕМА: Глобальные проблемы современности
Выполнил: студент II курса
05-ЮЗ-9 гр.
Чеботарёва Наталья
Владимировна
Проверил: _______________
_______________
_______________
Нижний Новгород
2007 год
Содержание
Введение………………………………………………………… | 3 | |
Глава I. | Глобальные проблемы и судьбы человечества………………………….. | 4 |
Глава II. | Человек и его будущее как глобальная проблема современности …… | 12 |
Заключение…………………………………………………… | 24 | |
Список использованной литературы...……………………… | 25 |
Введение
Одной из характерных особенностей современного мирового развития является возрастание масштабности процессов, происходящих в экономической, политической и духовной сферах, усиливающаяся их интернационализация, превращение их в процессы глобальные, то есть затрагивающие человечество в целом и каждого человека в отдельности. Марксизм-ленинизм впервые выявил эти тенденции, обосновав ведущие направления их развития в эпоху перехода от капитализма к социализму. Глобальные проблемы, концентрируя в себе противоречия и сложности современного прогресса цивилизации, вскрывают новые противоречия в международном развитии. Именно поэтому анализ глобальных проблем становится все более актуальным не только в теоретическом, но и в практическом отношении.
Однако к настоящему времени уже ощущается необходимость более комплексного анализа всей системы глобальных проблем, включая и их естественно-научные, культурологические и другие аспекты.
Особенность моей работы заключается в том, что в ней предпринята именно такая попытка рассмотрения глобальных проблем современности.
Человечество приближается к рубежу III тысячелетия в условиях, когда возникли опасные «ножницы» между ростом технического могущества человека, проявляющимся также в его увеличивающейся способности к самоуничтожению, и нравственно-гуманистическими качествами, которые могли бы сдержать этот опасный разгул бездуховной силы. Какие социальные, мировоззренческие и нравственные ценности необходимы сегодня, чтобы научно-техническое развитие шло на благо, а не во вред человеку? К чему мы должны стремиться в связи, в частности, с развитием новой технологии — микроэлектроники, робототехники, информатики и биотехнологии?
Во всем мире растет осознание не только важности, но и необходимости новых подходов к решению возникающих в связи с этим социальных и человеческих проблем, «высокого соприкосновения» новой технологии с обществом и человеком. Это предполагает высокий уровень культуры, высокую ступень выявления сущностных, творческих сил человека в их целостном, гармоническом виде. Наконец, оно должно включаться в новую «шкалу ценностей», гуманистически субординированную, исходящую из научного понимания смысла человеческой жизни.
В настоящее время ширится убеждение в необходимости комплексного изучения человека, включающего обобщение социально-нравственных, медико-генетических, психофизиологических, экологических и прочих факторов его жизнедеятельности, взаимодействие науки и искусства в познании и развитии беспредельного мира человека, создание единой системы знания о нем.
Глава I. Глобальные проблемы и судьбы человечества
Глобальные проблемы оказывают существенное влияние на многие стороны жизни современного человечества — социально-экономическую, политическую, этнокультурную и географическую. Они по-новому ставят многие мировоззренческие вопросы и в особенности остро — вопрос о будущем всего человечества.
Современный интерес к будущему в аспекте глобальных проблем вполне понятен. Во-первых, человечество приближается не просто к смене двух веков, а к порогу III тысячелетия н. э. А на таких рубежах мысль всегда устремляется вперед. Во-вторых, происходит все большее ускорение научно-технического развития. Дистанция между настоящим и будущим с этой точки зрения сократилась. Завтрашний день человечества во многом будет определяться последствиями осуществляемых ныне научных разработок (особенно в таких областях, как ядерная физика, электроника, биология, в частности генетика), их практическим освоением. И, наконец, третий момент относится к социально-политической сфере, хотя влияет и на все другие стороны человеческого бытия. Речь идет о реальной опасности ядерной войны с ее роковыми для человечества последствиями.
Итак, каким будет грядущий мир, и быть ли миру? Этот коренной вопрос будоражит воображение, обусловливает возросший интерес к различного рода футуро-логическим теориям, моделям и построениям.
Марксистско-ленинское учение о грядущем коммунистическом обществе возникло именно как воплощение лучших чаяний и надежд человечества на будущее. Но оно не содержит в себе ни грана утопии. Коммунисты вообще не занимаются сочинением спасительных, утешающих человечество, а тем более угрожающих ему апокалипсических мифов. Они научно вскрывают объективные законы, движущие силы исторического процесса и указывают перспективу — коммунизм как неизбежное и желанное будущее для всех народов. А главное, коммунисты, опираясь на реальные факты сегодняшнего дня и всего развития человечества, рассматриваемого ими как естественно-исторический процесс, теоретически исследуют пути к будущему и воплощают их в практике реального социализма, перерастающего в коммунизм.
Марксисты исходят из того, что эта конечная цель будет реализовываться постепенно, в течение определенного исторически длительного периода, который обозначается ими как переходный и содержание которого есть не что иное, как сосуществование и борьба социализма и капитализма. Поэтому стратегия марксистского решения глобальных проблем, обращенная в будущее, исходит из реальностей настоящего. А в реалиях современности очень важную роль играют изменения в политическом климате мира и существование социалистического содружества, которое стремится к решению всех проблем на основе мира и демократии. Марксистская стратегия решения глобальных проблем ясно обозначает не только конечную цель, но и более близкие исторические ориентиры и строится с учетом необходимости объединения усилий всего человечества в решении тех проблем, которые уже сегодня угрожают его существованию. И в этом контексте чрезвычайно высок статус науки.
