Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации и ликвидации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего казахстанского гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование институтов реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Содержание

Введение
1. Реорганизация юридических лиц
1.1 Понятие и признаки реорганизации юридического лица
1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц
2. Ликвидация юридических лиц
2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц
2.2 Основания и порядок ликвидации
3. Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц
3.1 Обеспечение прав кредиторов и общегражданские способы их защиты
3.2 Гарантии прав кредиторов и специальные способы их защиты при реорганизации юридических лиц
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Доклумент Microsoft Word (2).docx

— 129.75 Кб (Скачать)

В целях усовершенствования законодательства предлагается:

- распространить действие  гарантии прав государства как  кредитора реорганизуемого юридического  лица по обязательным платежам  в бюджет и внебюджетные фонды,  установленной Налоговым кодексом  РК, на кредиторов реорганизуемого  юридического лица по гражданско-правовым  обязательствам;

- установить санкции за  неисполнение реорганизуемой коммерческой  организацией обязанности по  уведомлению кредиторов о предстоящей  реорганизации;

- дополнить п.2 ст.48 ГК  РК вторым абзацем, изложив  его в следующей редакции:

«2. При разделении и выделении  кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником  по которому является это юридическое  лицо, и возмещения убытков.

Требования о  прекращении или досрочном исполнении обязательства и о возмещении убытков могут быть предъявлены  реорганизуемому юридическому лицу до момента государственной регистрации  нового юридического лица».

- в связи с тем, что кредитор реорганизуемого юридического лица имеет право предъявить свои требования только в период реорганизации юридического лица до момента государственной регистрации следует внести изменения в п.1 ст. 48 ГК РК, изложив его в следующей редакции:

«1. Собственник имущества  юридического лица или орган, принявший  решение о реорганизации юридического лица, обязан письменно уведомить  об этом кредиторов реорганизуемого  юридического лица в течение трех дней с момента принятия решения о реорганизации, но не позднее подачи заявления на государственную регистрацию».

Кроме того, необходимо законодательно закрепить положения о том, что  реорганизация коммерческой организации  не может быть завершена до принятия налоговым органом решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки реорганизуемой организации-налогоплательщика.

 

Заключение

На основании проведенного исследования правовой природы институтов реорганизации и ликвидации, их характерных  признаков, форм и порядка проведения, в результате системного анализа  теоретических научных положений, действующего казахстанского законодательства и практики его применения, были сделаны следующие выводы и сформулированы конкретные предложения, направленные на оптимизацию правового регулирования  вопросов, связанных с реорганизацией и ликвидацией юридических лиц:

1.                До настоящего времени в законодательстве нет четкого определения понятия «реорганизация».

Традиционным считалось  рассматривать реорганизацию как  способ прекращения юридического лица, Однако, реорганизация юридического лица представляет собой сложный  юридический состав и может быть направлена не только на прекращение  действующих, но и на создание новых  юридических лиц. Принимая во внимание правопреемство как принципиальное отличие реорганизации юридического лица от его ликвидации, можно сформулировать определение понятия реорганизации  применительно к сфере гражданско-правовых отношений:

«Реорганизация юридических  лиц - это процесс перемены лиц  в имущественных и иных правоотношениях, прекращение или изменение организации, связанное с изменением ее организационно-правовой формы, имущественного состава и  состава участников, характеризующийся  изменением комплекса их прав и обязанностей, и влекущий универсальное правопреемство».

2.                Основной подход к определению реорганизации должен учитывать особенности юридического лица как искусственно созданного субъекта гражданского права. Неслучайно в законодательстве регламентируются вопросы, касающиеся: оснований реорганизации; лиц, принимающих решение о реорганизации; порядка ее проведения; момента прекращения реорганизации и результата реорганизации.

К числу существенных признаков  реорганизации, по нашему мнению, следует  отнести следующие:

- субъектом реорганизации  может выступать только юридическое  лицо. Реорганизация характерна  именно для юридических лиц,  никакие другие субъекты гражданского  права: ни граждане, ни государственные  образования не могут быть  реорганизованы;

- реорганизация как процесс  связана с прекращением существующих  и (или) созданием новых юридических  лиц;

- в результате реорганизации  имеет место универсальное (общее)  правопреемство, т.е. изменение субъектного  состава правоотношений, влекущее  за собой переход прав и  обязанностей от одного юридического  лица к другому.

