Глобальные проблемы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

Одной из характерных особенностей со­временного мирового развития является возрастание масштабности процессов, происходящих в экономической, полити­ческой и духовной сферах, усиливающая­ся их интернационализация, превращение их в процессы глобальные, то есть затраги­вающие человечество в целом и каждого человека в отдельности. Марксизм-лени­низм впервые выявил эти тенденции, обосновав ведущие направления их раз­вития в эпоху перехода от капитализма к социализму. Глобальные проблемы, кон­центрируя в себе противоречия и слож­ности современного прогресса цивилиза­ции, вскрывают новые противоречия в международном развитии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава I.
Глобальные проблемы и судьбы человечества…………………………..
4
Глава II.
Человек и его будущее как глобальная проблема современности ……
12
Заключение…………………………………………………………………….
24
Список использованной литературы...………………………
25

Работа содержит 1 файл

Глобальные проблемы и судьбы человечества.doc

— 214.50 Кб (Скачать)


Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Факультет заочного обучения

Кафедра

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по курсу «Концепция современного естествознания»

 

 

ТЕМА: Глобальные проблемы современности

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент II курса

                      05-ЮЗ-9 гр.

                      Чеботарёва Наталья

   Владимировна

 

Проверил: _______________

                     _______________

                     _______________

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2007 год

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава I.

Глобальные  проблемы и судьбы человечества…………………………..

4

Глава II.

Человек и его будущее как глобальная проблема современности ……

12

Заключение…………………………………………………………………….

24

Список использованной литературы...………………………

25

 

 

 

 

 

Введение

Одной из характерных особенностей со­временного мирового развития является возрастание масштабности процессов, происходящих в экономической, полити­ческой и духовной сферах, усиливающая­ся их интернационализация, превращение их в процессы глобальные, то есть затраги­вающие человечество в целом и каждого человека в отдельности. Марксизм-лени­низм впервые выявил эти тенденции, обосновав ведущие направления их раз­вития в эпоху перехода от капитализма к социализму. Глобальные проблемы, кон­центрируя в себе противоречия и слож­ности современного прогресса цивилиза­ции, вскрывают новые противоречия в международном развитии. Именно по­этому анализ глобальных проблем стано­вится все более актуальным не только в теоретическом, но и в практическом от­ношении.

Однако к настоящему времени уже ощущается необходимость более комплексного анализа всей системы глобальных проблем, включая и их естественно-научные, культурологические и другие аспекты.

Особенность моей работы заключается в том, что в ней предпринята именно такая попытка рассмотрения глобальных проблем современности.

Человечество приближается к рубежу III тысячелетия в условиях, когда возникли опасные «ножницы» между ростом технического могущества человека, проявляющимся также в его увеличивающейся способно­сти к самоуничтожению, и нравственно-гуманистическими качествами, которые могли бы сдержать этот опасный разгул бездуховной силы. Какие социальные, мировоззренческие и нравственные цен­ности необходимы сегодня, чтобы науч­но-техническое развитие шло на благо, а не во вред человеку? К чему мы долж­ны стремиться в связи, в частности, с развитием новой технологии — микроэлек­троники, робототехники, информатики и биотехнологии?

Во всем мире растет осознание не только важности, но и необходимости но­вых подходов к решению возникающих в связи с этим социальных и человеческих проблем, «высокого соприкосновения» новой технологии с обществом и челове­ком. Это предполагает высокий уровень культуры, высокую ступень выявления сущностных, творческих сил человека в их целостном, гармоническом виде. Наконец, оно должно включаться в но­вую «шкалу ценностей», гуманистически субординированную, исходящую из науч­ного понимания смысла человеческой жизни.

В настоящее время ширится убежде­ние в необходимости комплексного изу­чения человека, включающего обобще­ние социально-нравственных, медико-генетических, психофизиологических, экологических и прочих факторов его жизнедеятельности, взаимодействие науки и искусства в познании и развитии беспредельного мира человека, созда­ние единой системы знания о нем.

Глава I. Глобальные проблемы и судьбы человечества

Глобальные проблемы оказывают суще­ственное влияние на многие стороны жизни современного человечества — со­циально-экономическую, политическую, этнокультурную и географическую. Они по-новому ставят многие мировоззрен­ческие вопросы и в особенности остро — вопрос о будущем всего человечества.