Новая социальная функция науки также предполагает международное сотрудничество и солидарность внутри самого мирового научного сообщества, возрастание социальной и гуманистической ответственности ученых. Наука для человека и человечества, наука в целях решения глобальных проблем современности и социального прогресса — вот истинная гуманистическая ориентация, которая должна объединять ученых всего мира. Это предполагает не только более тесное единение науки и практики, но и разработку фундаментальных проблем будущего человечества, предполагает развитие единства и взаимодействия наук, укрепление их мировоззренческих и нравственных оснований, соответствующих условиям глобальных проблем современности.
Стратегия решения глобальных проблем, обращенная в будущее, не может не соединять в себе поэтому научный, социальный и гуманистический подходы к этим проблемам. И она не может не иметь единой «точки отсчета», в качестве которой выступает для нас человек и его будущее. Это является «самоцелью» (К. Маркс) коммунизма, но это же оказывается конечной целью и движущей силой решения глобальных проблем в их единстве и перспективе.
Только такая гуманистическая ориентация создает прочную основу будущего человека и человеческой культуры в целом. Последняя имеет и более широкое значение, так как гуманизм связан не только с наукой. И с этой точки зрения в равной мере опасны как абсолютизация значения науки в жизни человека и человечества, в развитии гуманистической культуры будущего, так и попытки принизить ее, а то и попросту «развенчать», представить в качестве антигуманной силы. Подлинный свой смысл наука приобретает лишь в связи с другими формами человеческой деятельности, образующими материальную и духовную культурах человечества.
Поэтому нравственные, гуманистические основы науки и всей человеческой культуры приобретают все большее значение сегодня и в будущем, так как, по-видимому, без этого возможны только мрак бескультурья и небытия, духовный и физический крах человечества. Предвидение будущего в этом плане означает, следовательно, главным образом определение социально-этнических и гуманистических альтернатив. И это закономерно в условиях глобальных проблем, как закономерно и то, что именно коммунистическая перспектива, исходящая из необходимости гуманистического, нравственного прогресса, являющегося духовной основой продвижения вперед, оказывается спасением для человечества, его культуры, его цивилизации.
В этих условиях обращение к будущему в аспекте глобальных проблем приобретает большое теоретическое значение. Это сейчас один из важнейших участков концентрации усилий представителей многих наук — и не только обществоведческого профиля.
В последнее время на Западе появляется все больше прогнозов, сценариев и моделей будущего, связанных с решением глобальных проблем, в которых наблюдается прямая экстраполяция либо тенденций и явлений, присущих капитализму, либо его реформированных вариантов. Было бы излишним здесь рассматривать отдельные примеры подобного рода прогнозов, моделей и сценариев.
Для нас главное — отчетливо противопоставить им марксистско-ленинское понимание будущего в аспекте глобальных проблем, научную методологию прогнозирования и моделирования, их связь с социальными и гуманистическими идеалами и реальной практикой социализма.
Марксисты не отвергают возможность глобальных прогнозов, роль различного рода моделей в их построении, сценариев мирового развития и пр. Однако марксистский подход отличается от любого другого именно тем, что он ориентирует не на недифференцированное рассмотрение глобального развития, отвлекающееся от социально-политических реальностей в мире, от борьбы социализма и капитализма, а на конкретное видение мира, включенное в контекст мирового революционного процесса, на анализ объективных законов, тенденций, движущих сил исторического процесса. Прогнозирование, осуществляемое с позиций теории научного коммунизма, исторического материализма, имеет разные формы, и оно распространяется на перспективу - как ближайшую (теперь это относится к 2000 г.), так и отдаленную (XXI в. и далее). Научно достоверное прогнозирование тесно смыкается с более конкретным определением целей социально-экономического и культурного развития, его планированием. Примером такого тесного взаимодействия и взаимоперехода прогнозирования и планирования являются разработанные XXVI съездом КПСС «Основные Направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года».
Прогнозирование имеет разные объекты и осуществляется с помощью разнообразных методов, среди которых наиболее распространенным является - по крайней мере применительно к глобальным проблемам, составляющим существенную часть мирового развития, — моделирование вообще и глобальное в частности и в особенности. Существенное значение имеет здесь, однако, методологическая база, на которой развивается этот эффективный метод исследования, а также его теоретическая интерпретация. В этих пунктах марксистская методология глобального моделирования и обнаруживает свое качественное отличие от буржуазной.
Известно, что моделирование уже по своей гносеологической природе эффективно лишь в связи с теоретическим познанием объекта. Более того, оно служит вспомогательным исследовательским орудием последнего и в своих конечных выводах подчиняется ему. И эго в особенности относится к глобальному моделированию, имеющему дело с исключительно сложными и по большей части условно вычленяемыми объектами, какими, несомненно, являются процессы мирового развития. Здесь, безусловно, сохраняются все характеристики, относящиеся ко всякой целостной системе, но в большей, чем где бы то ни было, мере обнаруживается сложная взаимосвязь компонентов, неоднозначность причинно-следственных отношении между подсистемами и их элементами.
Однако именно это обстоятельство и не учитывается во многих математических моделях глобального развития. В них гипертрофируется значение формально-математических методов в ущерб непосредственному теоретическому анализу социальной реальности, сложных мировоззренческих, идеологических и политических отношений в мире. Вместе с тем в последние годы делаются попытки (в частности, советскими учеными) преодолеть эти ограниченности и построить такую человеко-машинную систему моделирования процессов глобального развития, которая органично включала бы в себя выработку общих концепций общественно-исторического развития, основанных на научных представлениях о социальных системах и целях развития, на разработке его сценариев и т. д.