Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:24, контрольная работа
Одной из характерных особенностей современного мирового развития является возрастание масштабности процессов, происходящих в экономической, политической и духовной сферах, усиливающаяся их интернационализация, превращение их в процессы глобальные, то есть затрагивающие человечество в целом и каждого человека в отдельности. Марксизм-ленинизм впервые выявил эти тенденции, обосновав ведущие направления их развития в эпоху перехода от капитализма к социализму. Глобальные проблемы, концентрируя в себе противоречия и сложности современного прогресса цивилизации, вскрывают новые противоречия в международном развитии.
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава I.
Глобальные проблемы и судьбы человечества…………………………..
4
Глава II.
Человек и его будущее как глобальная проблема современности ……
12
Заключение…………………………………………………………………….
24
Список использованной литературы...………………………
25
Разрабатываются разнообразные методы, с помощью которых можно было бы бороться с болезнетворным эффектом таких состояний. Однако это в основном дело будущего. Науке предстоит разгадать еще немало таинственных свойств биологической природы человека. И самая большая загадка — это человеческий мозг, психика как комплекс сознания инстинктов, человеческий интеллект. Поиски в этой сфере дадут, по-видимому, самые впечатляющие научные результаты в будущем.
Изучение деятельности мозга — одна из сложнейших проблем современной науки. Она непосредственно связана с общим решением вопроса о соотношении биологического и социального в развитии человека и определением как путей и методов активного влияния на интеллектуальную деятельность, сознание и психику человека, так и их допустимых — с социально-этической и гуманистической точек зрения — пределов и форм. Современная нейрофизиология находится в процессе бурного роста, который, по мнению некоторых ученых в ближайшее полстолетие приведет к решению главных вопросов, поставленных наукой о мозге на протяжении многих веков ее развития. Задача, очевидно, заключается в том, чтобы научиться эффективнее использовать имеющиеся ресурсы мозга, которые пока заключены в неведомых тайниках.
Сейчас трудно более или менее точно сказать, в каком направлении и, главное, какими методами это будет не какой-то один метод (естественный или искусственный), а метод комплексный, с помощью которого, как считают многие ученые, мы, быть может, сумеем способствовать обратному воздействию разума на его собственную материальную основу – физиологию мозга.
Обратное воздействие разума мы видим, в частности, и в тех новых направлениях и формах соединения нейрофизиологических исследований с техническими и даже поведенческими науками, которые дают в последние десятилетия биокибернетика, эргономика и развитие психологии.
Новые возможности и резервы развития человека открывают также кибернетическое моделирование нейрофизиологических механизмов человека, их техническое воспроизведение в ЭВМ, создание «искусственного интеллекта», который мог бы выполнить неограниченно широкий круг функций естественного интеллекта.
Биокибернетические исследования будут способствовать существенному расширению интеллектуальных и психофизиологических возможностей человека и получат еще более широкое применение в медицине будущего, в эргономике — науке, комплексно изучающей человека в определенных условиях деятельности, связанной с использованием технических средств. Анализ психофизиологических явлений в экстремальных условиях при высоком нервно-эмоциональном напряжении (в частности, при управлении современной техникой) показывает, как велики возможности человека. Вместе с тем становится ясным и другое: весьма существенны психологические различия между людьми. Для психофизиологической адаптации человека, для развития у него соответствующих способностей необходимо изучать и эти различия, и общие явления, возникающие во взаимодействии человека со средой.
Эргономика, используя данные и методы биологии, физиологии, психологии, технических и социально-экономических наук и обращаясь к человеку как субъекту деятельности, прежде всего трудовой, выявляет его резервы и творческие возможности, включая высшие проявления психики.
Психологии в будущем предстоит на определенной стадии развития науки приобрести доминирующее значение, конкретизируя и объединяя комплекс наук о человеке. Сбудется ли это предсказание, покажет время, однако развивающееся уже сегодня комплексное исследование психики человека даст серьезные основания для подобных прогнозов.
Итак, значительные успехи современной науки в исследовании биологии, генетики и психики человека не только позволяют ему лучше адаптироваться к новым факторам природной и искусственной среды, но и открывают перед ним перспективу активного преобразования своей биологической природы применительно к новым задачам во всех проявлениях его жизни как свободного и гармонического развитого существа. Но означает ли это, что человечество вступит в новую стадию своей эволюции, на которой человек будет создаваться в значительной мере искусственно — как «фабрикуемый» с помощью генной инженерии и биокибернетики «сверхчеловек»? Хотя утопические проекты выведения «нового человека» с помощью науки О. Хаксли в своем нашумевшем романе «Прекрасный новый мир» довел до абсурда, однако они до сих пор продолжают смущать умы не только писателей-фантастов, но и ученых, апеллирующих, в частности, к евгенике и ее новым вариантам, связанным с попыткой использовать методы генной инженерии в целях «конструирования» человека, способы клонального размножения
и т. п.
Марксисты не могут принять эти идеи даже в самом облагороженном виде. И не только потому, что эти идеи скомпрометировали себя в прошлом. Марксистско-ленинское учение о человеке и путях его развития не нуждается в такого рода «дополнении», так как включает в себя научные (в том числе связанные с использованием достижений генетики) результаты исследования человека. Это учение ориентирует на решение задачи формирования нового человека как социальной по самому своему существу, и лишь с таких позиций оно обращается к биологии, прежде всего к генетике, все более расширяющей сегодня сферу прямого «обслуживания» человека, его здоровья, его развития.
Что же касается неоевгенических проектов создания «идеального человека», то они несостоятельны, прежде всего, в научном, теоретическом отношении. Они односторонне определяют «идеал человека», опираясь при этом на весьма еще ограниченные знания генетики человека, на ложные идеи прямой связи генетической основы человека с его умственными и вообще духовными качествами. Эти проекты порочны в социальном плане, так как ориентируют не на общественные факторы изменения человека, а на чисто генетические. Не случайно подобные планы берутся на вооружение расистской идеологией, теорией и практикой геноцида.
Это не значит, конечно, что в принципе невозможно и нежелательно какое бы то ни было активное вмешательство в наследственность человека. Однако следует четко отличать научную возможность от реальной практики, которая не может руководствоваться абстрактными предположениями и требует конкретного определения социальных условий. Неоевегенические проекты объективно могут играть и действительно играют только реакционную социальную роль. Их реализация означала бы генетическую катастрофу для человечества.
Потенциальные возможности изменения человеческой индивидуальности с помощью генетических методов, пересадки или регенерации органов, нейрохирургии или нейрофармакологии ставят перед наукой и обществом в острой форме вопрос о гарантиях сохранности будущих поколений. Для этого необходимо установить допустимые пределы манипулирования основным генетическим материалом человека как биологического вида, вообще всякого воздействия на его индивидуальные качества.
Вопросы эти не простые и не легкие, и не случайно они стали предметом серьезной озабоченности мировой общественности. Так, Всемирная организация здравоохранения во исполнение резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1968 г. «Защита человеческой личности и физической и интеллектуальной неприкосновенности в свете прогресса биологии, медицины и биохимии» подготовила в 1970 г. специальный документ «Права человека и здравоохранение в условиях прогресса биологии и медицины».
Последовательное проведение в жизнь этих этических принципов, а во многих случаях и законодательное их закрепление, как это имеет место в случае экспериментирования на человеке, конечно, являются важнейшей задачей человечества. Речь должна идти, следовательно, не только об использовании научно-технических возможностей, но, главное, и о том, какие реальные пределы их использования устанавливаются обществом, ставящим на первое место сохранение человеческой индивидуальности, свободы и прав человека. Это в особенности касается любых манипуляций с мозгом и психикой человека, его сознанием и поведением, которые могут привести к «кризису идентичности», то есть к утрате человеком представления о своем месте в обществе, о самоценности собственной личности.
Разумеется, это не означает, что отбрасывается сама идея изменяющегося воздействия на мозг и психику человека в благотворном для него направлении. Эмоции здесь так же вредны, как и отсутствие социальной ответственности. Однако вряд ли можно сегодня в условиях «расколотого мира», ожесточенной борьбы прогрессивных и реакционных сил выдвигать эту идею как актуальную, так как ее реализация неминуемо оказалась бы еще одним коварным и отвратительным средством этой борьбы.
Марксистский подход к проблеме человека и его будущего принципиально отличен от всякого рода биологизаторских, неогенических и других идей о создании якобы нового «сверхчеловека». С помощью этих идей пытаются увести общественную мысль от основного и плавного — социальной деятельности во имя освобождения и развития человека. Марксизм исходит из того, что будущее человека возможно на пути построения социализма и коммунизма, «что человек - главная ценность общества», а развитие богатства человеческой природы является его «самоцелью».
Именно коммунизм открывает перспективу создания «для всех людей таких условий жизни, при которых каждый получит возможность свободно развивать свою человеческую природу, жить со своими ближними в человеческих отношениях...»[6]. Тем самым решается подлинно общечеловеческая задача, и род людской утверждает себя в неограниченной перспективе развития.