3.   Предлагается классифицировать правоотношения, складывающиеся в процессе реорганизации юридического лица, на две группы: "внутренние правоотношения" - охватывающие круг участников реорганизуемых субъектов, и "внешние правоотношения" - отражающие связь реорганизуемых юридических лиц с иными субъектами права. При этом следует отметить взаимообусловленность данных групп правоотношений, а также определить обязательственно-правовую связь их субъектов.

4.   В действующем законодательстве Казахстана в ст. 45 ГК РК предусматривается пять видов реорганизации:

1) Слияние - соединение  двух или нескольких юридических  лиц, при котором происходит  объединение их прав и обязанностей  в одно юридическое лицо;

2) Присоединение - одно  юридическое лицо присоединилось  к другому, при этом все неимущественные  права и обязанности присоединяющегося  липа переходят к главной организации;

3) Разделение - одно юридическое  лицо разделось на две или  более части, прежнее юридическое  лицо прекращает свое существование,  а его права и обязанности  переходят к вновь созданным  юридическим лицам;

4) Выделение - основное  юридическое лицо продолжает  свое существование, но из его  состава выделились отдельные  структурные подразделения в  самостоятельное юридическое лицо;

5) Преобразование – изменение  организационно-правовой формы юридического  лица, при этом прекращается существование  организации в прежнем виде, а  его права и обязанности полностью  переходят к правопреемнику.

Такой подход к определению  реорганизации юридических лиц  не является единственно возможным, о нем свидетельствует законодательство зарубежных стран.

5.   Преобразование юридического лица, как уже указывалось, связано с изменением его организационно-правовой формы. Вместе с тем, позиция законодателя в данном вопросе неоднозначна. В соответствии с п. 5 ст.46 ГК РК преобразование рассматривается и как изменение организационно-правовой формы, и как преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида. Такое отождествление неравнозначных понятий (форма и вид) представляется недопустимым. Предлагаем пункт 5 статьи 46 ГК РК изложить в следующей редакции: «При преобразовании юридического лица, то есть изменении его организационно-правовой формы, сопровождающимся прекращением реорганизованного юридического лица и созданием другого юридического лица, к последнему переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом».

6.   В настоящее время в ГК РК и  принятых на его основе законах отражается в основном лишь процесс создания в результате реорганизации новых организаций. А именно, в соответствии с п. 4 ст. 45 ГК РК юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Таким образом, в большинстве случаев законодатель определяет момент завершения реорганизации моментом государственной регистрации новых юридических лиц, и лишь при реорганизации в форме присоединения завершение реорганизации связано с моментом внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Между тем и создание, и прекращение юридических лиц в равной мере характерны для реорганизации. Несмотря на то, что в юридической литературе прекращение юридического рассматривается в качестве неотъемлемого результата реорганизации при всех формах, кроме выделения, по нашему мнению требуется закрепление соответствующего положения и в ГК РК - основном правовом акте, регламентирующем основания, порядок и последствия проведения реорганизации. Поэтому предлагаем абзац 1 пункта 4 статьи 45 ГК РК после указания на момент, с которого юридическое лицо считается реорганизованным, дополнить предложением следующего содержания: «В связи с этим в едином государственном реестре юридических лиц должна быть сделана запись о прекращении реорганизованного юридического лица (за исключением реорганизации в форме выделения) со дня государственной регистрации вновь возникшего юридического лица».

7.   Ликвидация и реорганизация, в результате проведения которых происходит прекращение юридических лиц, отличаются друг от друга процедурой их проведения и правовыми последствиями, наступающими по окончании соответствующих процедур, а именно - правопреемством, возникающим в результате реорганизации.

8.   Ликвидация юридического лица должна определяться как правоотношение, существующее в развитии, которое в то же время является правовым состоянием, т.е. юридическим фактом, влекущим прекращение правоотношений, облекающихся в форму юридического лица и составляющих его содержание.

9.   Основаниями добровольной ликвидации юридических лиц являются односторонние сделки, если решения о ликвидации принимаются учредителем или органом юридического лица, или многосторонние сделки, подобные учредительным договорам, если решение принимается несколькими учредителями.