Современный интерес к будущему в аспекте глобальных проблем вполне по­нятен. Во-первых, человечество прибли­жается не просто к смене двух веков, а к порогу III тысячелетия н. э. А на таких рубежах мысль всегда устремляется впе­ред. Во-вторых, происходит все большее ускорение научно-технического развития. Дистанция между настоящим и будущим с этой точки зрения сократилась. Зав­трашний день человечества во многом будет определяться последствиями осу­ществляемых ныне научных разработок (особенно в таких областях, как ядерная физика, электроника, биология, в част­ности генетика), их практическим освое­нием. И, наконец, третий момент отно­сится к социально-политической сфере, хотя влияет и на все другие стороны чело­веческого бытия. Речь идет о реальной опасности ядерной войны с ее роковыми для человечества последствиями.

Итак, каким будет грядущий мир, и быть ли миру? Этот коренной вопрос будора­жит воображение, обусловливает возро­сший интерес к различного рода футуро-логическим теориям, моделям и построе­ниям.

Марксистско-ленинское учение о гря­дущем коммунистическом обществе воз­никло именно как воплощение лучших чаяний и надежд человечества на буду­щее. Но оно не содержит в себе ни грана утопии. Коммунисты вообще не занима­ются сочинением спасительных, утеша­ющих человечество, а тем более угрожа­ющих ему апокалипсических мифов. Они научно вскрывают объективные законы, движущие силы исторического процесса и указывают перспективу — коммунизм как неизбежное и желанное будущее для всех народов. А главное, коммунисты, опираясь на реальные факты сегодняш­него дня и всего развития человечества, рассматриваемого ими как естественно-исторический процесс, теоретически ис­следуют пути к будущему и воплощают их в практике реального социализма, пере­растающего в коммунизм.

Марксисты исходят из того, что эта конечная цель будет реализовываться постепенно, в течение определенного исторически длительного периода, ко­торый обозначается ими как переход­ный и содержание которого есть не что иное, как сосуществование и борьба со­циализма и капитализма. Поэтому стра­тегия марксистского решения глобаль­ных проблем, обращенная в будущее, ис­ходит из реальностей настоящего. А в реалиях современности очень важную роль играют изменения в политическом климате мира и существование социалис­тического содружества, которое стремит­ся к решению всех проблем на основе мира и демократии. Марксистская страте­гия решения глобальных проблем ясно обозначает не только конечную цель, но и более близкие исторические ориентиры и строится с учетом необходимости объе­динения усилий всего человечества в ре­шении тех проблем, которые уже сегод­ня угрожают его существованию. И в этом контексте чрезвычайно высок ста­тус науки.

Новая социальная функция науки так­же предполагает международное сотруд­ничество и солидарность внутри самого мирового научного сообщества, возрас­тание социальной и гуманистической от­ветственности ученых. Наука для челове­ка и человечества, наука в целях решения глобальных проблем современности и социального прогресса — вот истинная гуманистическая ориентация, которая должна объединять ученых всего мира. Это предполагает не только более тесное единение науки и практики, но и разра­ботку фундаментальных проблем буду­щего человечества, предполагает разви­тие единства и взаимодействия наук, укрепление их мировоззренческих и нравственных оснований, соответствую­щих условиям глобальных проблем со­временности.

Стратегия решения глобальных про­блем, обращенная в будущее, не может не соединять в себе поэтому научный, социальный и гуманистический подходы к этим проблемам. И она не может не иметь единой «точки отсчета», в качестве которой выступает для нас человек и его будущее. Это является «самоцелью» (К. Маркс) коммунизма, но это же оказы­вается конечной целью и движущей силой решения глобальных проблем в их един­стве и перспективе.

Только такая гуманистическая ориен­тация создает прочную основу будуще­го человека и человеческой культуры в целом. Последняя имеет и более широкое значение, так как гуманизм связан не только с наукой. И с этой точки зрения в равной мере опасны как абсолютизация значения науки в жизни человека и чело­вечества, в развитии гуманистической культуры будущего, так и попытки при­низить ее, а то и попросту «развенчать», представить в качестве антигуманной силы. Подлинный свой смысл наука при­обретает лишь в связи с другими формами человеческой деятельности, образующи­ми материальную и духовную культурах человечества.

Поэтому нравственные, гуманистиче­ские основы науки и всей человеческой культуры приобретают все большее зна­чение сегодня и в будущем, так как, по-видимому, без этого возможны только мрак бескультурья и небытия, духовный и физический крах человечества. Предви­дение будущего в этом плане означает, следовательно, главным образом опреде­ление социально-этнических и гуманис­тических альтернатив. И это закономерно в условиях глобальных проблем, как зако­номерно и то, что именно коммунистиче­ская перспектива, исходящая из необхо­димости гуманистического, нравственно­го прогресса, являющегося духовной ос­новой продвижения вперед, оказывается спасением для человечества, его культу­ры, его цивилизации.

В этих условиях обращение к будущему в аспекте глобальных проблем приобре­тает большое теоретическое значение. Это сейчас один из важнейших участков концентрации усилий представителей многих наук — и не только обществовед­ческого профиля.

В последнее время на Западе появля­ется все больше прогнозов, сценариев и моделей будущего, связанных с решением глобальных проблем, в которых наблю­дается прямая экстраполяция либо тен­денций и явлений, присущих капитализму, либо его реформированных вариантов. Было бы излишним здесь рассматривать отдельные примеры подобного рода прогнозов, моделей и сценариев.

Для нас главное — отчетливо противо­поставить им марксистско-ленинское понимание будущего в аспекте глобальных проблем, научную методологию прогнозирования и моделирования, их связь с социальными и гуманистическими идеалами и реальной практикой социализ­ма.

Марксисты не отвергают возможность глобальных прогнозов, роль различного рода  моделей в их построении, сценариев мирового   развития   и   пр.   Однако   марксистский  подход отличается от любого другого именно тем, что он ориентирует не на недифференцированное рассмотре­ние глобального развития, отвлекающе­еся от социально-политических реально­стей в мире, от борьбы социализма и капитализма, а на конкретное видение мира, включенное в контекст мирового революционного процесса, на анализ объективных законов, тенденций, движу­щих сил исторического процесса. Прогно­зирование, осуществляемое с позиций те­ории научного коммунизма, историческо­го материализма, имеет разные формы, и оно распространяется на перспективу - как ближайшую (теперь это относится к 2000 г.), так и отдаленную (XXI в. и далее). Научно достоверное прогнозиро­вание тесно смыкается с более конкрет­ным определением целей социально-эко­номического и культурного развития, его планированием. Примером такого тесно­го взаимодействия и взаимоперехода про­гнозирования и планирования являются разработанные XXVI съездом КПСС «Основные Направления экономическо­го и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года».

Прогнозирование имеет разные объек­ты и осуществляется с помощью разнооб­разных методов, среди которых наиболее распространенным является - по край­ней мере применительно к глобальным проблемам, составляющим существен­ную часть мирового развития, — модели­рование вообще и глобальное в частности и в особенности. Существенное значение имеет здесь, однако, методологическая база, на которой развивается этот эффек­тивный метод исследования, а также его теоретическая интерпретация. В этих пунктах марксистская методология гло­бального моделирования и обнаруживает свое качественное отличие от буржуаз­ной.

Известно, что моделирование уже по своей гносеологической природе эффек­тивно лишь в связи с теоретическим познанием объекта. Более того, оно слу­жит вспомогательным исследовательским орудием последнего и в своих конечных выводах подчиняется ему. И эго в осо­бенности относится к глобальному моде­лированию, имеющему дело с исключи­тельно сложными и по большей части условно вычленяемыми объектами, каки­ми, несомненно, являются процессы ми­рового развития. Здесь, безусловно, со­храняются все характеристики, относя­щиеся ко всякой целостной системе, но в большей, чем где бы то ни было, мере об­наруживается сложная взаимосвязь ком­понентов, неоднозначность причинно-следственных отношении между подсис­темами и их элементами.

Однако именно это обстоятельство и не учитывается во многих математических моделях глобального развития. В них ги­пертрофируется значение формально-ма­тематических методов в ущерб непосред­ственному теоретическому анализу со­циальной реальности, сложных мировоз­зренческих, идеологических и политиче­ских отношений в мире. Вместе с тем в последние годы делаются попытки (в частности, советскими учеными) преодо­леть эти ограниченности и построить такую человеко-машинную систему моде­лирования процессов глобального разви­тия, которая органично включала бы в себя выработку общих концепций обще­ственно-исторического развития, осно­ванных на научных представлениях о со­циальных системах и целях развития, на разработке его сценариев и т. д.

Информация о работе Глобальные проблемы современности