Каким будет человек в этом истинно человеческом обществе? Мыслители разных эпох пытались ответить на этот вопрос, и марксизм, наследуя многовековую традицию, создал социальный идеал человека будущего, не детализируя, однако, этот идеал, так как диалектике — «душе марксизма» — вообще чужды всякого рода утопические построения. Но марксизм делает больше — он дает общетеоретическую основу и метод исследования человека будущего, опирающийся на анализ реальных тенденций прошлого и современности. И в этом смысле мы говорим о коммунистическом идеале человека как о научно установленной цели, позволяющем научно определять пути к этой цели.
Вместе с тем сам подход марксизма к данной проблеме радикально отличается от всех предшествующих. Превращение социализма из утопии в науку было тесно сопряжено с отказом от самой попытки конструировать образ человека будущего во всех его конкретных деталях. Речь могла идти теперь только о научном определении общих, принципиальных особенностей человека коммунистического общества, обусловленных социально-экономическими и культурными предпосылками, которые создаются на основе теории научного коммунизма. Дело в том, что экстраполяция в будущее осуществляется марксизмом исходя из научно обоснованных теоретических и практических предпосылок, в первую очередь из общего понимания сущности человека. Это означает, следовательно, что человек будущего, согласно марксистской концепции, представляет собой, прежде всего совокупность всех общественных отношений, которые характеризуют коммунизм как общественно-экономическую формацию, как новый тип цивилизации.
Человек будущего — это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий вместе с тем наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства. И именно как личность, с ее неповторимым своеобразием, уникальностью индивидуального, человек утверждает себя как существо общественное.
Марксизм подчеркивает, что человек может проявить свою индивидуальность и вообще обособиться в качестве индивидуальности в обществе только в ходе его прогрессивного развития. Человек, отмечал К. Маркс, «не только животное, которое только в обществе и может обособляться»; «чем дальше назад уходим мы в глубь истории, тем в большей степени индивид, а, следовательно, и производящий индивид, выступает несамостоятельным, принадлежащим к более обширному целому...»[7]. Становление личности в истории — это процесс все более полной и адекватной реализации сущностных сил человека. Соответственно разные периоды общественно-исторического развития характеризуются и как этапы на пути к этому единству, как процесс преодоления разрыва между сущностью и существованием человека.
В исторической перспективе марксизмом утверждается образ человека, наделенного многообразными способностями творческого, деятельного, активного: это человек с ярко выраженной индивидуальностью.
Сегодня нередко можно услышать, что человек якобы исчерпал свои силы и возможности и что ему на смену должен прийти другой тип человека — пассивносозерцательного, стремящегося вернуться назад, в «лоно природы», и слиться с пен в некой нерасчлененной гармонии. Только так якобы он может обрести истинную свободу. Однако это противоречило бы самой сущности человека, которая выражается в целесообразной деятельности. Ведь человек «свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность...»[8]. Вместе с тем, «как само общество производит человека как человека, так и он, — считал Маркс, - производит общество»[9].
Развитие деятельной природы индивида в ходе исторической практики, через общественную связь с другими индивидами, через общение и приобщение, опосредованное предметами и символами, к человеческой культуре подразумевает, прежде всего, усиление творческих возможностей человека, его самореализацию как субъекта и объекта истории. Основной целью является для нас идеал всесторонне развитой личности.
Какие основные черты, качества включает в себя этот идеал?
Прежде всего, научное мировоззрение и отношение к труду как основной сфере свободной реализации своих способностей и дарований, высокую и разностороннюю ориентированность в производственных процессах и подготовку к ним, творческое отношение к своей деятельности. Идеал личности предполагает высокий общеобразовательный уровень, общекультурное развитие; он включает в себя ряд социально-нравственных и психологических качеств: дисциплину и самодисциплину в трудовых процессах и за их пределами, следование правилам и нормам коммунистического образа жизни, правильно сформированные потребности, честность, скромность, коллективизм, гражданственность, доброту, принципиальность и смелость, общественную активность и ответственность, физическое совершенство и благородство чувств. Разумеется, перечисленные качества далеко не исчерпывают идеал гармонически, всесторонне развитой личности. Пути ее формирования многообразны и сложны, и все новые и новые качества ее открываются в процессе становления цивилизации. Поэтому вряд ли сегодня можно предугадать многие неизвестные человеческие ценности, которые завтра приобретут существенное значение в жизни человечества. Однако основные, принципиальные черты и качества идеала человека определены марксистско-ленинской теорией, и из них мы исходим в процессе коммунистического воспитания.