10.Принудительная ликвидация  юридических лиц является мерой  публично-правовой ответственности  или мерой защиты гражданских  прав. В современных условиях  необходимо также ввести институт  уголовной ответственности юридических  лиц за совершение экономических  преступлений и предусмотреть  в качестве уголовно-правовой  санкции их ликвидацию.

11.Принудительная ликвидация  юридических лиц является мерой  защиты, если она осуществляется  в связи с уменьшением имущества  (дефект материального субстрата), в связи с уменьшением числа  участников (дефект людского субстрата)  и в связи с нарушением требований  закона при их создании. Нормы  ГК о принудительной ликвидации  юридических лиц по этим основаниям  необходимо изменить.

12.В настоящее время  законом не предусмотрены основания,  порядок и последствия признания  недействительным решения о создании  юридического лица, в связи с  чем в ст. 49 ГК РК необходимо  предусмотреть положение, обязывающее  уполномоченный орган предъявить  иск о ликвидации юридического  лица.

При признании недействительным решения о государственной регистрации  юридического лица при его создании сделки, совершённые юридическим  лицом до этого момента следует  считать незаключенными.

13.Устанавливая требования  о порядке уведомления кредиторов  юридического лица при его  реорганизации, казахстанское гражданское  законодательство одновременно  не предъявляет никаких требований  к самому уведомлению. Отсутствие  нормативных предписаний по данному  вопросу нарушает права кредиторов  реорганизуемого юридического лица. Подробная информация о реорганизации  юридического лица, отраженная в  уведомлении, способствовала бы  полной и своевременной реализации  прав кредиторов требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, а также давала возможность оценить степень риска, связанного с реорганизацией должника. Представляется целесообразным указывать в уведомлении следующие сведения: кем и когда было принято решение о реорганизации юридического лица; форма проводимой реорганизации, порядок и сроки ее проведения; предполагаемые правопреемники юридического лица, пропорция раздела активов и пассивов между ними; адрес для направления кредитором ответа и требований к реорганизуемому юридическому лицу.

Кроме того, в качестве одной  из гарантий прав и законных интересов  кредиторов при реорганизации юридических  лиц может быть предложено законодательно закрепленное право кредитора па ознакомление с документами о  реорганизации: реорганизационным  договором, передаточным актом или  разделительным балансом, сведениями о кредиторах и должниках реорганизуемого  юридического лица и прочее.

14.Гражданский кодекс  Республики Казахстан не устанавливает  срок, в течение которого кредиторы  уведомляются о проводимой реорганизации.  Сроки проведения реорганизационных  процедур содержатся в специальных  законах: Законе РК «Об акционерных  обществах» и Законе РК «О  товариществах с ограниченной  и дополнительной ответственностью».  Представляется необходимым закрепление  в ГК РК требований о сроках  уведомления кредиторов юридических  лиц любой организационно-правовой  формы.

15.Статья 48 ГК РК однозначно  не определяет, вплоть до какого  момента подлежат рассмотрению  и кем удовлетворяются требования  кредиторов реорганизуемого юридического  лица о прекращении или досрочном  исполнении обязательств и возмещении  убытков.

Предлагается дополнить  п.2 ст.48 ГК РК вторым абзацем, изложив  его в следующей редакции:

«2. При разделении и выделении  кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником  по которому является это юридическое  лицо, и возмещения убытков.

Требования о  прекращении или досрочном исполнении обязательства и о возмещении убытков могут быть предъявлены  реорганизуемому юридическому лицу до момента государственной регистрации  нового юридического лица».

16. В связи с тем, что кредитор реорганизуемого юридического лица имеет право предъявить свои требования только в период реорганизации юридического лица до момента государственной регистрации следует внести изменения в п.1 ст. 48 ГК РК, изложив его в следующей редакции:

«1. Собственник имущества  юридического лица или орган, принявший  решение о реорганизации юридического лица, обязан письменно уведомить  об этом кредиторов реорганизуемого  юридического лица в течение трех дней с момента принятия решения о реорганизации, но не позднее подачи заявления на государственную регистрацию».

17. Поскольку юридическое  лицо может заниматься экономической  деятельностью в период осуществления  государственной регистрации, и  у него могут появиться новые  активы, должен составляться второй  передаточный акт после завершения  государственной регистрации. Таким образом, предлагается внести изменения в п. 5 статьи 46 ГК РК о порядке правопреемства, изложив его в следующей редакции:

Информация о работе Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц