Финансирование выборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время большинство избирательных кампаний финансируется группами давления с целью продвижения встроенных лоббистов в представительных органах власти; если речь идет о выборах главы исполнительной власти, – с целью создания устойчивых связей с руководителями исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. История предыдущих избирательных кампаний в России показывает особую значимость финансового обеспечения выборов. В большинстве своем наличие больших финансовых ресурсов помогает партиям и кандидатам получить соответствующее количество мест во властных структурах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие, принципы, основные модели регулирования финансирования выборов………………………….……………………………..6
Глава 2 Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений (блоков)…………………………………………………………………………...17
Глава 3 Особенности финансирования избирательных комиссий и политических партий……………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

финансирование выборов.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

    Отношения между сторонами, возникающие в  связи с финансовым отчетом, носят  характер публично-правовых отношений, в которых у одной стороны  – обязанность по представлению отчета, у другой – право получения отчета, те есть речь идет о неравноправных отношениях субъектов. Вместе с тем представляется, что обязанность представления финансового отчета в избирательную комиссию юридически не означает подотчетность кандидата, избирательного объединения (блока) избирательной комиссии. Последняя уполномочена только принять отчет, выступает своеобразным депозитарием отчета. В законодательстве не указано, что избирательные комиссии имеют право отказать в принятии отчета. Право принять отчет означает одновременно и обязанность комиссии сделать это. Законодательство не дает комиссии права давать юридически значимые оценки финансового отчета, но комиссия вправе и обязана высказывать свои суждения относительно соблюдения законодательства и порядка представления отчета.

    Разовая финансовая отчетность, которая установлена  действующим законодательством, имеет  существенные недостатки. Главные из них: во-первых, конкурирующие кандидаты, партии в период избирательной кампании не подотчетны ни перед кем в своей финансовой деятельности. Избирательная кампания заканчивается в день официального опубликования результатов выборов, а финансовый отчет кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение (блок) обязаны представить не позднее чем через 30 дней от указанной даты. Такая свобода теоретически представляется необоснованной, а практически влечет за собой широко распространенное нецелевое использование средств избирательных фондов, в том числе и бюджетных средств. Во-вторых, одни финансовый отчет лишает общество, других кандидатов, организаторов выборов официальной, юридически значимой финансовой информации от основного носителя этой информации – кандидата, избирательного объединения (блока) на весь период выборов. Финансовый отчет кандидата как источник информации не может быть поставлен в один ряд с информацией банков, избирательных комиссий, не может быть заменен последней в силу разных юридических последствий. Поэтому ведение финансовых отчетов в ходе избирательной кампании – это новый канал гласности, открытости выборов, который не может быть заменен другими источниками информации.

    Согласно  закону «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания РФ» существуют следующие виды отчётов.

    Избирательное законодательство устанавливает финансовую отчетность избирательных комиссий о расходовании бюджетных средств на выборы и референдумы. Избирательным комиссиям в бюджетах все средства выделяются по строке «на проведение выборов и референдумов». Поэтому логичен вывод о том, что комиссии должны отчитываться о расходовании всех бюджетных средств. Однако практика идет по пути ограничения содержания финансовой отчетности расходами избирательных комиссий только за период со дня назначения выборов и до дня составления финансового отчета. До настоящего времени не решены проблемы, связанные с рассмотрением финансовых отчетов. Финансовые отчеты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий представляются соответственно в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления. Финансовые отчеты участковых и окружных избирательных комиссий не называются. На практике эти отчеты представляются в вышестоящую избирательную комиссию. Органы местного самоуправления, как правило, не получают финансовых отчетов избирательных комиссий. Участковая избирательная комиссия представляет в вышестоящую территориальную избирательную комиссию отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной участковой избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 10 дней со дня голосования (повторного голосования в случае его проведения). Территориальная избирательная комиссия представляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов, не позднее чем через 20 дней со дня голосования (повторного голосования в случае его проведения). Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 50 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации представляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации и передает в средства массовой информации отчет о расходовании средств федерального бюджета, а также сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации. Указанные отчет и сведения не позднее чем через один месяц со дня их представления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации должны быть опубликованы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в ее официальном печатном органе, а также размещены в сети «Интернет».

    Ответственность. Законодательством предусмотрена юридическая ответственность за правонарушения, связанные с финансирование выборов. В Федеральном законе РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» речь идет об уголовной, административной либо иной ответственности в соответствии с федеральными законами. Иначе говоря, этот Федеральный закон содержит бланкетную норму, которая отсылает к другим законам, то есть с точки зрения правоприменения эта норма не может работать.

    Мерами  государственно-правовой ответственности  за правонарушения при финансировании выборов могут быть:

    - отказ в заверении списков кандидатов, принятии уведомления о выдвижении кандидата в одномандатном избирательном округе;

    - отказ в приеме подписных листов  и других документов на регистрацию кандидата, списка кандидатов;

    - вынесение предупреждения кандидату,  зарегистрированному кандидату, избирательному объединению (блоку), инициативной группе избирателей;

    - отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов);

    - приостановление регистрации кандидата (списка кандидатов);

    - отмена регистрации кандидата (списка кандидатов);

    - признание выборов недействительными.

    Ассигнования  на подготовку и проведение выборов  и референдумов предусматриваются  отдельной строкой в соответствующем  бюджете на очередной финансовый год. Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов и референдумов, являются комиссии, организующие выборы и референдумы, финансирование которых осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума. Если финансирование выборов, референдума не осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств комиссии, организующей выборы, референдум, подготовка и проведение выборов, референдума осуществляются за счет кредитов банков, которые предоставляются на конкурсной основе этой комиссии или избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, если избирательная комиссия, организующая выборы в органы местного самоуправления, местный референдум, не является юридическим лицом. При этом допустимый объем расходования средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете избирательной комиссии, комиссии референдума соответствующего уровня о расходовании средств при подготовке и проведении аналогичных предыдущих выборов, референдума, с учетом изменения установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Правительство Российской Федерации, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления обязаны в десятидневный срок со дня обращения соответствующей комиссии дать ей государственную или муниципальную гарантию исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты. Финансирование выборов включает в себя прямое и косвенное финансирование избирательной кампании, а также иное поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов, не ограниченное рамками избирательной кампании4. Прямое финансирование выборов – обеспечивающие выборы финансовые действия: перечисление, поступление, расходование, учет денежных средств, отчетность и другие действия, влекущие за собой движение бюджетных и иных финансовых ресурсов государства, организаций, граждан.5

    Косвенное финансирование выборов связано  с оказанием материальной поддержки  кандидатам, политическим партиям, предоставлением  бесплатного эфирного времени для  целей выборов, распространением бесплатной информации о кандидатах, предоставлением налоговых льгот, содержанием избирательных комиссий, информационных систем, направленных на обеспечение выборов.6

    Косвенное финансирование выборов должно регулироваться с помощью законодательства о  финансировании партий, политических фондов и движений, а также законодательства, регулирующего финансирование избирательных комиссий, специальных программ и организаций, связанных напрямую с решением проблем выборов и избирательного права.

    Прямое  финансирование подлежит регламентации  через специальные законы о финансировании выборов.

    Проблемы  модели финансирования выборов связаны  с отношением к государственному и негосударственному финансированию. Теоретически существуют два разных пути решения проблемы:

    Первый  – запрещение негосударственного финансирования в любой форме.

    Второй  – сочетание государственного и  негосударственного финансирования выборов. Является наиболее приемлемым для избирательного права России. Опыт зарубежных стран  показывает, что государство так  или иначе участвует в финансировании выборов, прямо или косвенно субсидирует партии, средства массовой информации, политические фонды в связи с их участием в выборах. К тому же этот путь позволяет использовать негосударственные средства, уменьшая тем самым нагрузку на бюджеты.

 

    Глава 2 Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений (блоков) 

    Для кандидата или избирательного объединения (блока) процесс финансирования начинается с создания избирательного фонда. Кандидаты  обязаны создавать избирательные  фонды в течение четко установленного законом времени, а именно: в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией. Избирательные объединения (блоки), выдвинувшие списки кандидатов, должны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, соответствующими избирательными комиссиями.

    Избирательный фонд – это денежные средства на специальном избирательном счете кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока), которые аккумулируются и расходуются в установленном законодательством порядке.7

    Избирательный фонд – публично-правовое образование, имеющее строго целевое назначение и временный характер8. Поэтому вопросы владения, пользования и распоряжения избирательным фондом не могут регулироваться гражданским правом, а составляют предмет специального правового регулирования средствами избирательного и финансового права. Кандидат не является собственником избирательного фонда, но управляет им сам либо поручает управление своему представителю.

    Предусмотрено четыре вида избирательных фондов: избирательный фонд кандидата в  депутаты Государственной Думы; избирательный  фонд избирательного объединения; избирательный фонд избирательного блока; избирательный фонд кандидата в Президенты Российской Федерации. Первые три создаются на парламентских выборах, последний – на президентских. Избирательные фонды имеют временный характер и строго целевое назначение. В них должны аккумулироваться все средства, затрачиваемые на избирательные кампании всеми участниками выборов, кроме избирательных комиссий. Избирательный фонд создается, функционирует и ликвидируется в установленном порядке. Ответственность за поступление и расходование средств фонда несет кандидат, его полномочный представитель, а на выборах в Государственную Думу по общефедеральному округу – избирательное объединение (блок). При этом юридическая ответственность до настоящего времени не определена.

    Следует сказать, что кандидаты вправе, а  избирательные объединения и  избирательные блоки обязаны  назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам, которые затем  регистрируются соответствующей избирательной  комиссией. Для этого кандидат, представитель избирательного объединения, избирательного блока представляет в избирательную комиссию заявление о назначении уполномоченным представителем по финансовым вопросам определенного физического лица, а последнее в письменной форме дает согласие на выполнение своих обязанностей. Возможно назначение нескольких представителей по финансовым вопросам. Для создания избирательного фонда в избирательную комиссию должно быть направлено уведомление от кандидата, представителя избирательного объединения (блока) в котором сообщается о намерении создать избирательный фонд путем открытия специального избирательного счета. Согласно Постановлению избирательной комиссии Белгородской области «О порядке открытия и ведения специальных счетов, учета средств избирательных фондов, фондов референдума, фондов отзыва и отчетности по этим средствам» кандидат после письменного уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о его выдвижении до начала сбора подписей избирателей в поддержку его выдвижения, но не позднее, чем за пять дней до дня представления в окружную избирательную комиссию документов для его регистрации, обращается в избирательную комиссию с заявлением по форме № 1 о выдаче разрешения на открытие специального счета с указанием реквизитов филиала Сберегательного банка. Рассмотрев уведомление, соответствующая избирательная комиссия дает разрешение на открытие специального избирательного счета, куда перечисляются все денежные средства, образующие избирательный фонд. Счет может быть открыт самим кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, блока в филиалах Сберегательного банка РФ, а при их отсутствии – в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа, по согласованию с соответствующей избирательной комиссией.

    Основаниями открытия счета на федеральных выборах являются:

    - наличие заверенной Центральной  избирательной комиссией Российской  Федерации копии списка кандидатов;

    - заявление в банк уполномоченного  представителя избирательного объединения  (блока) по финансовым вопросам, назначенного избирательным объединением;

    - карточки (2 экз.) с образцами подписей  и оттиском печати избирательного  объединения, которые также должны быть заверены в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

    - разрешение Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации  на открытие счета, которое  на практике имеет форму обращения  Центральной избирательной комиссии  Российской Федерации в отделение Сбербанка Российской Федерации, подписываемого Председателем или Заместителем председателя Комиссии.

    Создание  избирательного фонда является обязательным при проведении избирательной кампании. Закон устанавливает два исключения, когда он может не формироваться.

    Во-первых, при поведении выборов в органы местного самоуправления законом субъекта федерации может быть установлено, что кандидат вправе не создавать  избирательный фонд при определенном числе избирателей в избирательном  округе (но не более пяти тысяч избирателей), если он не будет проводить финансирование своей избирательной кампании. В данном случае кандидат должен в письменной форме уведомить об этом избирательную комиссию.

    Во-вторых, кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, блоком, не имеют права создавать собственные избирательные фонды.

    После открытия специального избирательного счета начинается непосредственно  формирование избирательного фонда  путем поступления денежных средств от лиц, исчерпывающий перечень которых дан в законе. В соответствии с п. 5 ст. 58 Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» фонды кандидатов, избирательных объединений и блоков могут создаваться за счет:

    а) собственных средств кандидата, избирательного объединения, избирательного блока;

Информация о работе Финансирование выборов