Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:08, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации и ликвидации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего казахстанского гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование институтов реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Введение
1. Реорганизация юридических лиц
1.1 Понятие и признаки реорганизации юридического лица
1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц
2. Ликвидация юридических лиц
2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц
2.2 Основания и порядок ликвидации
3. Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц
3.1 Обеспечение прав кредиторов и общегражданские способы их защиты
3.2 Гарантии прав кредиторов и специальные способы их защиты при реорганизации юридических лиц
Заключение
Список использованных источников
В целях усовершенствования законодательства предлагается:
- распространить действие
гарантии прав государства как
кредитора реорганизуемого
- установить санкции за
неисполнение реорганизуемой
- дополнить п.2 ст.48 ГК РК вторым абзацем, изложив его в следующей редакции:
«2. При разделении и выделении кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
Требования о
прекращении или досрочном
- в связи с тем, что кредитор реорганизуемого юридического лица имеет право предъявить свои требования только в период реорганизации юридического лица до момента государственной регистрации следует внести изменения в п.1 ст. 48 ГК РК, изложив его в следующей редакции:
«1. Собственник имущества
юридического лица или орган, принявший
решение о реорганизации
Кроме того, необходимо законодательно закрепить положения о том, что реорганизация коммерческой организации не может быть завершена до принятия налоговым органом решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки реорганизуемой организации-налогоплательщика.
Заключение
На основании проведенного
исследования правовой природы институтов
реорганизации и ликвидации, их характерных
признаков, форм и порядка проведения,
в результате системного анализа
теоретических научных
1. До настоящего времени в законодательстве нет четкого определения понятия «реорганизация».
Традиционным считалось
рассматривать реорганизацию
«Реорганизация юридических
лиц - это процесс перемены лиц
в имущественных и иных правоотношениях,
прекращение или изменение
2. Основной подход к определению реорганизации должен учитывать особенности юридического лица как искусственно созданного субъекта гражданского права. Неслучайно в законодательстве регламентируются вопросы, касающиеся: оснований реорганизации; лиц, принимающих решение о реорганизации; порядка ее проведения; момента прекращения реорганизации и результата реорганизации.
К числу существенных признаков реорганизации, по нашему мнению, следует отнести следующие:
- субъектом реорганизации
может выступать только
- реорганизация как процесс
связана с прекращением
- в результате реорганизации
имеет место универсальное (
3. Предлагается классифицировать правоотношения, складывающиеся в процессе реорганизации юридического лица, на две группы: "внутренние правоотношения" - охватывающие круг участников реорганизуемых субъектов, и "внешние правоотношения" - отражающие связь реорганизуемых юридических лиц с иными субъектами права. При этом следует отметить взаимообусловленность данных групп правоотношений, а также определить обязательственно-правовую связь их субъектов.
4. В действующем законодательстве Казахстана в ст. 45 ГК РК предусматривается пять видов реорганизации:
1) Слияние - соединение
двух или нескольких
2) Присоединение - одно
юридическое лицо
3) Разделение - одно юридическое
лицо разделось на две или
более части, прежнее
4) Выделение - основное
юридическое лицо продолжает
свое существование, но из его
состава выделились отдельные
структурные подразделения в
самостоятельное юридическое
5) Преобразование – изменение
организационно-правовой формы
Такой подход к определению
реорганизации юридических лиц
не является единственно возможным,
о нем свидетельствует
5. Преобразование юридического лица, как уже указывалось, связано с изменением его организационно-правовой формы. Вместе с тем, позиция законодателя в данном вопросе неоднозначна. В соответствии с п. 5 ст.46 ГК РК преобразование рассматривается и как изменение организационно-правовой формы, и как преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида. Такое отождествление неравнозначных понятий (форма и вид) представляется недопустимым. Предлагаем пункт 5 статьи 46 ГК РК изложить в следующей редакции: «При преобразовании юридического лица, то есть изменении его организационно-правовой формы, сопровождающимся прекращением реорганизованного юридического лица и созданием другого юридического лица, к последнему переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом».
6. В настоящее время в ГК РК и принятых на его основе законах отражается в основном лишь процесс создания в результате реорганизации новых организаций. А именно, в соответствии с п. 4 ст. 45 ГК РК юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Таким образом, в большинстве случаев законодатель определяет момент завершения реорганизации моментом государственной регистрации новых юридических лиц, и лишь при реорганизации в форме присоединения завершение реорганизации связано с моментом внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Между тем и создание, и прекращение юридических лиц в равной мере характерны для реорганизации. Несмотря на то, что в юридической литературе прекращение юридического рассматривается в качестве неотъемлемого результата реорганизации при всех формах, кроме выделения, по нашему мнению требуется закрепление соответствующего положения и в ГК РК - основном правовом акте, регламентирующем основания, порядок и последствия проведения реорганизации. Поэтому предлагаем абзац 1 пункта 4 статьи 45 ГК РК после указания на момент, с которого юридическое лицо считается реорганизованным, дополнить предложением следующего содержания: «В связи с этим в едином государственном реестре юридических лиц должна быть сделана запись о прекращении реорганизованного юридического лица (за исключением реорганизации в форме выделения) со дня государственной регистрации вновь возникшего юридического лица».
7. Ликвидация и реорганизация, в результате проведения которых происходит прекращение юридических лиц, отличаются друг от друга процедурой их проведения и правовыми последствиями, наступающими по окончании соответствующих процедур, а именно - правопреемством, возникающим в результате реорганизации.
8. Ликвидация юридического лица должна определяться как правоотношение, существующее в развитии, которое в то же время является правовым состоянием, т.е. юридическим фактом, влекущим прекращение правоотношений, облекающихся в форму юридического лица и составляющих его содержание.
9. Основаниями добровольной ликвидации юридических лиц являются односторонние сделки, если решения о ликвидации принимаются учредителем или органом юридического лица, или многосторонние сделки, подобные учредительным договорам, если решение принимается несколькими учредителями.
10.Принудительная ликвидация
юридических лиц является
11.Принудительная ликвидация
юридических лиц является
12.В настоящее время
законом не предусмотрены
При признании недействительным
решения о государственной
13.Устанавливая требования
о порядке уведомления
Кроме того, в качестве одной из гарантий прав и законных интересов кредиторов при реорганизации юридических лиц может быть предложено законодательно закрепленное право кредитора па ознакомление с документами о реорганизации: реорганизационным договором, передаточным актом или разделительным балансом, сведениями о кредиторах и должниках реорганизуемого юридического лица и прочее.
14.Гражданский кодекс
Республики Казахстан не
15.Статья 48 ГК РК однозначно
не определяет, вплоть до какого
момента подлежат рассмотрению
и кем удовлетворяются
Предлагается дополнить п.2 ст.48 ГК РК вторым абзацем, изложив его в следующей редакции:
«2. При разделении и выделении кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
Требования о
прекращении или досрочном
16. В связи с тем, что кредитор реорганизуемого юридического лица имеет право предъявить свои требования только в период реорганизации юридического лица до момента государственной регистрации следует внести изменения в п.1 ст. 48 ГК РК, изложив его в следующей редакции:
«1. Собственник имущества
юридического лица или орган, принявший
решение о реорганизации
17. Поскольку юридическое
лицо может заниматься
Информация о работе Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц